Дело №2-2100/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2022 года г.Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Трусовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Департамента здравоохранения Орловской области к Ахмедову М.Ш. о взыскании денежных средств,
установил:
Департамент здравоохранения Орловской области обратился в суд с иском к Ахмедову М.Ш. о взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указал, что между ним и ответчиком был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику прибывшему на работу в сельский населенный пункт. Департамент свои обязательства по договору исполнил, перечислив ответчику денежную сумму в размере <данные изъяты> Ответчик, в свою очередь, уволился с места работы, не отработав время, как предусмотрено договором. В связи с чем, просит суд взыскать с Ахмедова М.Ш. в пользу Департамента здравоохранения Орловской области денежные средства в размере <данные изъяты> из которых <данные изъяты> - часть единовременной компенсационной выплаты, <данные изъяты> проценты за пользование чужими денежными средствами с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с ДД.ММ.ГГ до даты возврата суммы долга в размере <данные изъяты>
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд социального страхования РФ.
В судебном заседании представитель истца Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Ермакова А.О. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Ахмедов М.Ш., представитель третьего лица ФСС РФ, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с пунктом 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 1, 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ между Департаментом здравоохранения Орловской области, БУЗ Орловской области «Мценская центральная районная больница» и Ахмедовым М.Ш. (медицинский работник) был заключен договор №*** о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области (далее - договор).
Предметом договора являлось предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> медицинскому работнику, замещающему должность <данные изъяты> прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области (далее - единовременная компенсационная выплата).
В соответствии с условиями договора БУЗ Орловской области «Мценская центральная районная больница» Ахмедову М.Ш. была перечислена единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты> что подтверждается копиями платежных поручений от ДД.ММ.ГГ №*** и от ДД.ММ.ГГ №***.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 договора от ДД.ММ.ГГ медицинский работник обязан в течение 5 (пяти) лет работать по основному месту работы в учреждении здравоохранения на должности, включенной в утвержденный Департаментом здравоохранения Орловской области перечень вакантных должностей медицинских работников в разрезе медицинских организаций и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются выплаты на очередной финансовый год, на условиях полного рабочего дня (не менее одной ставки) с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Ахмедов М.Ш. принят на работу в БУЗ Орловской области «Мценская центральная районная больница» на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ, что подтверждается копией приказа о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГ №***
ДД.ММ.ГГ между БУЗ Орловской области «Мценская центральная районная больница» и Ахмедовым М.Ш. заключен трудовой договор №***.
С учетом изложенного, Ахмедов М.Ш. должен был отработать в БУЗ Орловской области «Мценская центральная районная больница» до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ на основании заявления Ахмедова М.Ш. трудовой договор от ДД.ММ.ГГ №*** расторгнут.
На основании приказа Департамента здравоохранения Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** «О расторжении договора от ДД.ММ.ГГ №*** о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт на территории Орловской области» расторгнут договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В нарушение пунктов 2.1.2, 3.1 договора Ахмедов М.Ш. не возвратил часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока, в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня прекращения трудового договора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсационная выплата пропорционально отработанному времени в размере <данные изъяты>
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что при неисполнении обязательства по возврату части единовременной выплаты в срок, предусмотренный пунктом 3.1 договора, медицинский работник в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ уплачивает Департаменту проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства.
Департаментом здравоохранения Орловской области за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ рассчитаны проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> указанный расчет суд полагает обоснованным, контррасчет ответчиком суду не представлен.
В связи с чем, вышеуказанные требования подлежат удовлетворению.
Также с ответчика Ахмедова М.Ш. в пользу Департамента здравоохранения Орловской области подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с ДД.ММ.ГГ до даты возврата суммы долга в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Департамента здравоохранения Орловской области к Ахмедову М.Ш. о взыскании денежных средств – удовлетворить.
Взыскать с Ахмедова М.Ш. в пользу Департамента здравоохранения Орловской области денежные средства в размере <данные изъяты> из которых <данные изъяты> часть единовременной компенсационной выплаты, <данные изъяты> проценты за пользование чужими денежными средствами с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная с ДД.ММ.ГГ до даты возврата суммы долга в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГ.
Председательствующий: И.С. Щербина