Решение по делу № 2-2857/2023 от 04.08.2023

Дело № 2-2857/23

54RS0002-01-2023-003447-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2023 года                                           ***         Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе

председательствующего судьи                    Пуляевой О.В.

при секретаре                                                                            Сухановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ *** * третье лицо ФГКУ УВО ВНГ России по *** в лице Железнодорожного отдела вневедомственной охраны о понуждении к устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов дошкольных образовательных учреждений,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором (с учетом уточнений от ****) просит возложить на мэрию *** обязанность выделить денежные средства для обеспечения МБДОУ *** * охраной сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Истец так же просит возложить на МБДОУ *** *      обязанность в течение одного месяца с даты выделения мэрией *** соответствующих денежных средств обеспечить охрану силами сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой проведена проверка требований законодательства об антитеррористической защищенности в детском учреждении, по результатам которой установлено, что в нарушение требований пункта 5 Требований к антитеррорестической защищенности объектов (территорий) Министерств» просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ № 1006, утвержденных Постановлением правительства РФ от 02.08.2019, охрана в детском саду      не обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями вневедомственной охраны исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны. Мэрий *** бюджетные средства для обеспечения надлежащей охраны дошкольного образовательного учреждения не выделены, что также не соответствует требованиям федерального законодательства. Прокуратурой внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения закона фактически не устранены.

Участвующий в деле прокурор доводы иска поддержал.

Представитель мэрии *** в судебном заседании с требованиями не согласился, представил в суд письменные возражения (л.д.57), указывая, что террористическая защищенность объекта осуществляется с использованием системы тревожной кнопки, осуществлением физической охраны объекта сторожами. Также, образовательной организацией заключен договор, по которому прибывает группа задержания вневедомственной охраны Росгвардии. В случае удовлетворения иска на выделение денежных средств требуется значительный срок, а так же является недостаточным срок в 1 месяц для проведения конкурса детским учреждением.

Представитель МБДОУ *** * в судебном заседании указал, что в случае выделения финансирования договор будет заключен.

Представители третьего лица в судебном заседание считали иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом МБДОУ *** * присвоена третья категория опасности. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности, по результатам которой выявлено, что в нарушение требований закона указанный объект (территория) МБДОУ *** * не обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В связи с этим в адрес мэра *** прокурором *** внесено **** представление об устранении нарушений требований законодательства (л.д. 31).

Из ответа от **** (л.д. 39) следует, что в учреждениях образования организована работа по антитеррористической защищенности учреждений образования. Отсутствие охраны сотрудниками частных охранных организаций в дошкольных учреждениях образования, имеющих 3 категорию опасности, связано с недостаточностью бюджетного финансирования.

Согласно ст.123.22 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п.1). Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п.2). Согласно Устава МБДОУ учредителем учреждения является муниципальное образование ***. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет мэрия ***. Главное управление образования мэрии *** осуществляет функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с правовыми актами мэрии. Имущество Учреждения принадлежит на праве собственности ***. От имени *** права собственника имущества Учреждения в пределах предоставленных им полномочий осуществляют: Совет депутатов ***, мэр ***, мэрия.

В силу ст.7 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации(пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом устанавливает Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ, согласно которому принятые в целях реализации закрепленных в нем положений нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации являются частью правовой основы противодействия терроризму (преамбула, статья 1).

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Пунктом 5 данных требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно подпунктов «а», «в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктами «а», «б» пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются в частности мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

При таких обстоятельствах, ответчики обязаны обеспечить детское учреждение сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Положениями ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом свою деятельность бюджетное учреждение осуществляет с государственными (муниципальными) заданиями.    Государственные (муниципальные) задания формируется для бюджетных учреждений в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Тем самым публичные образования принимают на себя необходимые расходы по выполнению задания. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Непринятие мер по обеспечению детского учреждения охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, способствует беспрепятственному доступу посторонних лиц на территорию образовательной организации, что создает возможность совершения террористического акта и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Доводы представителя мэрии *** об отказе в иске в связи с наличием кнопки экстренного вызова охраны, сторожей и вахтеров основаны на неверном толковании норм материального права. Наличие в детском саду тревожной кнопки, системы видеонаблюдения, сторожей и вахтеров, само по себе не свидетельствует о соблюдении необходимых, законодательно установленных мер, по обеспечению безопасного пребывания детей в детском дошкольном учреждении.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что вопрос о выделении дополнительного бюджетного финансирования требует временных затрат, суд полагает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения: мэрии *** в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а для детского учреждения (с учетом доводов ответчиков о соблюдении процедуры заключения договоров) - в течение четырех месяцев со дня выделения мэрией *** денежных средств. Суд полагает данный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда, поскольку предоставление иного, более длительного срока приведет к повышению риска антитеррористической незащищенности объекта, угрозе безопасности детей дошкольного возраста.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Возложить на мэрию *** (**) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу выделить денежные средства для обеспечения МБДОУ *** * (**    охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Возложить на МБДОУ *** * (**) обязанность в течение четырех месяцев с даты выделения мэрией *** соответствующих денежных средств обеспечить охрану силами сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в * областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме через * районный суд ***.

судья

2-2857/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Железнодорожного р-на г. Новосибирска
Ответчики
МБДОУ г. Новосибирска "Детский сад №414 "Чебурашка"
Мэрия г. Новосибирска
Другие
ФГКУ УВО ВНГ России по НСО
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.nsk.sudrf.ru
04.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее