ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8816/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 11 апреля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.,
Судей Гусева Д.А., Раужина Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-998/2022, УИД 04RS0004-01-2022-000687-53 по иску Министерства здравоохранения Республики Бурятия к Шалдановой Саяне Зоригтоевне о взыскании части республиканской единовременной выплаты,
встречному исковому заявлению Шалдановой Саяны Зоригтоевны к Министерству здравоохранения Республики Бурятия о признании недействительными и ничтожными условий пунктов дополнительного соглашения к договору о предоставлении республиканской единовременной выплаты,
по кассационной жалобе Шалдановой Саяны Зоригтоевны на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 января 2023 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство здравоохранения Республики Бурятия обратилось в суд с иском к обращаясь в суд с иском к Шалдановой Саяне Зоригтоевне (далее – Шалданова С.З.) о взыскании части республиканской единовременной выплаты, в котором просило взыскать с Шалдановой С.З. часть республиканской единовременной выплаты в размере 416 164,68 руб., рассчитанной пропорционально отработанному периоду с 4 сентября 2017 г. по 21 апреля 2022 г., а также неустойку, подлежащую исчислению с 22 мая 2022 г. в размере 1/100 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до момента фактического исполнения обязательств.
В обоснование заявленных требований Министерство здравоохранения Республики Бурятия указало, что Шалдановой С.З. были заключены с ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» Минздрава Республики Бурятия трудовой договор от 1 сентября 2017 г. № и с Минздравом Республики Бурятия - договор от 1 декабря 2017 г. № о предоставлении республиканской единовременной выплаты врачу, по условиям которого Шалдановой (ранее до заключения брака ДД.ММ.ГГГГ - Т.) была предоставлена республиканская единовременная выплата в размере 700 тыс. руб. При этом договором установлена обязанность последней отработать в соответствии с трудовым договором в ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» Минздрава Республики Бурятия в течение 5 лет. Однако 21 апреля 2022 г. трудовой договор расторгнут по соглашению сторон, в связи с чем согласно условий договора о предоставлении республиканской единовременной выплаты врачу, приказу Минздрава Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г. № 341-ОД «О возврате республиканской единовременной компенсационной выплаты», приказу Минздрава Республики Бурятия от 26 апреля 2022 г. № 354-ОД «О возврате республиканский единовременной выплаты» Шалдановой С.З. должна возвратить часть республиканской единовременной выплаты пропорционально отработанному периоду в размере 416 164,68 руб.
Шалданова С.З. обратилась со встречными исковыми требованиями и просила признать незаконными и ничтожными пункты 1 и 2 дополнительного соглашения от 2018 г. к договору о предоставлении республиканской единовременной выплаты врачу от 1 декабря 2017 г. №, согласно которым течение пятилетнего периода стажа работы приостанавливается в период нахождения получателя выплаты в отпуске по уходу за ребёнком и возобновляется с фактической даты выхода на работу получателя выплаты (по окончанию отпуска по уходу за ребёнком/досрочный выход из отпуска по уходу за ребёнком).
Требования мотивированы тем, что в силу норм Трудового кодекса Российской Федерации общий стаж работы Шалдановой С.З. составляет 4 года 7 месяцев 20 дней. С момента увольнения 21 апреля 2022 г. до окончания пятилетнего срока работы оставалось 4 месяца 10 дней и за этот период пропорционально подлежит удержанию полученная ей единовременная выплата врачу. Ни законодательством, ни заключённым между ней и ответчиком изначально договором от 1 декабря 2017 г. № не было предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единовременной компенсационной выплаты в размере 700 тыс. руб., на период нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуск по уходу за детьми - это реализация прав, связанных с материнством и детством, соответственно, отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входят в указанный пятилетний срок работы врача. Приведённые обстоятельства по заключению дополнительного соглашения от 2018 г. к договору от 1 декабря 2017 г. № о приостановлении срока стажа на период рождения и отпуска по уходу за ребёнком привели к нарушению предоставленных ей мер социальной поддержки.
С 22 июня 2018 г. она находилась в отпуске по уходу за ребёнком и с 7 июня 2021 г. вышла на работу после окончания данного отпуска. С 21 апреля 2022 г. уволена с работы на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается приказом ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» Минздрава Республики Бурятия от 11 апреля 2022 г. №- л/с. Причиной увольнения явилось слабое здоровье ребёнка, который часто болел, перерывы в работе для ухода за больным ребёнком вызывали недовольство руководства больницы, в связи с чем она была вынуждена уволиться с работы по состоянию здоровья ребёнка.
Определением суда от 22 июля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» Минздрава Республики Бурятия.
Решением Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 января 2023 г., исковые требования Министерства здравоохранения Республики Бурятия к Шалдановой Саяне Зоригтоевне удовлетворены.
С Шалдановой С.З. в пользу Министерства здравоохранения Республики Бурятия взысканы часть единовременной компенсационной выплаты в размере 416 164,68 руб., неустойка за период с 22 мая 2022 г. по 8 сентября 2022 г. в размере 36 622 руб. 49 коп., всего 452 787 руб. 14 коп.
С Шалдановой С.З. в пользу Министерства здравоохранения Республики Бурятия взыскана неустойка в размере одной сотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начисляемой на сумму единовременной компенсационной выплаты - 416 164 руб. 68 коп., начиная с 9 сентября 2022 г. по день фактического исполнения обязательств.
Также с Шалдановой С.З. в доход бюджета муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия взыскана государственная пошлина в сумме 7 727 руб. 87 коп.
В удовлетворении встречного искового заявления Шалдановой С.З. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия о признании недействительными и ничтожными условий пунктов дополнительного соглашения к договору о предоставлении республиканской единовременной выплаты отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шалданова С.З. просит отменить решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 января 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Шалданова С.З., представитель третьего лица ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница», надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 1 сентября 2017 г. между ГАУЗ «Гусиноозерская районная больница» Минздрава Республики Бурятия и Шалдановой С.З. был заключён трудовой договор № о принятии её на работу в терапевтическое отделение поликлиники в качестве участкового врача-терапевта с 4 сентября 2017 г. и ГАУЗ «Гусиноозерская районная больница» Минздрава Республики Бурятия издан соответствующий приказ от 31 августа 2017 г. №-л/с.
1 декабря 2017 г. между Минздравом Республики Бурятия и Шалдановой С.З. заключён договор № о предоставлении единовременной республиканской выплаты врачу, в соответствии с которым последней была получена выплата в размере 700 тыс. руб.
Пунктом 3.2.5 договора о предоставлении единовременной республиканской выплаты врачу предусмотрено, что получатель единовременной республиканской выплаты обязан проработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения. Течение пятилетнего срока приостанавливается на период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком.
В силу пункта 3.2.6 договора о предоставлении единовременной республиканской выплаты врачу работник обязан в случае предоставления ему отпуска по уходу за ребёнком до истечения пятилетнего срока отработки заключить дополнительное соглашение с Министерством о продлении срока действия данного договора.
Согласно дополнительному соглашению к договору о предоставлении республиканской единовременной выплаты врачу от 1 декабря 2017 г. № течение пятилетнего периода приостанавливается на период нахождения Шалдановой С.З. в отпуске по уходу за ребёнком с 30 октября 2018 г. и возобновляется с фактической даты выхода её на работу (по окончанию отпуска по уходу за ребёнком/досрочный выход из отпуска по уходу за ребёнком).
Пунктом 3.2.7 договора о предоставлении единовременной республиканской выплаты врачу предусмотрено, что получатель в лице Шалдановой С.З. обязан возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с государственным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному получателем выплаты периоду на лицевой счёт Минздрава Республики Бурятия в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора.
В случае нарушения работником обязательств, предусмотренных настоящим договором Министерство вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по настоящему договору. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной сотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 5.3 договора).
В период с 30 октября 2018 г. по 6 июня 2021 г. Шалданова С.З. находилась в отпуске по уходу за ребёнком, что подтверждается приказом ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» Минздрава Республики Бурятия от 19 октября 2018 г. №-о Шалдановой С.З., в соответствии с которым Шалдановой С.З. предоставлен отпуск по уходу за ребёнком, начиная с 30 октября 2018 г., а также приказом ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» от 4 июня 2021 г. №-л/с о том, что 6 июня 2021 г. является датой окончания отпуска по уходу за ребёнком Шалдановой С.З.
Приказом ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» от 11 апеля 2022 г. №-л/с прекращено действие заключённого с Шалдановой С.З. трудового договора, и она уволена 21 апреля 2022 г. по соглашению сторон по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании заявления Шалдановой С.З. об увольнении по соглашению сторон.
Приказом Минздрава Республики Бурятия от 25 апреля 2022 г. № 341-ОД «О возврате республиканской единовременной компенсационной выплаты» прекращено действие договора Минздрава Республики Бурятия о предоставлении республиканских единовременных компенсационных выплат медицинским работникам от 1 декабря 2017 г. № с Шалдановой С.З. в связи с расторжением трудового договора с ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» от 1 сентября 2017 г. №.
Приказом Минздрава Республики Бурятия от 26 апреля 2022 г. № 354-ОД «О возврате республиканской единовременной выплаты» установлена сумма возврата Шалдановой С.З. части республиканской единовременной выплаты в размере 416 164,68 руб. Главному врачу ГАУЗ «Гусиноозерская ЦРБ» приказано вручить копию приказа Шалдановой С.З. под роспись незамедлительно.
11 апреля 2022 г. Шалдановой С.З. вручено уведомление о необходимости в течение 30 календарных дней осуществить возврат части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанный в соответствии с положениями Договора о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Министерства здравоохранения Республики Бурятия о взыскании с Шалдановой С.З. части единовременной компенсационной выплаты в размере 416 164 руб. 68 коп., неустойки за период с 22 мая 2022 г. по 8 сентября 2022 г. в размере 36 622 руб. 49 коп., неустойки, начисляемой на сумму единовременной компенсационной выплаты 416 164 руб. 68 коп. в размере одной сотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начиная с 9 сентября 2022 г. по день фактического исполнения обязательств, суд первой инстанции руководствовался утверждённым постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2014 г. № 505 Порядком предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие здравоохранения», утверждённой постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 № 342», статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», исходил из того, что Шалданова (до брака Т.) С.З., заключая в 2017 г. договор о предоставлении республиканской единовременной выплаты врачу и дополнительное соглашение к нему, добровольно приняла на себя обязанность отработать не менее определённого срока по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока обязалась возвратить истцу часть полученной выплаты пропорционально неотработанному времени, однако свою обязанность не выполнила, а потому должна возвратить часть единовременной выплаты пропорционально отработанному времени, а также выплатить неустойку в связи с нарушением обязательств, предусмотренных договором.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований Шалдановой С.З. о признании недействительными и ничтожными условий пунктов дополнительного соглашения к договору о предоставлении республиканской единовременной выплаты, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 1 статьи 421, пункта 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что подписывая договор о предоставлении единовременной республиканской выплаты врачу № от 1 декабря 2017 г. и дополнительное соглашение к нему, Шалданова С.З. добровольно выразила согласие со всеми условиями заключаемого договора, что соответствует положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для признания недействительным условий дополнительного соглашения к договору о предоставлении единовременной республиканской выплаты врачу № от 1 декабря 2017 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьёй 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») установлен механизм осуществления за счёт средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (здесь и далее Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» приведён в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений – 1 декабря 2017 г.) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определённом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт «а» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (подпункт в» пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта (подпункт «г» пункта 3 части 12.2 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населённые пункты и рабочие посёлки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).
На основании статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2014 г. № 505 (в редакции от 3 марта 2016 г., действовавшей на момент заключения с Шалдановой (Т.) С.З. договора о предоставлении республиканской единовременной выплаты врачу от 1 декабря 2017 г.) утверждён Порядок предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие здравоохранения», утверждённой постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 № 342» (далее – Порядок предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам), который определяет правила предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам наиболее дефицитных специальностей (далее - медицинские работники) в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие здравоохранения» (далее - Госпрограмма) и устанавливает требования по заключению договора между Министерством здравоохранения Республики Бурятия (далее - Министерство) и медицинским работником о предоставлении выплаты.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам получателями выплаты являются медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие среднее медицинское и/или высшее медицинское образование, трудоустроившиеся с 10 января 2014 года до 15 ноября 2020 года на наиболее дефицитные специальности в государственные медицинские организации, нуждающиеся в первоочередном обеспечении врачами и средними медицинскими работниками, установленные Министерством:
2.1. Медицинские работники с высшим медицинским образованием, трудоустроившиеся в города, которые не предусмотрены частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», при соблюдении одного из следующих условий:
а) по окончании образовательной организации высшего профессионального образования;
б) переехавшие из другого субъекта Российской Федерации и других стран, участвующих в целевой Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Бурятия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы;
в) прибывшие из медицинских организаций, не подведомственных Министерству.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам выплаты предоставляются в 2014 - 2020 годах из республиканского бюджета в пределах выделенных бюджетных ассигнований на текущий финансовый год перечислением на расчётный счёт Министерства, открытый в органе Федерального казначейства по Республике Бурятия.
Пунктом 5.1 Порядка предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам предусмотрено, что размер выплаты, предоставляемой одному медицинскому работнику с высшим медицинским образованием, составляет 700,0 тыс.
Договор о предоставлении выплаты заключается между Министерством и медицинским работником после заключения последним трудового договора с медицинской организацией.
Медицинская организация заключает дополнительное соглашение с медицинским работником, заключившим договор о предоставлении выплаты, о внесении существенных изменений в трудовой договор, в части условий возврата выплаты в случае досрочного расторжения трудового договора, согласно положениям подпункта «в» пункта 13 настоящего Порядка (пункт 10 Порядка предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам).
Согласно пункту 13 Порядка предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам со дня принятия решения о предоставлении выплаты Министерство в течение тридцати дней заключает с медицинским работником договор о предоставлении выплаты медицинскому работнику, в котором предусматриваются: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с медицинской организацией; б) порядок предоставления медицинскому работнику выплаты; в) возврат медицинским работником в республиканский бюджет части выплаты в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, указанных в договоре с Министерством, в том числе по возврату выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
Из приведённого выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере 700 тысяч рублей следует, что единовременная выплата носит целевой характер, предоставление указанной единовременной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.
К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (пункт 4 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае призыва работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации;
- в случае восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (пункт 2 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, установив, что Шалдановой С.З. была предоставлена республиканская единовременная компенсационная выплата, однако условие о работе в течение пяти лет в соответствии с трудовым договором Шалдановой С.З. не выполнено, поскольку продолжительность её работы с момента начала трудовой деятельности 4 сентября 2017 г. по трудовому договору, заключённому с ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» Минздрава Республики Бурятия, по день увольнения с работы 21 апреля 2022 г. с учётом нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в период с 30 октября 2018 г. по 6 июня 2021 г. составила менее пяти лет, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскании с Шалдановой С.З в пользу Министерства здравоохранения Республики Бурятия части единовременной компенсационной выплаты, а также неустойки.
Доводы кассационной жалобы о том, что период нахождения Шалдановой С.З. в отпуске по уходу за ребёнком подлежал включению в медицинский стаж, в связи с чем неотработанное до окончания пятилетнего срока время составило 4 месяца 10 дней, следовательно, сумма единовременной компенсации, подлежащая возврату, составит 50 555 руб. 44 коп., отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей.
В соответствии со статьёй 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
На период отпуска по уходу за ребёнком за работником сохраняется место работы (должность).
Отпуска по уходу за ребёнком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
При этом приведённые положения Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие право работника на предоставление отпусков по уходу за ребёнком с сохранением в такие периоды действия трудового договора, и нормы пенсионного законодательства относительно порядка зачёта в общий и специальный страховой стаж периодов отпусков по уходу за детьми, вопреки доводам кассационной жалобы, не влияют на права и обязанности сторон по договору от 1 декабря 2017 г. № о предоставлении единовременной республиканской выплаты врачу.
Использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуск по уходу за ребёнком является реализацией прав Шалдановой С.З., связанных с материнством и детством, с гарантиями, предусмотренными специальными законами, в отличие от установленного статьёй 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», утверждённого постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 октября 2014 г. № 505 Порядка предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие здравоохранения», утверждённой постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 № 342», заключённого между Шалдановой С.З. и Министерством здравоохранения Республики Бурятия договора о предоставлении республиканской единовременной выплаты врачу от 1 декабря 2017 г. № (с учётом дополнительного соглашения к нему) права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, обусловленной обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
Таким образом, использование отпуска по уходу за ребёнком не влияет на обязанность Шалдановой С.З. фактически отработать установленный договором срок в учреждении здравоохранения, или возвратить часть полученной единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени, поскольку во время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком Шалданова С.З. не исполняла трудовые обязанности врача-терапевта в ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница» на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам дела, и применённым нормам права.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не подтверждает допущенных при рассмотрении дела нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 3797 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 9 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шалдановой Саяны Зоригтоевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи