Решение по делу № 2-3298/2022 от 05.07.2022

Дело № 2-3298/2022

55RS0007-01-2022-004345-61

Решение

Именем Российской Федерации

6 декабря 2022 года                             город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.В.А. к Казенному учреждению "Центр занятости населения города Омска" о взыскании пособия по безработице,

Установил:

Д.В.А. обратился в суд с названным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ был уволен с последнего места работы, ДД.ММ.ГГГГ через портал Госуслуг подал в электронном виде заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в службу занятости, и был принят на учет в службу занятости САО г.Омска как предпенсионер, о чем представил справку ПФР РФ.

В мае 2020 он дополнительно представил по электронной почте все требуемые специалистами службы занятости документы. Лично офис службы занятости истец ни разу не посещал, т.к. в период пандемии и самоизоляции это было бы невозможно.

До мая 2021 истец получал пособие как предпенсионер, т.е. последний месяц получения пособия – апрель 2021г.

В мае 2021 на официальном интерактивном портале Государственной службы занятости населения Омской области https://omskzan.ru в личном кабинете появилась информация, что истцу назначено посещение Центра службы занятости в САО г.Омска на ДД.ММ.ГГГГ лично с паспортом.

ДД.ММ.ГГГГ при личном визите истцу сообщено, что пособие выплачиваться больше не будет, и были предложены только вакансии на неквалифицированный труд (подсобные рабочие), т.к. по истечении года без работы ему уже не могут предоставлять вакансии по специальности (со слов специалиста службы занятости). От подобных вакансий истец отказался по состоянию здоровья и подписал соответствующий отказ.

После беседы с инспектором ДД.ММ.ГГГГ истец позвонил заместителю начальника отдела ЦСЗН в САО г.Омска Е.Л.А. по вопросу о продлении выплаты пособия ему пояснили, что он должен был предоставить дополнительно до истечения срока действия пособия, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует Приказу Минтруда России от 22.02.2019 №116н (ред. От 24.08.2021) "Об утверждении Правил в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам". Истец обратился в Министерство труда и социального развития Омской области.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ из Министерства труда и социального развития Омской области, где ему было рекомендовано предоставить в отдел занятости населения сведения о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, по форме СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица".

Истец повторно обратился в Центр занятости САО г.Омска, предоставил СЗИ-ИЛС, но ему было отказано.

С отказом истец не согласен.

Просит увеличить продолжительность периода выплаты пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать КУ "Центр занятости населения города Омска" выплатить Д.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (<данные изъяты>) пособие по безработице за указанный период в размере 40082 рублей 40 копеек.

В судебном заседании Д.В.А. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика М.В.Е., действующая на основании доверенности исковые требовании не признала, представила письменные возражения (л.д.79). В судебном заседании пояснила, что обращение истца об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице с приложением сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС было подано через личный кабинет интерактивного портала "Работа России" лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 12-ти месячного периода выплаты пособия, следовательно, продление выплаты пособия невозможно. Не согласна с расчетом истца о размере выплаты пособия. Пояснила, что 0 лет 8 месяцев – получение пособия по безработице и 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев периоды ухода родителя за ребенком не включаются в стаж, дающий право на увеличение периода выплаты пособия по безработице. следовательно период работы по безработице продлевается на 10 недель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Ш.Э.Н., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в письменном отзыве (л.д.106). В суде пояснил, что для продления периода выплаты пособия по безработице сведения о наличии страхового стажа предоставляются гражданином до истечения 12 месячного периода выплаты пособия, однако соответствующие сведения Д.В.А. представлены не были, что и послужило основанием для принятия отделом занятости решения о прекращении выплаты пособия.

Представитель третьего лица ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по Омской области участия в судебном заседании не принимал, третье лицо уведомлено о слушании дела надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материала дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1031-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно ст. 31 Закона о занятости населения, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п. 1). Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п. 2).

В соответствии со ст. 34.2 Закона о занятости населения, период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев (п. 1).

Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 2).

По данным регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц, ДД.ММ.ГГГГ Д.В.А. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы в отделе занятости населения САО г.Омска. (л.д.20).

На основании приказа отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ истец признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ, пособие по безработице назначено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в последующем период выплаты пособия по безработице продлен до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.28).

Из пояснений истца следует, что в мае 2021 на официальном интерактивном портале Государственной службы занятости населения Омской области https://omskzan.ru в его личном кабинете появилась информация, что ему назначено посещение Центра службы занятости в САО г.Омска на ДД.ММ.ГГГГ лично с паспортом.

ДД.ММ.ГГГГ при личном визите Д.В.А. сообщено, что пособие выплачиваться больше не будет, и были предложены только вакансии на неквалифицированный труд (подсобные рабочие), т.к. по истечении года без работы ему уже не могут предоставлять вакансии по специальности (со слов специалиста службы занятости). От подобных вакансий истец отказался по состоянию здоровья и подписал соответствующий отказ.

На вопрос, почему ему не продлевают выплату пособия как предпенсионеру имеющему трудовой стаж более 25 лет, ему пояснили, что он должен был представить дополнительные документы до истечения срока действия пособия, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Министерства труда и социального развития Омской области на обращения Д.В.А. ДД.ММ.ГГГГ следует, что для принятия решения по увеличению продолжительности периода выплаты пособия по безработице рекомендовано представить в отдел занятости населения сведения о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, по форме СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица". (л.д.57)

На основании приказа отдела занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ Д.В.А. снят с регистрационного учета в качестве безработного.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с требованиями о продлении периода выплаты пособия по безработице.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н, зарегистрированным в Минюсте России 29 июля 2019 г. N 55424, утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, согласно приложению (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил, являющихся приложением к Приказу Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н, социальные выплаты безработным гражданам и выдача предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам осуществляется работниками государственных учреждений службы занятости населения в соответствии со статьями 29 - 36 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Социальные выплаты безработным гражданам осуществляются центрами занятости населения в виде пособия по безработице, которое назначается гражданам с первого дня признания их безработными (п. 4, п. 6 Правил).

Решение работника центра занятости населения о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице, который оформляется на бланке личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Факт ознакомления гражданина с приказом о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице подтверждается его личной подписью (п. 9, 10 Правил).

Основанием принятия работником центра занятости населения решения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста является наличие страхового стажа, превышающего страховой стаж продолжительностью 25 лет для мужчин, не достигших возраста 65 лет, и 20 лет для женщин, не достигших возраста 60 лет, либо указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие безработному гражданину право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности (п. 15 Правил).

Согласно пункту 17 Правил, наличие страхового стажа, указанного в пункте 15 настоящих Правил, подтверждается до истечения 12-месячного периода выплаты пособия сведениями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, представленными гражданами, либо полученными органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Сведения о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, могут быть предоставлены безработным гражданином по форме СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", утвержденной Приказом Минтруда России от 9 января 2019 г. N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", по результатам предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования на основании Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", утвержденного Приказом Минтруда России от 16 января 2017 г. N 38н.

При отсутствии предоставленных безработным гражданином сведений, подтверждающих право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, на основании п. 4 ст. 15 Закона о занятости населения указанные сведения запрашиваются органами службы занятости по безработице в рамках межведомственного обмена в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решение работника центра занятости населения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия (п. 18 Правил).

Как следует из материалов дела, сведения о наличии страхового стажа подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице Д.В.А. до истечения 12 месячного периода выплаты пособия не представил. В то же время указанные сведения органами службы занятости по безработице в рамках межведомственного обмена в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации не были запрошены, хотя достоверно было известно, что Д.В.А. предпенсионного возраста. Доводы ответчика о том, что ОПФР не предоставляет сведения о наличии страхового стажа органам службы занятости не нашли своего подтверждения. На запрос суда ОПФР предоставлен ответ о том, что центра занятости населения запрашивает у Пенсионного фонда РФ сведения, в том числе о страховом стаже необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда РФ, с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия. (л.д.147).

В связи с изложенным, требования Д.В.А. о продлении периода выплаты пособия подлежат удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что в ИЛС Д.В.А. включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как периоды <данные изъяты>

Д.В.А. в суде пояснил, что никогда не находился в <данные изъяты>, в связи с чем обратился в Пенсионный фонд с заявлением о корректировки ИЛС.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

Индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ).

Общая часть индивидуального лицевого счета - составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о зарегистрированном лице, сведения о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, о закрытии индивидуального лицевого счета и иные сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения уточняются и дополняются (п. 6 ст. 6 Федерального закона N 27-ФЗ).

По общим правилам в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", могут обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для включения этих периодов в индивидуальный лицевой счет.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона).

Приказом Минтруда России от 09 января 2019 г. N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (зарегистрировано в Минюсте России 5 марта 2019 г. N 53957) утверждена форма СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица".

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением); в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ решением о корректировки сведений индивидуального учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет, сведения о периодах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как <данные изъяты> был исключен из страхового стажа на основании заявления Д.В.А., который в суде пояснял, что никогда не находился в <данные изъяты>

Таким образом, продолжительность страхового стажа, учтенного при установлении страховой пенсии составляет 34 года 5 дней, из них период выплаты пособия по безработицы составил 12 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из содержания ст. 34.2 Закона о занятости населения период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Таким образом, для увеличения периода выплаты пособия по безработице в расчет берутся только периоды работы, период получения пособия по безработице не включаются в стаж дающий право на увеличение выплаты пособия по безработице.

Согласно справке ГУ ОПФР от ДД.ММ.ГГГГ после корректировки стаж Д.В.А. составляет 33 года 5 дней (за минусом периода выплаты пособия), соответственно страховой стаж дающий право истцу в соответствии со ст. 34.2 Закона о занятости право на увеличенный период выплаты пособия составляет 8 лет. Следовательно, период выплаты пособия по безработице продлевается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 16 недель.

Исходя из сведений о заработной плате, средний заработок Д.В.А. составил 22268,00 руб., следовательно, пособие выплачивалось в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 процентов среднемесячного заработка, что составило 13949,50 рублей; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60 процентов среднемесячного заработка, что составило 13360,80 руб.; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 процентов среднемесячного заработка, что составило 10020,60 рублей.

Принимая во внимание изложенное выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 40082 руб. 40 коп. (10020,60х4).

При принятии искового заявления истцу была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины до рассмотрения дела по существу.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано (часть 3 статьи 103 ГПК РФ).

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме оснований для взыскания с истца госпошлины нет.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Д.В.А. к Казенному учреждению "Центр занятости населения города Омска" о взыскании пособия по безработице, удовлетворить.

Увеличить продолжительность периода выплаты пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать КУ "Центр занятости населения города Омска" выплатить Д.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>) пособие по безработице за указанный период в размере 40082 рублей 40 копейка.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Е.С.Марченко

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2022г.

2-3298/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дулов Владимир Анатольевич
Ответчики
КУ Омской области "Центр занятости населения"
Другие
Отделение Пенсионного фонда Омской области
Министерство труда и социального развития Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Марченко Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
05.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2022Передача материалов судье
11.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2022Подготовка дела (собеседование)
01.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
16.11.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее