№ 2а-2801/2019
УИД 26RS0035-01-2019-004227-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием представителя административного истца Бабич Н.А. – Кучевского А.А., представителя административного ответчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского района Ставропольского края – Газашвили А.М., при секретаре Буниной И.Е., рассмотрев административное дело по административному иску Бабич Наталии Александровны к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Бабич Н.А. обратилась с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в выдаче административному истцу разрешения на реконструкцию и обязании выдать разрешение на реконструкцию нежилого здания - магазин под жилой дом на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и представленных документов.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом в соответствии со ст. 51 ГрК РФ Управление архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского района Ставропольского края было подано заявление о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания - Магазин под жилой дом на земельном участке с кадастровым номером №, земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 480 кв.м., расположенном по <адрес>, принадлежащий административному истцу на праве собственности. Нежилое здание - магазин, также принадлежит административному истцу на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом получен отказ № в выдаче разрешения на реконструкцию, в котором административный ответчик ссылается на то, что минимальные отступы на схеме планировочной организации не соответствуют установленным требованиям.
Административный истец считает решение № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию незаконным по следующим основаниям.
Отказывая в выдаче разрешения на реконструкцию, административный ответчик указал на то, что минимальные отступы на схеме планировочной организации не соответствуют установленным требованиям, а то, что реконструкция объекта капитального строительства не проводилась по внешним границам не учли, а именно нежилое здание - магазин построено в 1955 году и поставлено на кадастровый учет в 2011 году, и что административный истец проводит реконструкцию с целью перевода из нежилого здания в жилой дом не нарушая установленных границ данного строения.
Стадия получения разрешения на строительство должна предшествовать началу строительных работ.
С заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию административный истец обратился в администрацию не для изменения внешних границ объекта недвижимости, тем более Градостроительного кодекса Российской Федерации принят Государственной Думой 22.12.2004г. и одобрен Советом Федерации 24.12.2004г.
В свою очередь, административным истцом проведены все необходимые мероприятия по переводу нежилого здания в жилой дом и получены следующие документы: решение о переводе нежилого помещения в жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ., уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение от 11.10.2019г., акт обследования объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. и проектная документация от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, административный истец считает отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче разрешения на реконструкцию не законным и противоречащим нормам Российского законодательства.
Административный истец в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала требования административного истца и просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 ГК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с нормами ст. 51 ГрК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство (реконструкцию). К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
По смыслу приведенных норм стадия получения разрешения на строительство должна предшествовать началу строительных работ. В случае иного толкования разрешительный документ органа власти утрачивает смысл. В рассматриваемом случае с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию административный истец обратился в администрацию не для изменения внешних границ объекта недвижимости, тем более Градостроительного кодекса Российской Федерации принят Государственной Думой 22.12.2004г. и одобрен Советом Федерации 24.12.2004г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание – магазин и земельный участок, расположенные по <адрес>, принадлежат на праве собственности Бабич Н.А.
ДД.ММ.ГГГГ. Бабич Н.А. обратилась к заместителю администрации – начальнику управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания од жилой дом, на земельном участке, расположенном по <адрес>, сроком на 12 месяцев.
Как следует из сообщения управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. № заявление от ДД.ММ.ГГГГ. о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания магазина под жилой дом на земельном участке с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по <адрес>, управлением архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края рассмотрено.
По результатам рассмотрения заявления Бабич Н.А. отказано в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания - магазина под индивидуальный жилой дом на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>.
В обоснование указано, что в соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Он определяет основу правового режима земельных участков, равно, как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.
Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования Сенгилеевекого сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, (утвержденных решением Думы МО Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края № 129 от 19.11.2014г. решением Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 27.04.2017г. № 505), решением Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 29.06.2018г. № 65, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство (реконструкция) зданий, строений, сооружений, устанавливаются в соответствии со ст. 46.1 настоящих Правил: для всех объектов капитального строительства, кроме подземных автостоянок, расстояние от границы земельного участка до стены объекта капитального строительства должно быть не менее 3 м, от границы земельного участка до хозяйственных построек 1 м, до красной линии улиц не менее 5 м. до красной линии проездов не менее 3 м, а также должно соответствовать действующим техническим регламентам, национальным стандартам и сводам правил.
В соответствии с представленными документами, а также проектом реконструкции нежилого здания - магазина под индивидуальный жилой дом (подготовлен ИП Окуневым С.В.) минимальные отступы на схеме планировочной организации не соответствуют установленным требованиям.
Согласно решению о переводе нежилого помещения в жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ. №, перевести помещение: нежилое здание - магазин на основании приложенных к заявлению документов в жилой дом, общей площадью 258, 30 кв.м., возможно предварительно получив в установленном законом порядке разрешение на реконструкцию по <адрес>, кадастровый номер земельного участка: №, принадлежащее на праве собственности: Бабич Н.А. на основании: договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. номер и дата государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ., расположено на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности Бабич Н.А. номер и дата государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, предварительно получить разрешение на реконструкцию в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании абз. 6 ч. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно акту обследования объекта недвижимости: нежилого здания – магазина и возможности перевода его в жилой дом, расположенного на земельном участке по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. при обследовании выявлено: несущие и ограждающие строительные конструкции нежилого здания - магазина находятся в хорошем техническом состоянии. Конструкции пригодны для эксплуатации. К нежилому зданию - магазину подключены сети: электроснабжения, водоснабжения. Канализация автономная — выгребная яма. Отопление осуществляется за счет электрического котла-колонки. В нежилом здании имеется набор помещений, необходимых для проживания в ней людей круглый год. Технические решения, принятые при строительстве нежилого здания - магазина соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других строительных норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Перевод нежилого здания - магазина расположенного по <адрес>, в жилой дом возможен для проживания в нём людей круглый год.
Отказывая в выдаче разрешения на реконструкцию, административный ответчик указал на то, что минимальные отступы на схеме планировочной организации не соответствуют установленным требованиям, а то, что реконструкция объекта капитального строительства не проводилась по внешним границам не учли, а именно нежилое здание - магазин построено в 1955 году и поставлено на кадастровый учет в 2011 году, и что административный истец проводит реконструкцию с целью перевода из нежилого здания в жилой дом не нарушая установленных границ данного строения.
Стадия получения разрешения на строительство должна предшествовать началу строительных работ.
С заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию здания, построенного в 1955 году, административный истец обратился в администрацию не для изменения внешних границ объекта недвижимости, тем более Градостроительного кодекса Российской Федерации принят Государственной Думой 22.12.2004г. и одобрен Советом Федерации 24.12.2004г.
В судебном заседании на основании исследованных доказательств установлено, что реконструкция производится только в отношении внутренних помещений здания и в её ходе внешние размеры здания и его расположение на земельном участке не меняются.
Таким образом, доводы отказа в выдаче разрешения на реконструкцию - в связи с несоответствием минимальных отступов – суд находит необоснованными.
Учитывая, что административным истцом проведены все необходимые мероприятия по переводу нежилого здания в жилой дом и получены следующие документы: решение о переводе нежилого помещения в жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ., уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ., акт обследования объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. и проектная документация от ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к выводу о признании незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания - магазин под жилой дом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бабич Наталии Александровны к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и обязании устранить допущенное нарушение - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в выдаче Бабич Наталии Александровне разрешения на реконструкцию нежилого здания - магазина под жилой дом на земельном участке с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по <адрес>.
Обязать Управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского района Ставропольского края выдать Бабич Наталии Александровне разрешение на реконструкцию нежилого здания - магазин под жилой дом, на земельном участке с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном по <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. и представленных документов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольском краевом суде через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Судья А.Е. Толстиков