дело № 2а-2344/2018 | |
12 декабря 2018 года | г. Евпатория |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Каменьковой И.А. при секретаре Цихончук И.А., с участием административного истца – Панченко Сергея Владимировича, представителя административного ответчика – Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым – Кравцовой Марии Витальевны, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панченко Сергея Владимировича к Администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
В ноябре 2018 года Панченко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке в льготную очередь и включении в список очередности на получение в собственность земельного участка и обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о постановке на льготную очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства с приложением к нему необходимого пакета документов. ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> Республики Крым на основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015, вынесла постановление №-п об отказе административному истцу в постановке на очередь и включении в список очередности на получение в собственность земельного участка, которое получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ не законным, не обоснованным, нарушающим его права и законные интересы, так как п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 указывает на то, что если у заявителя или членов его семьи имеется в собственности земельный участок, то у него нет права на обращение к Администрации <адрес> Республики Крым, но при этом у административного истца нет семьи и нет в частной собственности земельного участка, поэтому он обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке в льготную очередь и включении в список очередности на получение в собственность земельного участка и обязании совершить определенные действия – признать его относящимся к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; о понуждении Администрации <адрес> Республики Крым, включить его в льготную очередь граждан, имеющих право на приобретение земельных участков на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и включить в список очередности на бесплатное получение в собственность земельного участка.
В предварительном судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, просил суд административный иск удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, также пояснили, что действительно в его частную общую долевую собственность в порядке наследования по закону перешло 3/48 доли недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что по его мнению не является основанием в отказе в постановке на очередь на бесплатное получение в собственность земельного участка, так как земельный участок под указанным домовладением не приватизирован и ему на праве частной собственности не принадлежит, что не относит его к категории лиц, имеющих земельные участки на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в связи с чем просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Администрации <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, до судебного заседания от представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика с просьбой отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В предварительном судебном заседании представитель административного ответчика – Департамента имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым – Кравцова М.В., считала исковые требования Панченко С.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как при рассмотрении заявления Панченко С.В. было установлено, что ему на праве частной общей долевой собственности принадлежит 3/48 доли недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. При этом земельный участок под указанным жилым домом, находиться в пользовании Панченко С.В. в силу норм действующего законодательства и согласно п. 7 ст. 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 он имеет право обратиться в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о передаче ему в собственность в порядке бесплатной приватизации соответствующей доли земельного участка в общей долевой собственности на домовладение, в связи с чем Панченко С.В. было отказано в постановке на очередь и включении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования на основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015, поэтому считает действия по отказу правомерными, просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения лиц, принимающих участие в предварительном судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Панченко С.В. обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о постановке в очередь и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, к которому приложил копии следующих документов: паспорт гражданина Российской Федерации свой и ФИО5, ФИО6; выписку из ЕГРН о принадлежности строений – три экземпляра; свидетельство о праве собственности на наследство по закону серии <адрес> АА №, №; технический паспорт БТИ; свидетельство о рождении ФИО7 и ФИО8; страховое свидетельство; справка о составе семьи; расписка членов семьи (л.д. 31 – 52). Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Панченко С.В. отказано в постановке в очередь и включении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в связи с несоответствием заявителя требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крыма от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 (л.д. 30).
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения сроков на обращение в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как пояснил в судебном заседании административный истец, о нарушенном праве ему стало известно при получении нарочно постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок обжалования постановления Администрации <адрес> Республики Крым по отказу в постановке в очередь и включении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в связи с несоответствием заявителя требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крыма от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015, административным истцом не пропущен.
Статьей 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом, при этом заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривает уполномоченный орган местного самоуправления – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования (абз. 3 ст. 2 указанного закона).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта предоставляются льготным категориям граждан в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
На основании ч. 1 ст. 6. Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» граждане, определенные статьей 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган.
В заявлении указываются вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и другие сведения, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право гражданина на приобретение земельного участка в собственность бесплатно или в аренду.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» предоставление земельных участков гражданам, указанным в статье 4 настоящего Закона, осуществляется однократно по выбору заявителя в собственность бесплатно или в аренду при соблюдении условий, в том числе и тех, что гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии с законодательством.
При этом судом установлено и не опровергалось административным истцом в судебном заседании, а также подтверждается материалами административного дела, что ему в порядке наследования по закону, согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве частной собственности 3/48 доли недвижимого имущества – жилого дома и хозяйственных строений, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 44).
Земельный участок под указанным жилым домом, находиться в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (п. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ).
Таким образом в силу указанных выше норм земельного законодательства при переходе права частной собственности на долю в жилом домовладении, Панченко С.В. приобрел право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для его использования по назначению.
На основании п. 7 ст. 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до ДД.ММ.ГГГГ, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 – 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Статьи 3 – 6 настоящего Закона как раз устанавливают порядок льготного получения земельного участка в собственность или аренду, под действие которых административный истец в силу норм действующего законодательства не подпадает, так как для него п. 7 ст. 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлен иной порядок получения в бесплатную собственность земельного участка, который находится в его фактическом пользовании, так как на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на долю в котором возникло у Панченко С.В. до ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд приходит к выводу, что постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части отказа Панченко С.В. в постановке в очередь и включении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в связи с несоответствием заявителя требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крыма от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015, принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем не подлежит признанию незаконным, поэтому в удовлетворении заявленных административных требованиях Панченко С.В., следует отказать в полном объеме, так как основания иска о том, что административному истцу на праве частной собственности не принадлежит и не передавался земельный участок в связи с чем он подпадает под льготную категорию лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность или аренду земельного участка, являются необоснованными так как построены истцом на неверном толковании действующих норм права в части земельного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1, 2, 3 – 6, пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», статьёй 35 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 218, частью 1 статьи 219, пунктом 2 части 9, частью 11 статьи 226, статьёй 227, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░