Дело № 5-1071/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Кировского районного суда г. Омска Булатов Б.Б., при секретаре Лопаревой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 3 декабря 2018 года в г. Омске по ул. Суворова, д. 99, каб 301 дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Университет экологических проблем», юридический адрес: Омская область, Азовский немецкий национальный район, с. Сосновка, ул. 60 лет СССР, д. 8, ИНН 5506043657, КПП 550901001, ОГРН 1025501255658, дата регистрации 27.11.2013 года МИФНС № 12 по Омской области,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 26.11.2018 года № №, 21.11.2018 года в 15 часов 40 минут при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Университет экологических проблем», расположенного по адресу: <адрес> установлено следующее:
- хранение на участке термического обезвреживания медицинских отходов класса Б осуществляется навалом (в желтых пакетах) совместно с отходами класса А и другими твёрдыми бытовыми отходами, без использования контейнеров, закрытых крышками, конструкция которых, не должна допускать их самопроизвольного открывания. При этом многие мягкие упаковки медицинских отходов класса Б и твердых бытовых отходов повреждены, что привело к попаданию отходов непосредственно на пол. На полу находятся: как медицинские отходы (использованные шприцы, системы, салфетки, использованные бахилы, одноразовые пеленки и др.), так и отходы потребления (пластиковые бутылки, картонные коробки, одноразовая посуда и др), что является нарушением п. 1.3, 3.3, 3.4, 4.16, СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
- в результате визуального осмотра обнаружены следы жизнедеятельности грызунов (норы, следы) и особь Крысы серой (Rattus norvegicus), что подтверждается экспертным заключением по результатам зоологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» №№ от 23.11.2018 г.), что является нарушением п. 1.3, 3.3, п. 3.6, п. 3.18 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
- помещение для дезинфекции транспорта и контейнеров предназначенных для транспортирования медицинских отходов заполнено медицинскими отходами классов Б и А, твердыми бытовыми отходами. Вход в помещение для дезинфекции транспорта и контейнеров предназначенных для транспортирования медицинских отходов завален пакетами жёлтого, белого, черного, синего цветов, а также использованными картонными коробками. Указанное помещение не используется по назначению, т.е. для дезинфекции транспорта и контейнеров предназначенных для транспортирования медицинских отходов, а используется для складирования медицинских отходов. Соответственно мытье и дезинфекция транспорта, занятого транспортированием медицинскими отходами не возможна, что является нарушением п. 1.3, 3.3, 3.4, 4.16, п. 7.4, п. 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
- руководством организации не организована чистка, стирка и другие виды профилактической обработки специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, что является нарушением п. 2.12 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
- отсутствует учет и контроль за движением медицинских отходов (технологические журналы: учета отходов класса Б, В, Г), что является нарушением п.8.1, 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
- не проводится лабораторно-инструментальная проверка: - микробиологический контроль эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам; - контроль параметров микроклимата; - контроль воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ (проводится в соответствии с технологическим регламентом оборудования), что является нарушением п. 9.2.2 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (вместе с "СанПиН 2.1.7.2790-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2011 N 19871).
- в 2018 г. предприятием не осуществлялся производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, температуры наружных поверхностей технологического оборудования или его ограждающих устройств, интенсивности теплового облучения работающих, обслуживающих закрытые источники теплового облучения, что является нарушением п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
22.11.2018 года в 16 часов 20 минут при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Университет экологических проблем», расположенного по адресу: <адрес> установлено, что:
- участок термического обезвреживания медицинских отходов (далее – участок) расположен в неотапливаемом здании, построенном из металлического профнастила. В местах примыкания стен к полу имеются сквозные отверстия. Пол участка имеет бетонное покрытие с повреждениями, а также сквозными отверстиями в виде крысиных нор. На участке отсутствует канализация, водопровод и автономная вентиляция. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений участка не обеспечивают поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на "чистую" и "грязную" зоны, что является нарушением п. 10.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
- все помещения, оборудование, инвентарь не содержаться в чистоте. Не проводится текущая уборка влажным способом, не реже одного раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Обработке подлежат стены, мебель, технологическое оборудование, пол. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, не протирают оборудование, не удаляют видимые загрязнения со стен, не моют пол, что является нарушением п. 10.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
- не проводится не реже 1 раза в неделю мытье и дезинфекция транспорта, занятого перевозкой отходов, по причине временного складирования медицинских отходов на участке мойки, не предназначенной для этих целей, что является нарушением п. 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"
- не проводился лабораторный контроль качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов и при комплексном опробовании оборудования - установки крематор АМТД -500, что является нарушением п. 3.4.6, 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
- не обеспечены работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитной зоны ООО "Университет экологических проблем" при работе установки Крематор АМТД-500, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, что является нарушением п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Действия общества квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В судебном заседании законный представитель ООО «Университет экологических проблем» - Малько С.А., вину общества в совершении административного правонарушения не признал в полном объеме. Указал, что ему не было известно о необходимости проведения чистки, стирки и других видов профилактической обработки специальной одежды и других средств индивидуальной защиты. В настоящее время приобретена стиральная машина для проведения данных мероприятий. Учет и контроль за движением медицинских отходов осуществлялся. Технологические журналы учета отходов класса Б, В, Г были изъяты сотрудниками СК РФ, в связи с чем они не могли быть представлены при проведении проверки. Велись текущие технологические журналы в которых отражалось движение отходов, впоследствии сведения из указанных журналов должны были быть перенесены в журналы, которые изъяли сотрудники СК РФ. Не знал о нарушениях в виде не проведения лабораторно-инструментальных проверок, микробиологического контроля эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам; контроля параметров микроклимата; контроля воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ. Также не знал о нарушении в виде не осуществления в 2018 г. производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, температуры наружных поверхностей технологического оборудования или его ограждающих устройств, интенсивности теплового облучения работающих, обслуживающих закрытые источники теплового облучения. Полагал, что в указанной части деятельность общества соответствовала требованиям законодательства, в настоящее время нарушения устраняются. Лабораторный контроль качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов и при комплексном опробовании оборудования - установки крематор АМТД -500, а также работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитной зоны ООО "Университет экологических проблем" при работе установки Крематор АМТД-500 не проводились, поскольку общество не было уверено в необходимости полноценного использования установки Крематор АМТД-500. В указанной связи установка Крематор АМТД-500 эксплуатировалась непродолжительное время с целью определения ее возможностей без проведения лабораторных исследований и проектировки санитарно-защитной зоны. В настоящее время принято решение о продаже установки, поскольку ее технические характеристики не отвечают потребностям общества. Указал, что на участок термического обезвреживания медицинских отходов имеется действующее санитарно-эпидемиологическое заключение. Пояснил, что в настоящее время все выявленные нарушения устранены.
Защитник ФИО8 вину общества в совершении административного правонарушения не признал в полном объеме Указал, что нарушение в виде хранения на участке термического обезвреживания медицинских отходов класса Б совместно с отходами класса А и другими твёрдыми бытовыми отходами произошло по причине действий сотрудников СК РФ, которые опечатали данное помещение, в связи с чем оказалось невозможным провести сортировку отходов. Поскольку место хранения отходов было опечатано сотрудниками СК РФ, то дальнейшее складирование осуществлялось в помещении для дезинфекции транспорта. Данное обстоятельство послужило причиной не проведения мытья и дезинфекции транспорта, занятого перевозкой отходов. Кроме того, дезорганизация работы предприятия, которая произошла по причине действий СК РФ повлияла на невозможность проводить уборку помещений. Количество особей Крысы серой было незначительным, в настоящее время проведена процедура дератизации. Кроме того, административным органом не доказано, что появление крыс обусловлено действиями общества. Полагал, что положения п. 10.2, СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" не распространяются на деятельность ООО «Университет экологических проблем». В случае если общество будет привлечено к административной ответственности, то просил не применять административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО9 подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просила назначить наказание в виде административного приостановления деятельности участка термического обезвреживания медицинских отходов и помещения для дезинфекции транспорта и контейнеров, предназначенных для транспортирования медицинских отходов на срок 90 суток. Дополнительно указала, что отдельные выявленные нарушения устранены.
Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении ФИО10 полагала, что виновность общества в совершении административного правонарушения доказана в полном объеме. Просила назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток с правом проведения работ по устранению нарушений требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст.ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль.
Как следует из ст. 24 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В ч. 3 ст. 29 Закона установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия должны в обязательном порядке проводиться гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 32 Закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. При осуществлении производственного контроля могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Как следует из ч. 3 ст. 39 Закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами. Согласно п. 1.3. санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Пунктами 3.3, 3.4. вышеназванных требований установлено, что смешение отходов различных классов в общей емкости недопустимо, процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения и/или обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы (тележки, лифты, подъемники, автокары и так далее).
Согласно п. 4.16., медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается. Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.
Как следует из пп. 7.3., 7.4. названных требований, многоразовые контейнеры для транспортировки отходов класса А подлежат мытью и дезинфекции не реже 1 раза в неделю, для отходов класса Б - после каждого опорожнения. Организация, осуществляющая транспортирование отходов, должна иметь участок для мытья, дезинфекции и дезинсекции контейнеров и транспортных средств.
В п. 7.8. установлены санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки необеззараженных отходов класса Б. Согласно им, кабина водителя должна быть отделена от кузова автомобиля. Кузов автомобиля должен быть выполнен из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфекционными средствами, механическому воздействию, иметь гладкую внутреннюю поверхность и маркировку "Медицинские отходы" с внешней стороны. При продолжительности более 4-х часов транспортировки отходов, хранившихся в морозильных камерах, предусматривается охлаждаемый транспорт. В кузове должны быть предусмотрены приспособления для фиксации контейнеров, их погрузки и выгрузки. Транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, ветошь и другое). Транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом орошения из гидропульта, распылителей или способом протирания растворами дезинфицирующих средств с использованием ветоши, щеток. При этом необходимо соблюдать меры предосторожности, предусмотренные инструкцией/методическими указаниями по применению конкретного дезинфицирующего средства (защитная одежда, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки). Транспортное средство оснащается средствами мобильной связи.
В п. 8.1. указано, что учет и контроль движения отходов классов А, Г, Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.2. для учета медицинских отходов классов Б и В служат такие документы, как: технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов, технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз, документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.
Пунктом 9.2.2. установлено, что производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов включает в себя, в том числе, лабораторно-инструментальную проверку:
- микробиологический контроль эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам (не реже 1 раза в год);
- контроль параметров микроклимата (не реже 1 раза в год);
- контроль воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ (проводится в соответствии с технологическим регламентом оборудования).
Пунктом 10.2. установлены требования к организации участка по обращению с медицинскими отходами классов Б и В, согласно которому установлены общие требования к участку, а именно:
Участок может располагаться как в отдельно стоящем здании в хозяйственной зоне с подъездными путями, так и в составе корпуса, в том числе в подвальных помещениях с автономной вытяжной вентиляцией (за исключением установок для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза). Расстояние от жилых и общественных зданий до участка, оборудованного установкой для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза определяется в соответствии с требованиями законодательства.
Участок должен быть обеспечен канализацией, водопроводом, электричеством, отоплением и автономной вентиляцией. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений участка должны обеспечивать поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на "чистую" и "грязную" зоны.
На территории участка осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), временное хранение (накопление) отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов.
Пунктом 10.10. установлены гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования и инвентаря, согласно которым все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Текущую уборку проводят влажным способом, не реже одного раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Генеральную уборку проводят не реже 1 раза в месяц. Обработке подлежат стены, мебель, технологическое оборудование, пол. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, протирают оборудование, удаляют видимые загрязнения со стен, затем моют пол.
Уборочный инвентарь, раздельный для "чистой" и "грязной" зоны, должен иметь четкую маркировку с указанием видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно в кладовых или шкафчиках основных производственных помещений.
Согласно п. 3.3., 3.6., 3.18. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать:
- регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния;
- определение объемов дератизации (площадь строения и территории);
- проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе:
- профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами;
- дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории;
- мероприятия по истреблению грызунов с использованием физических, химических и биологических методов с учетом контроля эффективности.
По результатам обследования оценивается состояние объектов и прилегающей к нему территории.
Объект и территория считаются заселенной грызунами при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
а) наличие отловленного грызуна;
б) обнаружение следов грызунов на контрольно-пылевых (следовых) площадках;
в) открытое перемещение грызунов по объекту или территории;
г) наличие жилых нор, свежего помета, повреждение продуктов, тары и других предметов;
д) поедание грызунами разложенной приманки.
Объект считается свободным от грызунов, если отсутствуют все вышеперечисленные признаки.
Эффективной считается дератизация, обеспечивающая:
- отсутствие грызунов на объекте в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации при условии выполнения на объекте защитных санитарно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий;
- снижение численности грызунов на территории населенного пункта до 3% попаданий грызунов в течение суток в установленные ловушки.
Согласно п. 2.12. СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. «Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила», руководством организаций должно быть организовано правильное хранение, использование, чистка, стирка и другие виды профилактической обработки специальной одежды и других СИЗ, на которые оформлены санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.5. СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п. 3.4.6., 4.1.1., 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», при осуществлении комплексного опробования оборудования заказчик должен обеспечивать проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта. Результаты лабораторных исследований, соотнесенные к объему выпускаемой продукции в начальный период, подписанные заказчиком, являются обязательной составной частью документов приемочной комиссии. После выхода объекта на полную проектную мощность заказчик обеспечивает проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния объекта, что должно быть зафиксировано актом приемочной комиссии, и передает результаты исследований в органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы.
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
- получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
- информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
В судебном заседании установлено, что ООО «Университет экологических проблем» бессрочно выдана лицензия на право осуществления деятельности связанной с размещением и обезвреживанием отходов 1-4 классов опасности (л.д. 65-66). При осуществлении указанного лицензируемого вида деятельности ООО «Университет экологических проблем» допустило нарушения отраженные в протоколе об административном правонарушении, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ.
Виновность ООО «Университет экологических проблем» в совершении административного правонарушения, подтверждается следующими доказательствами:
Протоколом об административном правонарушении № № от 26.11.2018 года (л.д. 11– 12);
Протоколом о временном запрете деятельности от 26.11.2018 года в отношении ООО «Университет экологических проблем» из которого следует, что временно запрещена деятельность участка термического обезвреживания медицинских отходов, помещения для дезинфекции транспорта и контейнеров, предназначенных для транспортирования медицинских отходов (л.д. 7-10);
Заключением главного специалиста Управления Роспотребнадзора ФИО11 (л.д.13-15);
Распоряжением от 16.11.2018 года № №, о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Университет экологических проблем» (л.д. 22-24);
Протоколом осмотра от 21.11.2018 принадлежащих ООО «Университет экологических проблем» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 24-37),
Протоколом осмотра от 22.11.2018 принадлежащих ООО «Университет экологических проблем» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 38-46),
Экспертным заключением от 23.11.2018 № № по результатам зоологического обследования (л.д. 48),
Актом № № от 22.11.2018 об оказанных услугах, выполненных по договору № № от 21.11.2018 (л.д. 49),
Программой производственного контроля от 03.09.2018 за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий ООО «Университет экологических проблем» (л.д. 50-56),
Договором аренды № № от 28.02.2012 земельного участка (л.д. 57-60);
Уставом ООО «Университет экологических проблем» (л.д. 61-64);
Лицензией на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности (л.д. 65-66);
Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 67-74);
Фото и видеоматериалами, выполненными в рамках проводимой проверки в отношении ООО «Университет экологических проблем» (л.д. 75);
Копиями технологических журналов (л.д. 76-90);
Копиями маршрутных листов (л.д. 91-93);
Копиями приказов о приеме работников на работу (л.д. 94-97);
Копией государственного контракта № № от 20.08.2018 г. на оказание услуг по уничтожению препаратов биологических государственного резерва (л.д. 98-102);
Копией государственного контракта № № от 25.09.2018 г. на оказание услуг по уничтожению имущества (лекарственные средства), обращенного в собственность государства (л.д. 102-110);
Договором №№ от 18.04.2018 г. на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию биологических отходов класса Б (л.д. 111-113);
Заключением от 30 ноября 2018 года (л.д. 172-73);
Санитарно-эпидемиологическим заключением от 09.08.2017 г. с приложениями (л.д. 174-190);
Видеоматериалами от 30.11.2018 г. (л.д. 191);
Вышеуказанные доказательства являются допустимыми, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства в совокупности, нахожу виновность ООО «Университет экологических проблем» полностью доказанной, действия данного юридического лица надлежит квалифицировать по ст. 6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Доводы о том, что учет и контроль за движением медицинских отходов осуществлялся. Технологические журналы учета отходов класса Б, В, Г были изъяты сотрудниками СК РФ, в связи с чем они не могли быть представлены при проведении проверки. Велись текущие технологические журналы, в которых отражалось движение отходов, впоследствии сведения из указанных журналов должны были быть перенесены в журналы, которые изъяли сотрудники СК РФ, не принимается.
В судебное заседание была представлена копия технологического журнала по обращению с медицинскими отходами, заполненного с 20.09.2018 г. по 25.11.2018 г. Копии технологических журналов учета отходов класса Б и В. Не представлены. При этом в материалах дела имеется копии технологических журналов датой заполнения 26.09.2018 г и 27.09.2018 г. (л.д. 76-90). При этом законный представитель в своих объяснениях не ссылался на наличие в организации представленного журнала, невозможность представления журналов обуславливал их изъятием сотрудниками СК РФ (л.д. 16). Изначально аналогичную позицию избрал защитник (л.д. 202). Таким образом, прихожу к выводу, что объективно наличие в организации журнала, представленного в судебное заседание, а также факта проведения учета и контроля за движением медицинских отходов ничем не подтверждено.
Не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения ссылки законного представителя на то, что он не знал о нарушениях в виде не проведения лабораторно-инструментальных проверок, микробиологического контроля эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам; контроля параметров микроклимата; контроля воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ. Также не знал о нарушении в виде не осуществления в 2018 г. производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, температуры наружных поверхностей технологического оборудования или его ограждающих устройств, интенсивности теплового облучения работающих, обслуживающих закрытые источники теплового облучения. Полагал, что в указанной части деятельность общества соответствовала требованиям законодательства.
Довод о том, что лабораторный контроль качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов и при комплексном опробовании оборудования - установки крематор АМТД -500, а также работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитной зоны ООО "Университет экологических проблем" при работе установки Крематор АМТД-500 не проводились, поскольку установка работала в тестовом режиме не влечет освобождение от административной ответственности.
Факт работы установки Крематор АМТД-500 законный представитель не отрицал. При этом в силу прямого указания пп. 3.4.6., 4.1.1., 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» юридическое лицо должно было обеспечить проведение лабораторного контроля качества атмосферного воздуха и проведение работ по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны.
Ссылки защитника на то, что нарушения в виде хранения на участке термического обезвреживания медицинских отходов класса Б совместно с отходами класса А и другими твёрдыми бытовыми отходами, осуществления складирования отходов помещении для дезинфекции транспорта, невозможность проведения уборки помещений произошло по причине действий сотрудников СК РФ, не принимается, поскольку факт возбуждения уголовного дела в отношении законного представителя организации и проведения в отношении него следственных действий не освобождало юридическое лицо от соблюдения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопреки доводам защитника, факт проведения дератизации (л.д. 147-152) не свидетельствует об отсутствии нарушений в части обнаружения следов жизнедеятельности грызунов (норы, следы), а также особи Крысы серой.
Представленное в материалы дела санитарно-эпидемиологическое заключение на участок термического обезвреживания медицинских отходов, датированное 13.04.2018 г. не свидетельствует об отсутствии нарушений отраженных в протоколе об административном правонарушении, которые выявлены 21.11.2018 г.
Довод о том, что положения п. 10.2, СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" не распространяются на деятельность ООО «Университет экологических проблем» основан на неверном понимании закона. Согласно п. 1.2. СанПиН, санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Как указано в п. 1.3., санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
ООО «Университет экологических проблем» бессрочно выдана лицензия на право осуществления деятельности связанной с размещением и обезвреживанием отходов 1-4 классов опасности. Материалами дела установлено и никем не оспаривалось, что ООО «Университет экологических проблем» занимается обращением с медицинскими отходами. В связи с чем на общество, как на самостоятельную специализированную организацию, распространяется п. 10.2. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных доказательств того, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства материалы дела не содержат.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО «Университет экологических проблем» является повторное совершение однородного административного правонарушения. Постановлением от 25.04.2018 г. № № юридическое лицо, привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Санкция ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Решая вопрос о виде назначаемого наказания, с учетом наличия отягчающих и отсутствия смягчающих ответственность обстоятельств исхожу из следующего. Деятельность ООО «Университет экологических проблем» связана с обращением с медицинскими отходами в том числе класса Б и В, которые относятся к категориям эпидемиологически опасных и чрезвычайно эпидемиологически опасных. Выявленные нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются существенными, создают вред окружающей среде и представляют угрозу жизни и здоровью неограниченному кругу лиц и персоналу предприятия.
В соответствии с исследованным в ходе судебного заседания заключением, выявленные нарушения оказывают отрицательное влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и создают непосредственную угрозу жизни (здоровью) населения, персонала предприятия и вред окружающей среде (л.д. 13-15).
Согласно заключению от 30.11.2018 г., предпринятые юридическим лицом меры по устранению выявленных нарушений не привели к устранению вышеуказанных угроз (л.д. 172-173).
Абзац 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ предусматривает, что административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В рассматриваемом деле целью наказания является пресечение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пресечение угрозы жизни и здоровью неограниченного круга лиц, а также служебного персонала организации, в связи с чем, избранная мера административного наказания в виде административного приостановления деятельности на определенный срок в отношении ООО «Университет экологических проблем» обоснована и соответствует целям административного наказания.
В настоящее время при функционировании объекта сохраняется угроза жизни (здоровью) населения и персонала организации и окружающей среде. В этой связи, а также учитывая характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, полагаю необходимым применить в отношении ООО «Университет экологических проблем» административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Поскольку транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы, а также уничтожение медицинских отходов являются этапами обращения с медицинскими отходами наказание следует применить в отношении участка термического обезвреживания медицинских отходов, помещения для дезинфекции транспорта и контейнеров, предназначенных для транспортирования медицинских отходов, расположенных по адресу: <адрес>
При определении размера наказания исхожу из следующего. Устранение выявленных нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований, в том числе требует замены технологического оборудования, проведение лабораторных исследований. Кроме того, в целях соблюдения поточности технологических процессов требуется разделение участка термического обезвреживания медицинских отходов на «чистую» и «грязную» зоны. Проведение данных работ связано с внесением изменений в конструкцию строения и требует значительных временных затрат. При таких обстоятельствах полагаю разумным и справедливым определить срок назначенного административного наказания в размере 90 суток.
При этом в случае устранения выявленных нарушений в более короткий срок ООО «Университет экологических проблем» не лишено возможности обратиться с ходатайством о досрочном прекращении административного наказания в виде административного приостановления деятельности в порядке ст. 32.12 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11, КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. 60 ░░░ ░░░░, ░. 8, ░░░ 5506043657, ░░░ 550901001, ░░░░ 1025501255658, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.11.2013 ░░░░ ░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 90 ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░ 00 ░░░░░ 26.11.2018 ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 26.11.2018 ░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░. 32.12 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░