РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 15 октября 2018 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Анохиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-308/2018 по иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куйтунского городского поселения об обязании определить место для временного складирования отходов,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора в сфере соблюдения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Куйтунского городского поселения выявлены факты ненадлежащей реализации полномочий при определении мест для временного складирования и накопления отходов. Установлено, что в нарушение требований законодательства на территории Куйтунского городского поселения до настоящего времени не определено в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» место для временного складирования отходов. Учитывая существо выявленных нарушений, а также то, что размещение отходов на территории поселения с нарушением санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства в отсутствие определенного места для временного складирования отходов создает угрозу здоровья населения, влечет нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятную окружающую среду, необходимо принятие ответчиком мер, направленных на реализацию предоставленных Федеральным законом № 131-ФЗ полномочий в части участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Просит суд обязать администрацию Куйтунского городского поселения определить место для временного складирования отходов в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
В письменных возражениях администрация Куйтунского городского поселения указала, что требования прокурора не подлежат удовлетворению. Реализация мероприятий межпоселенического характера по охране окружающей среды на территории Куйтунского района отнесена к исключительной компетенции МО Куйтунский район.
Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно пункта 18 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, в настоящее время обязанность организовывать на территории Куйтунского района обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов закреплена за муниципальным образованием Куйтунский район и не относится к полномочиям Куйтунского городского поселения и сельских поселений.
Куйтунское городское и сельские поселения участвуют лишь в деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (в том числе путем организации на соответствующей территории деятельности соответствующих организаций), не осуществляя их накопление. Законодательно такая обязанность отсутствует.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Данная норма введена Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 503-ФЗ).
Согласно статьи 10 Федерального закона № 503-ФЗ пункт 4 статьи 13.4 вступают в силу с 1 января 2019 года.
Кроме того, Федеральным законом № 89-ФЗ определено, что места накопления твердых коммунальных отходов должны быть определены в соответствии с правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,.
Согласно Федерального закона № 503-ФЗ, статья 8 полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами излагается в новой редакции и пунктом 3 изменяемой статьи однозначно закрепляет, что орган местного самоуправления муниципального района (Муниципальное образование Куйтунский район) осуществляет полномочия в области обращения с коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территории сельских поселений, а именно определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В настоящее время по данным исковым требованиям Куйтунское городское поселение не является надлежащими ответчиком, учитывая полномочия, закрепленные Федеральным законом № 131 -ФЗ, данные требования по исковому заявлению подлежат исполнению муниципальным образованием Куйтунский район.
Требования об организации мест накопления твердых коммунальных отходов со стороны прокуратуры к ответчикам не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Серебренников С.Д. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Куйтунского городского поселения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (л.д.59), в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования Куйтунский район – по доверенности Дыня А.И. исковые требования поддержал и пояснил, что до настоящего времени администрация Куйтунского городского поселения не определила место для временного складирования отходов. По данному вопросу она обращалась в администрацию муниципального образования Куйтунский район, ей было разъяснено, что рассматриваемый вопрос относится к их полномочиям.
Суд, заслушав представителей истца и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 7-ФЗ, управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу ч. 2 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу п. 18 ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ), а также пп. 13.2, 13.4, 13.14, 13.17 п. 13 Приложения 12 закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения городского поселения, сельских поселений отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу п.п.1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 1.1 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПин 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1998 № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения жидких из неканализованных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88).
Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п.2.1.1 СанПин 42-128-4690-88).
В ходе осуществления надзора в сфере соблюдения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при проведении проверки прокуратурой Куйтунского района выявлены факты ненадлежащей реализации полномочий администрацией Куйтунского городского поселения при определении мест для временного складирования и накопления отходов.
Администрация Куйтунского городского поселения в ответе от 04.08.2017 года на требование прокурора указала, что определение мест временного складирования отходов, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования не входит в полномочия Куйтунского городского поселения.
Позиция администрация Куйтунского городского поселения о том, что определение мест временного складирования отходов, относится к компетенции администрации муниципального образования Куйтунский район, представляется неверной, поскольку законодательством об отходах производства и потребления предусмотрено участие органов местного самоуправления городских поселений в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Органы же местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований законодательства на территории Куйтунского городского поселения до настоящего времени не определено в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» место для временного складирования отходов.
Размещение отходов на территории поселения с нарушением санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства в отсутствие определенного места для временного складирования отходов создает угрозу здоровья населения, влечет нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятную окружающую среду.
Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.
Обязать администрацию Куйтунского городского поселения определить место для временного складирования отходов в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу