Решение по делу № 2-308/2018 от 21.06.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 15 октября 2018 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Анохиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-308/2018 по иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куйтунского городского поселения об обязании определить место для временного складирования отходов,

УСТАНОВИЛ:

    В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора в сфере соблюдения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Куйтунского городского поселения выявлены факты ненадлежащей реализации полномочий при определении мест для временного складирования и накопления отходов. Установлено, что в нарушение требований законодательства на территории Куйтунского городского поселения до настоящего времени не определено в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» место для временного складирования отходов. Учитывая существо выявленных нарушений, а также то, что размещение отходов на территории поселения с нарушением санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства в отсутствие определенного места для временного складирования отходов создает угрозу здоровья населения, влечет нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятную окружающую среду, необходимо принятие ответчиком мер, направленных на реализацию предоставленных Федеральным законом № 131-ФЗ полномочий в части участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Просит суд обязать администрацию Куйтунского городского поселения определить место для временного складирования отходов в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

    В письменных возражениях администрация Куйтунского городского поселения указала, что требования прокурора не подлежат удовлетворению.    Реализация мероприятий межпоселенического характера по охране окружающей среды на территории Куйтунского района отнесена к исключительной компетенции МО Куйтунский район.

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно пункта 18 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

    Таким образом, в настоящее время обязанность организовывать на территории Куйтунского района обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов закреплена за муниципальным образованием Куйтунский район и не относится к полномочиям Куйтунского городского поселения и сельских поселений.

    Куйтунское городское и сельские поселения участвуют лишь в деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (в том числе путем организации на соответствующей территории деятельности соответствующих организаций), не осуществляя их накопление. Законодательно такая обязанность отсутствует.

    Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Данная норма введена Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 503-ФЗ).

    Согласно статьи 10 Федерального закона № 503-ФЗ пункт 4 статьи 13.4 вступают в силу с 1 января 2019 года.

    Кроме того, Федеральным законом № 89-ФЗ определено, что места накопления твердых коммунальных отходов должны быть определены в соответствии с правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,.

    Согласно Федерального закона № 503-ФЗ, статья 8 полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами излагается в новой редакции и пунктом 3 изменяемой статьи однозначно закрепляет, что орган местного самоуправления муниципального района (Муниципальное образование Куйтунский район) осуществляет полномочия в области обращения с коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территории сельских поселений, а именно определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

    В настоящее время по данным исковым требованиям Куйтунское городское поселение не является надлежащими ответчиком, учитывая полномочия, закрепленные Федеральным законом № 131 -ФЗ, данные требования по исковому заявлению подлежат исполнению муниципальным образованием Куйтунский район.

    Требования об организации мест накопления твердых коммунальных отходов со стороны прокуратуры к ответчикам не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Серебренников С.Д. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Куйтунского городского поселения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (л.д.59), в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования Куйтунский район – по доверенности Дыня А.И. исковые требования поддержал и пояснил, что до настоящего времени администрация Куйтунского городского поселения не определила место для временного складирования отходов. По данному вопросу она обращалась в администрацию муниципального образования Куйтунский район, ей было разъяснено, что рассматриваемый вопрос относится к их полномочиям.

Суд, заслушав представителей истца и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.        

    Статьей 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

    В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 7-ФЗ, управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    Согласно пунктам 1 и 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

    Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

    В силу ч. 2 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

    В силу п. 18 ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ), а также пп. 13.2, 13.4, 13.14, 13.17 п. 13 Приложения 12 закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения городского поселения, сельских поселений отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

    В силу п.п.1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

    Пунктом 1.1 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПин 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1998 № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

    Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения жидких из неканализованных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88).

    Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (п.2.1.1 СанПин 42-128-4690-88).

В ходе осуществления надзора в сфере соблюдения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства при проведении проверки прокуратурой Куйтунского района выявлены факты ненадлежащей реализации полномочий администрацией Куйтунского городского поселения при определении мест для временного складирования и накопления отходов.

Администрация Куйтунского городского поселения в ответе от 04.08.2017 года на требование прокурора указала, что определение мест временного складирования отходов, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования не входит в полномочия Куйтунского городского поселения.

Позиция администрация Куйтунского городского поселения о том, что определение мест временного складирования отходов, относится к компетенции администрации муниципального образования Куйтунский район, представляется неверной, поскольку законодательством об отходах производства и потребления предусмотрено участие органов местного самоуправления городских поселений в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Органы же местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

    Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований законодательства на территории Куйтунского городского поселения до настоящего времени не определено в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» место для временного складирования отходов.

    Размещение отходов на территории поселения с нарушением санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства в отсутствие определенного места для временного складирования отходов создает угрозу здоровья населения, влечет нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятную окружающую среду.

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

    Обязать администрацию Куйтунского городского поселения определить место для временного складирования отходов в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу

2-308/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Куйтунского района
Ответчики
Заместитель главы администрации Куйтунского городского поселения Пустоварин В.Л.
Лавшук А.П.
администрация Панагинского сельского поселения
администрация Уховского сельского поселения
Алексеенко Г.А.
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на сайте суда
kuytunsky.irk.sudrf.ru
21.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2018Передача материалов судье
22.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2018Судебное заседание
15.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2018Дело оформлено
20.11.2018Дело передано в архив
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее