Решение по делу № 2а-5310/2019 от 26.09.2019

Дело № 2а-5310/2019 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2019 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Сарыгларе Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Тыва» по необеспечению лиц, находящихся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва санитарной площадью не менее 4 квадратных метров на одного человека, обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

В Кызылский городской суд Республики Тыва поступило административное исковое заявление и.о. прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Тыва» по необеспечению лиц, находящихся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва санитарной площадью не менее 4 квадратных метров на одного человека, обязании устранить выявленные нарушения.

Помощник прокурора г.Кызыла Чадамба Д.О. в судебном заседании поддержал ходатайство, просил удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республики Тыва по доверенности ФИО5 просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва Шагдыр А.А. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" пунктом 7 установлено, что при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (часть 1 статьи 39 КАС РФ, статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

В силу статей 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, в том числе требования к этим помещениям, регламентированы Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года N 950.

Согласно статье 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (часть 1); норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (часть 5).

Согласно пункту 42 указанных выше Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Судом установлено и из материалов дела следует, что проверкой 2019 года ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва средняя жилая площадь на 09.04.2019 года в нарушение требований ст. 23 Закона № 103-ФЗ составляет 3.7 кв.м. на человека.

В 49 (48%) камерах изолятора с содержанием 366 человек нормы санитарной площади не соблюдались.

При этом в камерах №№ 21, 26, 28, 33, 56, 69, 71, 72 и 73 средняя жилая площадь на человека составила менее 2,5 кв. м.

камере № 18 площадью 19,97 м2 содержалось 6 человек, площадь на одного человека составила 3,3 м2; в камере № 19 площадью 20,02 м содержалось 7 человек, площадь на одного человека составила 2,86 м2; в камере № 21 площадью 24,58 м2 содержалось 12 человек, площадь на одного человека составила 2,05 м ; в камере № 23 площадью 25,95 м содержалось 8 человек, площадь на одного человека составила 3,24 м2; в камере № 25 площадью 20,28 м2 содержалось 7 человек, площадь на одного человека составила 2,89 м2; в камере № 26 площадью 20,04 м2 содержалось 9 человек, площадь на одного человека составила 2,22 м2; в камере № 27 площадью 19,8 м содержалось 5 человек, площадь на одного человека составила 3,96 м ; в камере № 28 площадью 20,68 м2 содержалось 9 человек, площадь на одного человека составила 2,29 м2; в камере № 29 площадью 20,14 м2 содержалось 6 человек, площадь на одного человека составила 3,35 м2; в камере № 30 площадью 21,65 м2 содержалось 6 человек, площадь на одного человека составила 3,6 м2; в камере № 31 площадью 15,00 м2 содержалось 6 человек, площадь на одного человека составила 2,5 м2; в камере № 32 площадью 37,84 м содержалось 14 человек, площадь на одного человека составила 2,7 м ; в камере № 33 площадью 39,43 м2 содержалось 16 человек, площадь на одного человека составила 2,46 м2; в камере № 36 площадью 39,76 м2 содержалось 10 человек, площадь на одного человека составила 3,97 м2; в камере № 39 площадью 13,20 м2 содержалось 4 человек, площадь на одного человека составила 3,28 м ; в камере № 41 площадью 12,88 м содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,22 м2; в камере № 42 площадью 23,9 м содержалось 7 человек, площадь на одного человека составила 3,41 м ; в камере № 43 площадью 40,88 м2 содержалось 15 человек, площадь на одного человека составила 2,72 м2; в камере № 44 площадью 19,22 м2 содержалось 7 человек, площадь на одного человека составила 2,74 м2; в камере № 45 площадью 13,55 м2 содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,38 м2; в камере № 46 площадью 13,56 м2 содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,39 м2; в камере № 48 площадью 13,83 м2 содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,45 м2; в камере № 49 площадью 13,47 м2 содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,36 м2; в камере № 50 площадью 13,39 м2 содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,34 м2; в камере № 51 площадью 12,88 м2 содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,22 м2; в камере № 52 площадью 13,73 м2 содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,43 м2; в камере № 54 площадью 40,04 м2 содержалось 15 человека, площадь на одного человека составила 2,66 м ; в камере № 56 площадью 39,02 м содержалось 16 человек, площадь на одного человека составила 2,43 м2; в камере № 57 площадью 18,09 м2 содержалось 7 человек, площадь на одного человека составила 2,58 м2; в камере № 58 площадью 18,64 м2 содержалось 6 человек, площадь на одного человека составила 3,10 м2; в камере № 59 площадью 22,44 м2 содержалось 8 человек, площадь на одного человека составила 2,8 м2; в камере № 66 площадью 14,29 м2 содержалось 4 человека, площадь на одного человека составила 3,57 м2 ; в камере № 67 площадью 12,93 м содержалось 4 человека, площадь одного человека составила 3.23 м2, в камере № 69 площадью 14,32 м2 содержалось 6 человек, площадь на одного человека составила 2,38 м ; в камере № 71 площадью 29,41 м содержалось 12 человек, площадь на одного человека составила 2,45 м2; в камере № 72 площадью 30,55 м2 содержалось 13 человек, площадь на одного человека составила 2,35 м2; в камере № 73 площадью 14,44 м2 содержалось 6 человека, площадь на одного человека составила 2,4 м2; в камере № 75 площадью 15,29 м2 содержалось 5 человек, площадь на одного человека составила 3,05 м2; в камере № 77 площадью 33,83 м2 содержалось 10 человек, площадь на одного человека составила 3,38 м2; в камере № 78 площадью 33,18 м2 содержалось 10 человек, площадь на одного человека составила 3,31 м2; в камере № 86 площадью 24,88 м2 содержалось 8 человек, площадь на одного человека составила 3,11 м2; в камере № 97 площадью 24,13 м2 содержалось 7 человек, площадь на одного человека составила 3,44 м2, в камере № 98 площадью 24,52 м2 содержалось 8 человек, площадь на одного человека составила 3,06 м2.

Также не соблюдаются минимальные нормы жилой площади в размере 7 м2, регламентированные п.10.2.1. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в палатах МЧ-7 ФКУЗ МСЧ-19 ФСИН России, в том числе в туберкулезном отделении. Так, в камере № 3 площадью 19,42 содержалось 7 больных туберкулезом, т.е. на одного больного приходится 2,77 м2, в камере № 6 площадью 24,65 м2 содержалось 5 больных туберкулезом, т.е. на одного больного приходится 4,93 м2; в камере № 7 площадью 24,80 м2 содержалось 8 больных туберкулезом, т.е. на одного больного приходится 3,1 м2; в камере № 10 площадью 19,68 м содержалось 5 больных туберкулезом, т.е. на одного больного приходится 3,93 м2; в камере № 13 площадью 19,04 м2 содержалось 4 больных туберкулезом, т.е. на одного больного приходится 4,76 м2, в камере № 60 площадью 25,05 м2 содержалось 4 больных туберкулезом, т.е. на одного больного приходится 6,26 м2. При этом камеры № 12 и 35 туберкулезного отделения площадью 19,20 м2 и 18,14 м2 с 8 и 6 спальными местами, соответственно, пустовали.

Администрацией учреждений не обеспечивается установленное ст. 33 ФЗ № 103-ФЗ раздельное содержание различных категорий обвиняемых (подозреваемых) и осужденных, приговоры в отношении которых не вступили в законную силу, обвиняемых и осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и лиц, ранее содержащихся в местах лишения свободы.

В ходе проверки следственного изолятора в мае 2019 г. вновь выявлены нарушения установленной ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ нормы санитарной площади в размере 4 кв. метра на одного человека.

На момент проверки в СИЗО-1 в камерах № 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 36, 42, 43, 54, 56, 59, 70, 71, на одного арестованного приходилось менее 3,0 кв. м площади, а в камерах № 18 и № 27 площадью по 19,9 кв. м содержалось по 10 человек. Всего в указанном следственном изоляторе предусмотренная законом площадь в размере 4 кв. м на одного человека не соблюдалась в 52 камерах.

Прокуратурой Республики Тыва по итогам проведенных проверок в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Тыва 30.04.2019 и 22.05.2019 внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства.

По результатам рассмотрения данных представлений административными ответчиками выявлены нарушения норм ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 года № 103 в части приведения в соответствии нормативов камерной площади на 1 человека, не устранены.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.08.2019 № 154 «Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений, следственного изолятора, и утверждении перечня исправительных учреждений на территории которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора, УФСИН России по Республике Тыва» установлен лимит наполнения для ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва - 453 человека

Прокуратурой республики проведено обобщение сведений о среднесписочной численности подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в учреждении ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Тыва в 2019 году:

январь 2019 г. - среднесписочная численность составила 521 чел. февраль 2019 г. - среднесписочная численность составила 521 чел. март 2019 г. - среднесписочная численность составила 536 чел. апрель 2019 г. - среднесписочная численность составила 568 чел. май 2019 г. - среднесписочная численность составила 592 чел. июнь 2019 г. - среднесписочная численность составила 582 чел., июль 2019г. – среднесписочная численность составила 533 чел., август 2019 г. – среднесписочная численность составила 488 чел.

Следовательно, площадь на одного человека за период 2019 года составила (путем деления общей камерной (жилой) и санитарной площади ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва (1712,47 кв.м.) на среднесписочную численность лиц, находящихся в местах принудительного содержания) в среднем составляет 3.1 кв.м на одного человека.

Таким образом, исследованными материалами дела подтверждено нарушение требований норм Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части превышения санитарной площади на одного человека в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва в указанные в административном исковом заявлении периоды.

В данном случае юридически значимым обстоятельством по данному делу является сам факт нарушения прав содержащихся под стражей лиц в части несоблюдения нормы обеспеченности площадью в период содержания под стражей, который подтвержден исследованными материалами дела и ответчиками не был опровергнут.

Соблюдение порядка и условий, в том числе отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, содержания под стражей лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, предусмотрено действующим федеральным законодательством, и не умаляет их право на соблюдение нормы обеспеченности площадью в период содержания под стражей.

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. В силу ч. 5 названной статьи закона норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Исходя из смысла ст. ст. 226, 227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данными решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца или лица, в защиту прав которого подано административное исковое заявление, своевременность обращения в суд, несоответствие решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам.

Переполненность камерных помещений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва, безусловно, ведет к общему ухудшению материально-бытовых условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также к нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, находящихся под стражей, а также увеличивает нагрузку и на самих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Не соблюдение камерной площади влечет нарушение требований ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части раздельного содержания отдельных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Бездействие административных ответчиков выражается в данном случае в противоправном неисполнении возложенных на них обязанностей по обеспечению нормальных условий содержания и проживания содержащихся под стражей лиц, чем нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и достоинство личности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление и.о. прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Тыва» по необеспечению лиц, находящихся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва санитарной площадью не менее 4 квадратных метров на одного человека, обязании устранить выявленные нарушения, удовлетворить.

Обязать Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, а также Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Тыва» устранить допущенные нарушения путем обеспечения лиц, находящихся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва санитарной площадью не менее 4 квадратных метров на одного человека.

Обязать административных ответчиков Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Тыва» сообщить об исполнении решения суда в 3-месячный срок после вступления решения в законную силу административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 09.12.2019 года.

Судья И.И. Успун

2а-5310/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о.прокурора Республики Тыва Дябкин С.Н. в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва
Другие
Федеральная служба исполнения наказаний России
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на сайте суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
26.09.2019Регистрация административного искового заявления
26.09.2019Передача материалов судье
29.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2020Дело оформлено
30.10.2020Дело передано в архив
25.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее