Дело № 2-10007/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 20 июля 2015 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Архиповой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мамедова Н. об оспаривании решения органа государственной власти,
установил:
Мамедов Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения УФМС РФ по Республике Саха (Якутия) от ____2015 № об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В обоснование своим доводам указал, что в 2014 году он получил разрешение на временное проживание, а ____2015 получил уведомление из УФМС РФ по РС(Я) от ____2015, из которого следует, что решением УФМС РФ по РС(Я) № от ____2015 разрешение на временное проживание на территории РФ аннулировано на основании подп. 13 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Считает, что принятое решение нарушает его права и права членов его семьи, поскольку ____2014 Мамедов Н. вступил в брак с Г., на данный момент его супруга находится на ____ срок беременности, при обращении в УФМС с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание им был предоставлен сертификат об отсутствии каких-либо инфекционных заболеваний. Заболел туберкулезом, находясь на территории РС(Я), прошел курс интенсивного лечения, на данный момент излечился и ____2015 был выписан, правонарушений не имеет, преступлений не совершал, в перспективе планирует получить вид на жительство, а затем и гражданство Российской Федерации.
В судебном заседании Мамедов Н. заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель УФМС РФ по Республике Саха (Якутия) Ермолаев В.Л. просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В порядке главы 25 ГПК РФ в суде могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих; перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что гражданин ____ Мамедов Н., ____ года рождения, уроженец ____ въехал в Российскую Федерацию в 2014 году.
Поставлен на миграционный учет по месту пребывания в Республике Саха (Якутия) по адресу____ (с ____2015 по ____2017).
Решением УФМС России по Республике Саха (Якутия) за № от ____2014 Мамедову Н. выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком до ____2017 на основании подп.4 п.3 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
____2015 из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в адрес УФМС РФ по РС(Я) поступило сообщение о том, что выявлен гражданин ____ Мамедов Н., ____ г.р., с диагнозом: ___.
Конституцией Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При этом данные права в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 4 статьи 15 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно статье 8 Всеобщей Декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни (часть 1). Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
При этом, как следует из части 7 данной статьи, решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 188 от 02.04.2003 года, в соответствии со статьями 7, 9 и 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", утвержден перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации. Туберкулез, также включена в данный перечень, с присвоением кода заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем как А15-А19.Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством (статья 7 часть 2; статья 17 часть 2; статья 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статье 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 12 мая 2006 года N 155-О, федеральный законодатель, исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации), основой которых является право на охрану государством здоровья граждан, может ограничить федеральным законом право на временное проживание в Российской Федерации иностранных граждан, инфицированных туберкулезом. При наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание туберкулезом, на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.
Положения, содержащиеся в пункте 13 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации.
Указанная позиция также нашла свое отражение и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2015 года N 4-П, согласно которому для того, чтобы обеспечить соразмерность, пропорциональность и справедливость вводимых ограничительных мер, федеральный законодатель обязан любое свое решение основывать на оценке данных, характеризующих сущностные признаки того или иного предмета регулирования.
Суды общей юрисдикции при проверке решений уполномоченного органа исполнительной власти о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации или об отказе такому лицу во въезде в Российскую Федерацию не вправе ограничиваться установлением только формальных оснований применения норм законодательства и должны исследовать и оценивать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием признания таких решений необходимыми и соразмерными (Определение от 4 июня 2013 года N 902-О).
В настоящий момент мировым сообществом признано, что наличие таковой у лица не должно рассматриваться как условие, создающее угрозу для здоровья населения, поскольку указанное заболевание человека, хотя он и является инфекционным, передается не в результате присутствия инфицированного лица в стране или при случайном контакте через воздух или общие носители, такие как еда или вода, а через конкретные контакты, которые почти всегда являются частными (заявление Объединенной программы ООН по <...> и Международной организации по миграции об ограничениях права на передвижение в связи с <...>, принятое в июне 2004 года).
Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года (далее - Конвенция), однако высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции (Постановление от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии"). Ввиду того что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, то есть оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (Постановление от 6 февраля 2003 года по делу "Якупович (Jakupovic) против Австрии").
Из материалов дела следует, что Мамедов Н. проживает на территории Российской Федерации с 2014 года, состоит в браке с гражданкой Российской Федерации Г. согласно справке медицинского учреждения «___» от ____2015, находящегося в ____ - Г. находится в состоянии беременности (____).
Судом установлено, что в настоящее время Мамедов Н. прошел курс интенсивного лечения, излечился и ____2015 был выписан. Согласно выписке из амбулаторной карты Ф. от ____2015 Мамедов Н. ранее ___ не болел, ___ от ____2014 – норма. ____2015 поступил в дневной стационар по письменному заявлению больного с ДЗ: ___. Решением ЦВК № от ____2015 взят на ___ учет по № как прибывший из вне ____ (из ____). Показано стационарное лечение по ___. Лечение прошел на платной основе. Больной лечился аккуратно, привержен к лечению, высокая мотивация к выздоровлению. С ____2015 выписан на амбулаторное лечение с ДЗ: ___. №.
При таких обстоятельствах, заявление Мамедова Н. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 255-258 ГПК РФ, суд
решил:
Решение Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) № от ____ 2015 года об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в отношении гражданина ____ Мамедова Н., ____ года рождения – отменить.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) произвести действия по устранению нарушенных прав и свобод Мамедова Н., ____ года рождения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд РС(Я) со дня принятия решения судом в мотивированном виде.
Судья Л.А. Ефимова