Решение по делу № 12-322/2024 от 26.07.2024

УИД №34RS0003-01-2022-003938-79

дело № 12-322/2024

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 24 сентября 2024 года

Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Новиков Ф.А., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу ООО «Концессии водоснабжения» на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской области от 10 ноября 2022 года №2/24-2022-ВН по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.1, ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Концессии водоснабжения»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской области от 10 ноября 2022 года №2/24-2022-ВН ООО «Концессии водоснабжения» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.1, ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Концессии водоснабжения» обратилось с жалобой в суд, в которой просит постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской области от 10 ноября 2022 года №2/24-2022-ВН отменить, производство по делу прекратить.

Решением Кировского районного суда Волгограда от 03 мая 3023 года жалоба ОООО «Концессии водоснабжения» оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, ООО «Концессии водоснабжения» обратилось в Волгоградский областной суд с жалобой о его отмене.

Решением Волгоградского областного суда от 09 августа 2023 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Волгоградской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Кислова Д.В. №2/24-2022-ВН от 10 ноября 2022 года и решение судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 03 мая 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст. 8.13, ч.1 ст.8.14, ст.8.1, ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Концессии водоснабжения» оставлены без изменения, а жалоба ООО «Концессии водоснабжения» без удовлетворения.

Не согласившись с решением Кировского районного суда Волгограда от 03 мая 3023 года и решением Волгоградского областного суда от 09 августа 2023 года ООО «Концессии водоснабжения» обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой об их отмене.

Постановлением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 мая 2024 года решение судьи Волгоградского областного суда от 9 августа 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьей 8.1, статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения» отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.

Решением Волгоградского областного от 17 июля 2024 года № 07р-912/2024 дело возвращено на новое рассмотрение в Ворошиловский районный суд.

В обосновании жалобы ООО «Концессии водоснабжения» указывает, что:

- по нарушениям ч. 4 ст. 8.13, ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства о превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод, поскольку в протоколах исследований, выданных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области указана недостоверная информация, а именно: нарушены обязательные требования методик исследований для проведения испытаний отобранных проб, нарушены обязательные требования ГОСТ 31861 (п.п. 5.3,5.4, НД) по хранению и транспортированию проб, допущены нарушения при оформлении результатов отбора проб, все исследования филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области проведены вне области аккредитации по методикам, не предназначенным согласно области аккредитации для анализа очищенной сточной воды (отбор проб 30.08.2021 года, 05.10.2021 года, 12.10.2021 года); также с 2016 года проводится реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК) о. Голодный, в связи с чем, Обществом был разработан и утвержден «План снижения сбросов на 2016 – 2022 года после ОСК о. Голодный», согласованный с Комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области 30.11.2018 года, заместителем главы Волгограда и территориальным органом Росприроднадзора 11.01.2019 года, многолетние лабораторные исследования, проводимые лабораторией Общества показывает стабильное содержание веществ в сбрасываемых после очистных сооружений стоках, на уровне, не превышающем установленных нормативов сброса, отчеты о выполнении плана снижения сбросов с подтверждающими документами Общества ежегодно предоставляет в Росприроднадзор;

- по нарушению ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в действиях ООО «Концессии водоснабжения» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку решением от 29.05.2019 года №396 о предоставлении водного объекта в пользование Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области допустимая концентрация хрома общего установлена 0,0 г/м3, согласно протоколам измерений проб воды, выданным филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области концентрация хрома общего не превысила значений, установленных Решением о водопользовании, указывает, что ссылка государственного инспектора на протоколы измерения проб №4566в от 26.10.2021 года и №4907 от 08.11.2021 года является некорректной, поскольку исходя из п.п. 7,12 Решения о водопользовании местом отбора проб является контрольный створ в зоне влияния руслового выпуска сооружений канализации ООО «Концессии водоснабжения»;

- по нарушению ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в действиях ООО «Концессии водоснабжения» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку с 01.01.2019 года вступила в силу ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды, в соответствии с которой изменена система нормирования в области охраны окружающей среды, то есть, предусмотрен переход на систему нормирования в зависимости от категории объекта НВОС и для объектов 1 категории предусмотрена необходимость разработки утверждения программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ), которая была разработана и согласована Обществом в установленном порядке Межведомственной комиссией при Министерстве промышленности и торговли РФ на очистных сооружениях канализации (ОСК) о. Голодный в 2020 – 2024 годах.

Кроме того, считает, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления истек, поскольку вменяемые правонарушения не являются длящимися.

В судебном заседании представитель заявителя ООО «Концессии водоснабжения» доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской области от 10 ноября 2022 года №2/24-2022-ВН по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.1, ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Концессии водоснабжения», производство по делу прекратить.

Представитель административного органа Галушкин А.А., в судебном заседании просил жалобу ООО «Концессии водоснабжения» оставить без удовлетворения. Из пояснений Галушкина А.А. в настоящем судебном заседании и пояснений других представителей административного органа Бурлаченко Р.В. и Трофимовой В.В. в предыдущих судебных заседаниях следует, что перечень нарушений требований филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области при оформлении результатов отбора проб и исследования проб, на которые указывает ООО «Концессии водоснабжения», заявитель не вправе давать оценку соответствия деятельности аккредитованных лабораторий, поскольку в соответствии с действующим законодательством РФ, подтверждение технической компетентности испытательной лаборатории осуществляется Федеральной службой по аккредитации; также согласно решению №396 от 29.05.2019 года о предоставлении водного объекта в пользование срок водопользования ООО «Концессии водоснабжения» установлен с 13.06.2019 года по 31.12.2024 года, в связи с чем, была отобрана сточная очищенная вода в месте сброса оголовка выпуска: 48°38"38,5" северной широты 44°30"32,0" восточной долготы, согласно заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области фактическая концентрация хрома - 0,0072 мг/дм3, 0,012 мг/дм3, что опровергает доводы Общества. Кроме того, указывает, что согласно ст. 31.1 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах 1 категории обязаны получить комплексное экологическое разрешение, однако ООО «Концессии водоснабжения» указанное разрешение не получило. Также пояснил, что сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены, поскольку согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 8 КоАП РФ составляет 1 год, при этом днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении выявило факт его совершения, при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с 09.02.2022 года, считает, что выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению требований природоохранного законодательства со стороны юридического лица – ООО «Концессии водоснабжения».

Представитель административного органа Симонова К.А. в судебном заседании просила жалобу ООО «Концессии водоснабжения» оставить без удовлетворения.

Заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Панасов Н.М. в настоящем судебном заседании, а также старший помощник прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Деревянченко Н.О. в предыдущем заседании просили жалобу ООО «Концессии водоснабжения» оставить без удовлетворения, указав, что сроки проведения проверки с 16.08.2021 года по 16.09.2021 года в решении №147 в отношении ООО «Концессии водоснабжения» является технической ошибкой при оформлении сотрудником данного решения, в дальнейшем указанная проверка продлена до 16.10.2021 года. Кроме того, фактические проверочные мероприятия в отношении ООО «Концессии водоснабжения» с отборами проб производились в следующие даты: 30.08.2021 года помощником прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Прокофьевой IО.Ю. с участием заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Волгоградской области Симоновой К.А., главного специалиста филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛА ТИ по Волгоградской области Кочаряном Н.К. осуществлен выезд на очистные сооружения канализации о. Голодный (ОСК), эксплуатируемые ООО «Концессии водоснабжения», 05.10.2021 года и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Костенко Н.В. с участием заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Галушкина А.А., заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Волгоградской области Симоновой К.А., а также ведущими инженерами сектора отбора образцов, прямых измерений Семененко Е.В., Горюновым Е.В. филиала ФГБУ «ЦЛА ТИ по ЮФО» - ЦЛА ТИ по Волгоградской области осуществлен выезд на очистные сооружения канализации о. Голодный (ОСК), эксплуатируемые ООО «Концессии водоснабжения»; 12.10.2021 года и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Костенко Н.В. с участием заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Волгоградской области Симоновой К.А., а также ведущими инженерами сектора отбора образцов, прямых измерений Семененко Е.В., Горюновым Е.В. филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области осуществлен выезд на очистные сооружения канализации о. Голодный (ОСК), эксплуатируемые ООО «Концессии водоснабжения», то есть фактически проверочные мероприятия в деятельности ООО «Концессии водоснабжения» были окончены 12.10.2021 года, что подтверждается справкой Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 09.02.2022 года; указывает, что в соответствии с ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки, статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора, в требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки, то есть указанная проверка была приостановлена для подготовки результатов отбора проб и оформление их результатов, которой была справка Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 09.02.2022 года, в связи с чем прокуратурой по результатам анализа справки и ее готовности направлено уведомление в адрес ООО «Концессии водоснабжения» о возобновлении проверки и возможности предварительно ознакомиться с подготовленной справкой Межрегионального управления, а также вызова юридическое и должностное лицо ООО «Концессии водоснабжения» в прокуратуру для дачи пояснений.

Судья, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1.-25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 16.08.2021 года №147 проведена проверка соблюдения действующего природоохранного законодательства в деятельности ООО «Концессии водоснабжения», по результатам которой установлено, что:

- ООО «Концессии водоснабжения» искажены данные о достигнутом экологическом эффекте, что подтверждается предоставленными сопроводительным письмом от 12 декабря 2022 года отчетами за 2020, 2021 год в рамках Плана снижения сбросов на период с 2016 года по 2022 год и результатами проведения лабораторных исследований и измерений филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области, согласно утвержденному плану снижения сбросов на период с 2016 года по 2022 год, ООО «Концессии водоснабжения» в 2020 году достигло экологического эффекта от мероприятий: по взвешенным веществам, БКПполн, Медь, Марганец, однако по результатам проведенного анализа отчета о ходе выполнения Плана снижения сбросов за 2021 год установлено, что данные от сбросов загрязняющих веществ представлены без учета данных представленных в отчете за 2020 год, что опровергает показатели о достигнутом экологическом эффекте;

- ООО «Концессии водоснабжения» имеет разработанный в 2019 году проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Волга, поступающих со сточными водами очистных сооружений канализации о. Голодный, а также разрешение №01 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, согласно которым разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. Волга по выпуску №1 в период с 11.12.2019 года по 10.01.2020 год, действие разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод №01 продлено до 10.12.2022 года, согласно представленному журналу учета водоотведения средствами измерений «Станция УФ обеззараживания сточных вод» и журналу учета водоотведения другими методами «Оголовок русловой рассеивающий» сброс сточных вод за период с 9.10 часов 30.08.2021 года по 14.47 часов 12.10.2021 года составил 8 599 585,27 м3, однако в ходе сравнения полученных результатов проведения лабораторных исследований и измерений установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса, а также лимита: по алюминию в 1,3 раза, по цинку 1,8 раза, по ортофосфатам в 23,9 раза, ионам алюминия в 6,0 раз, обнаружено наличие хрома в соответствии с заключением эксперта от 07.10.2021 года №112, по алюминию в 3,3 раза, по цинку в 2,6 раза, по ионам аммония в 7,1 раза, по нефтепродуктам в 16,3 раза, по АПАВ в 1,8 раза, по ортофосфатам в21,5 раза, по марганцу в 1,3 раза, по БПК полн. В 1,6 раза, обнаружено наличие хрома, в соответствии с заключением эксперта от 27.10.2021 года №124, по цинку в 3,4 раза, по алюминию в 4,8 раза, по ионам аммония в 6,8 раза, по нефтепродуктам в 3,7 раза, по ортофосфатам в 20,2 раза, БПК полн. в 1,7 раза, обнаружено наличие хрома в соответствии с заключением эксперта от 29.12.2021 года №136, также ООО «Концессии водоснабжения» осуществляла сброс загрязняющего вещества – хром из ОСК о. Голодный, в отсутствии норматива допустимого сброса и лимита, что привело к загрязнению водного объекта р. Волга;

- ООО «Концессии водоснабжения» имеет разработанный в 2019 году проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Волга, поступающих со сточными водами очистных сооружений канализации о. Голодный, а также нормативы допустимого сброса, утвержденные приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 30.08.2019 года №401 «Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Волга для ООО «Концессии водоснабжения» срок действия с 30.08.2019 года по 30.08.2024 года, решение от 29.05.2019 года №396 о предоставлении водного объекта в пользование, срок водопользования с 13.06.2019 года по 31.12.2024 года, в которых сброс загрязняющего вещества – хром запрещается и равен 0, между тем на основании полученных заключений от 09.09.2021 года №3971в, №4566в от 26.10.2021 года, №4907 от 08.11.2021 года обнаружено наличие хрома – то есть осуществляется сброс загрязняющего вещества;

- ООО «Концессии водоснабжения» имеет разработанный в 2019 году проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Волга, поступающих со сточными водами очистных сооружений канализации о. Голодный, а также разрешение №01 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, согласно которым разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. Волга по выпуску №1 в период с 11.12.2019 года по 10.01.2020 год, действие разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод №01 продлено до 10.12.2022 года, согласно представленному журналу учета водоотведения средствами измерений «Станция УФ обеззараживания сточных вод» и журналу учета водоотведения другими методами «Оголовок русловой рассеивающий» сброс сточных вод за период с 9.10 часов 30.08.2021 года по 14.47 часов 12.10.2021 года составил 8 599 585,27 м3, в ходе сравнения полученных результатов проведения лабораторных исследований и измерений с допустимыми концентрациями загрязняющих веществ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса, в пределах лимита сброса, согласно разрешению №01 на сбросы вещества (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, выданное на основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 11.12.2019 года №350 установлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса, а также лимите: в ходе проведения проверки 30.08.2021 года по алюминию в 1,3 раза, по цинку 1,8 раза, по ортофосфатам в 23,9 раза, ионам алюминия в 6,0 раз, в соответствии с заключением эксперта от 07.10.2021 года №112 установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с нормативами качества; в ходе проведения проверки 05.10.2021 года по алюминию в 3,3 раза, по цинку в 2,6 раза, по ионам аммония в 7,1 раза, по нефтепродуктам в 16,3 раза, по АПАВ в 1,8 раза, по ортофосфатам в 21,5 раза, по марганцу в 1,3 раза, по БПК полн. В 1,6 раза, в соответствии с заключением эксперта от 27.10.2021 года №124 установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с нормативами качества, в ходе проведения проверки 12.10.2021 года по цинку в 3,4 раза, по алюминию в 4,8 раза, по ионам аммония в 6,8 раза, по нефтепродуктам в 3,7 раза, по ортофосфатам в 20,2 раза, БПК полн. в 1,7 раза, в соответствии с заключением эксперта от 29.12.2021 года №136 установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с нормативами качества, таким образом ООО «Концессии водоснабжения нарушены требования к охране водных объектов – р. Волга, которое повлекло его загрязнение.

Указанные обстоятельства административных правонарушений подтверждены собранными по делу доказательствами: выпиской из ЕГРЮЛ; протоколами измерений проб воды от 07.04.2022 года №228в/22, 07.04.2022 года №229в/22, 07.04.2022 года №230в/22; справкой Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по результатам совместной проверки с Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой юридического лица – ООО «Концессии водоснабжения»; журналом учета водооотведения другими методами; журналом учета водоотведения средствами измерений; программой регулярных наблюдений за состоянием регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной в пределах выпуска сточных вод после ОСК о. Голодный на 2019 – 204 года; решением Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (Облкомприроды) о предоставлении водного объекта в пользование №396 от 29.05.2019 года; нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Волга, поступающих со сточными водами очистных сооружений канализации о. Голодный; технологическим регламентом по эксплуатации очистных сооружений канализации о. Голодный г. Волгограда, участок «Станция Аэрации» цеха по эксплуатации и ремонту канализационных очистных сооружений ТР-07-2017.

В силу ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В силу положений ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1, 2, 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия); содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В соответствии с п. 11,12 ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении государственного экологического надзора осуществляет контроль за реализацией плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 10 ноября 2022 года должностным лицом административного органа постановления об административном правонарушении и привлечения ООО «Концессии водоснабжения» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.1, 8.5, Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные доказательства в совокупности свидетельствуют о нарушении ООО «Концессии водоснабжения» норм природоохранного законодательства, за что предусмотрена административная ответственность

Доводы жалобы ООО «Концессии водоснабжения» о том, что протоколы лабораторных исследований, предоставленных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» по Волгоградской области, являются недостоверными доказательствами, поскольку получены с нарушением условий отбора проб, транспортирования, а также требования методик исследования и оформление результатов отбора проб, являются несостоятельными, поскольку согласно письма от 11.04.2022 года №628, предоставленным ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» по Волгоградской области, Лаборатория имеет в наличии все необходимые ресурсы и возможности для обеспечения безопасности хранения конфиденциальной информации, определены процедуры контроля качества всех видов работ, каждая проба регистрируется и ей присваивается регистрационный номер (шифр), транспортировка проб осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 31861, объем проб для проведения исследований соответствует ГОСТ 31861, также сотрудники экспертной организации предупреждаются об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Кроме того, в ходе судебного заседания довод ООО «Концессии водоснабжения» о недостоверности протоколов измерений проб от 7 апреля 2022 ввиду наличия системной ошибки в программном обеспечении не нашел своего подтверждения.

Допрошенный эксперт филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» по Волгоградской области ФИО14 пояснила, что системная ошибка произошла после проведения вышеуказанного исследования на этапе составления и подписания протоколов измерений проб и заключалась в указании в данных протоколах иной методики исследования, что не повлияло на результаты и достоверность исследований, поскольку системная ошибка по своей сути являлась лишь опиской (опечаткой), а сами исследования проводились по правильным методикам.

Таким образом, с доводами ООО «Концессии водоснабжения» о несогласии с результатами лабораторных исследований, проведенных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» по Волгоградской области об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения суд не может согласиться, поскольку из материалов настоящего дела следует обратное.

Доводы ООО «Концессии водоснабжения» о проведении проверки с грубыми нарушениями законодательства, превышении срока проведения проверки, расширении предмета проверки так же не нашли своего подтверждения.

Кроме того, в ходе судебного заседания заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Панасов Н.М. предоставил суду копию решения о проведении проверки, пояснив об отсутствии нарушений в ходе ее проведения.

Довод ООО «Концессии водоснабжения» о вынесении постановления о привлечении к административной ответственности по истечению срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не нашел подтверждения.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет 1 год.

Как следует из материалов дела ООО «Концессии водоснабжения» предоставило недостоверные сведения, а именно отчеты о выполнении плана снижения сбросов за 2020, 2021 год с подтверждающими документами в территориальный орган Росприроднадзора с сопроводительным письмом от 12 декабря 2021 года, соответственно датой события вменяемого ООО «Концессии водоснабжения» административного правонарушения является 12 декабря 2021 года.

Между тем, Постановление должностным лицом административного органа о привлечении ООО «Концессии водоснабжения» к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ вынесено 10 ноября 2022 года.

Таким образом, нарушений требований, предусмотренных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ при вынесении постановления должностным лицом административного органа судом не усматривается.

Кроме того, как следует из абз. 8 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа сочло, что ООО «Концессии водоснабжения» имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия ООО «Концессии водоснабжения» правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено указанному лицу в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.1, ст. 8.5, Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.1.2, 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «Концессии водоснабжения» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской области от 10 ноября 2022 года №2/24-2022-ВН по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.1, ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Концессии водоснабжения», является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской области от 10 ноября 2022 года №2/24-2022-ВН по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.1, ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Концессии водоснабжения» – оставить без изменения, жалобу ООО «Концессии водоснабжения» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                      Ф.А. Новиков

12-322/2024

Категория:
Административные
Истцы
Волгоградский прирородохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Концессии водоснабжения"
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Судья
Новиков Федор Александрович
Статьи

8.1

8.5

8.13

8.14

Дело на сайте суда
vor.vol.sudrf.ru
29.07.2024Материалы переданы в производство судье
22.08.2024Судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее