Дело № 2-3489/2023
22RS0066-01-2023-002995-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2023 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Яковченко О.А.
при секретаре Райман А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Булгакова С.В. к АО «Барнаульская горэлектросеть» о признании платежных документов не соответствующими действующему законодательству, не позволяющими произвести проверку правильности начислений,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском к АО «Барнаульская горэлектросеть», в котором просит признать, что отсутствие персональных данных потребителя у энергоснабжающей организации не позволяет выполнить формулу расчета норматива с вещественным результатом для выставления в качестве оплаты за коммунальную услугу, а также выполнить обязательные требования к платежному документу и лишает потребителя возможности проверки правильности начисления оплаты за коммунальный ресурс (услугу); признать, что платежные документы в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, выставленные истцу ответчиком, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В обоснование иска указал, что ответчик поставляет электроэнергию по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года оплата за электроэнергию производится по нормативу потребления. Норматив определяется согласно постановлению администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № № «О порядке расчетов бытовых потребителей за электрическую энергию при отсутствии электросчетчиков».
С ДД.ММ.ГГГГ года норматив потребления электроэнергии на территории Алтайского края установлен решением Управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которому в определении величины норматива стало учитываться количество временно или постоянно проживающих в жилом помещении, что является персональными данными потребителя.
Примерная форма платежного документа, утвержденная Приказом Минстроя РФ № 43/пр от 26.01.2018, включает всю информацию, обязательную к размещению на квитанциях за ЖКУ. Сведения должны быть дополнены данными о площади жилого или нежилого помещения, за которое вносится плата, и количестве проживающих в нем граждан.
Количество временно или постоянно проживающих в жилом помещении, присутствует в расчетной формуле оплаты электроэнергии по нормативу:
Pi = ni x Nj x Кпов x Ткр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги,
Кпов – повышающий коэффициент, в 2016 году равный 1,4, а с 01.01.2017 – 1,5;
Ткр – тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчик за предоставлением персональных данных (количество проживающих) к истцу не обращался, между тем бланк АО «БГЭС», используемый для оформления письменного согласия на обработку персональных данных представлен. За период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года оплата за электроэнергию истцом производилась.
Таким образом, платежные документы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года не могут соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а поскольку ответчик является монополистом на рынке поставки электроэнергии, то отсутствие информации в платежных документах, лишает потребителя возможности проверки правильности начисления оплаты.
Участвуя в судебном заседании до перерыва, истец Булгаков С.В. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
После перерыва истец в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика АО «БГЭС» Куслин М.В. возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения представителя ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу положений ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно абз. 3 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Такая обязанность наступает при наличии технической возможности установки прибора учета.
Абзац 3 пункта 42 введен в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг".
Согласно приложению N 2 к Правилам N 354 в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета, размер платы за
коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, согласно пункту 42 Правил, определяется по формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x Кпов x Ткр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Кпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № по иску Булгакова С.В к АО «БГЭС» о признании действий незаконными, об обязании восстановить электроснабжение, взыскании суммы, компенсации морального вреда установлено, что Булгаков С.В. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, строение по <адрес> (Литер А, А1) является самовольным.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Алтайэнерго» и Булгаковым С.В. был заключен договор энергоснабжения.
Из переписки с 2005 года между ОАО «Барнаульская горэлектросеть» и Булгаковым С.В. следует, что счетчики на электроэнергию в жилом доме по <адрес> не расчетные, в эксплуатацию не введены.
В жилом доме истца по <адрес> имеется техническая возможность установки прибора учета электроэнергии, однако с ДД.ММ.ГГГГ года истец не предпринимает мер к установке прибора учета электрической энергии и введение его в эксплуатацию.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеизложенных норм закона, АО «Барнаульская горэлектросеть» имело основания для начисления платы за электроэнергию истцу исходя из установленного норматива с учетом количества проживающих с учетом повышающего коэффициента.
Решением мирового судьи судебного участка № 7 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № по делу по иску АО «БГЭС» к Булгакову С.В. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в жилом доме по <адрес> спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года) проживало 4 человека.
Тот факт, что АО «Барнаульская горэлектросеть» к истцу за предоставлением персональных данных, а именно, количества проживающих лиц в жилом помещении, не обращалась, не может свидетельствовать о невозможности выполнить формулу расчета норматива для выставления в качестве оплаты за электроэнергию, поскольку вышеуказанным решением мирового судьи в спорный период установлено количество проживающих в жилом помещении лиц.
Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, АО «Барнаульская горэлектросеть» в спорный период располагало сведениями о количестве проживающих лиц и правомерно производило начисления исходя из указанного количества.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «з» пункта 34 Правил № 354 потребитель сам обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений.
Такие сведения за спорный период истец ответчику не сообщал.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).
Согласно пункту 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Согласно пункту 67 Правил и части 2 статьи 155 Жилищного ЖК РФ плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 69 Правил в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;
г(1)) размер повышающего коэффициента, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг,
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг,
иными основаниями;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе
штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Требования ЖК РФ и Правил носят императивный характер и обязательны к исполнению.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр.
Таким образом, вопреки доводам истца, нормативными документами, устанавливающими требования к содержанию платежного документа, указание персональных данных лиц, постоянно или временно проживающих в жилом помещении, в отношении которого производится начисление оплаты коммунального ресурса, не предусмотрено.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Булгакова С.В. к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края о признании платежных документов не соответствующими требованиям закона, не позволяющими произвести проверку правильности начислений, оставлены без удовлетворения. В ходе рассмотрения дела судом проверялись аналогичные доводы истца, и были признаны необоснованными. Указанным решением установлено, что платежные документы, выставляемые для оплаты электроэнергии в жилом помещении по <адрес> в период с <адрес> года по <адрес> года по содержанию соответствуют пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Приказу Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр. Кроме этого, в них содержится информация о количестве проживающих лиц в жилом помещении по <адрес> - 4, и норматив потребления.
Доводы истца о несоответствии чек-ордера, выдаваемого ПАО «Сбербанк» при внесении им оплаты за коммунальную услугу, требованиям п.69 Правил № 354 указанным решением признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании закона, поскольку чек-ордер не относится к платежным документам по смыслу ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, на основании которых вносится плата за коммунальную услугу.
Указанное решение имеет для рассмотрения настоящего дела преюдициальное значение, в связи с чем данные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, платежные документы, выставляемые ресурсоснабжающей организацией Булгакову С.В. в спорный период, в полном объеме содержат информацию, позволяющую применить формулу 4(1) приложения N 2 к Правилам № 354 для расчета размера платы за потребленную электроэнергию. При этом, как уже было указано ранее,
для применения данной формулы персональные данные лиц, проживающих в жилом помещении, не требуются.
Поскольку платежные документы, направляемые в адрес Булгакова С.В., соответствуют требованиям действующего законодательства, какие-либо нарушения прав истца при выставлении платежных документов, судом в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, требования истца признать, что отсутствие персональных данных потребителя у энергоснабжающей организации АО «Барнаульская горэлектросеть» не позволяет выполнить формулу расчета норматива с вещественным результатом для выставления в качестве оплаты за коммунальную услугу; признать, что отсутствие персональных данных потребителя у энергоснабжающей организации АО «Барнаульская горэлектросеть» не позволяет выполнить обязательные требования к платежному документу и лишает потребителя права и возможности проверки правильности начисления оплаты за коммунальную услугу; признать, что платежные документы за период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, выставляемые потребителю Булгакову С.В. ресурсоснабжающей организацией АО «Барнаульская горэлектросеть» не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Булгакова С.В. к АО «Барнаульская горэлектросеть» о признании платежных документов не соответствующими действующему законодательству, не позволяющими произвести проверку правильности начислений оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Барнаула.
Судья О.А. Яковченко