Решение по делу № 3а-83/2022 от 19.01.2022

УИД 61OS0000-01-2021-000303-98

Дело № 3а-83/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 апреля 2022 г.                                                               г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,

при секретаре Кочерьяне Ю.Г.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Шматовой Н.А.,

лица, которому поручено ведение дела в интересах группы лиц, предъявивших коллективный административный иск, Перфильевой Е.Н.,

представителя административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Ростовcкой области Юрдановой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по коллективному административному исковому заявлению Моруга Рады Александровны и присоединившейся группы лиц о признании недействующими подпунктов 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1, подпункта 2.2 пункта 2 постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 1 июля 2021 г. № 4 «Об обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельных групп граждан» (в редакции постановлений главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 26 августа 2021 г. № 5, от 8 октября 2021 г. № 9, от 20 ноября 2021 г. № 10),

у с т а н о в и л :

Заместителем главного государственного санитарного врача по Ростовской области 1 июля 2021 г. принято постановление № 4 «Об обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельных групп граждан».

Названное постановление действует с изменениями, внесенными в него постановлениями главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 26 августа 2021 г. № 5, от 8 октября 2021 г. № 9, от 20 ноября 2021 г. № 10.

Постановление от 1 июля 2021 г. № 4 опубликовано на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ростовской области (http://61.rospotrebnadzor.ru) в день его принятия, изменяющие его редакцию постановления опубликованы 26 августа, 9 октября, 20 ноября 2021 г. соответственно.

Пунктом 1 постановления от 1 июля 2021 г. № 4 предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) групп граждан, подлежащих обязательной вакцинации (за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания).

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 к их числу отнесены работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: торговли; общественного питания; транспорта общего пользования, такси; салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов и иных спортивных организаций; бытовых услуг; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; образования, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; театров, кинотеатров, концертных залов; жилищно-коммунального хозяйства; гостиничных услуг; туристических услуг; курьерской деятельности и доставки, в том числе через стационарные пункты выдачи; промышленности (производства); волонтеры.

Подпунктом 1.2 пункта 1 в число подлежащих вакцинации включены государственные гражданские служащие Ростовской области, муниципальные служащие, работники органов власти Ростовской области и местного самоуправления, депутаты областного и муниципального уровня.

Подпункт 1.3 пункта 1 постановления от 1 июля 2021 г. № 4 утратил силу с принятием постановления главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 26 августа 2021 г. № 5.

В силу подпункта 1.4 пункта 1 постановления № 4 к числу подлежащих вакцинации отнесены лица в возрасте 60 лет и старше, лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхо-легочной системы, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы (сахарным диабетом, ожирением).

Пункт 2 постановления от 1 июля 2021 г. № 4 определяет объем действий, которые необходимо выполнить руководителям организаций и учреждений всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Ростовской области деятельность в сферах, перечисленных в пункте 1 этого же постановления.

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 поименованным руководителям необходимо организовать до 4 ноября 2021 г. проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 1 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% с учетом лиц, ранее вакцинированных, а также переболевших коронавирусной инфекцией (COVID-19) не более 6 месяцев назад.

Моруга Р.А. и присоединившиеся лица в количестве не менее двадцати человек обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений пунктов 1 и 2 постановления от 1 июля 2021 г. № 4.

С учетом заявления об уточнении требований (том 2 л.д. 84-87) и пояснений Перфильевой Е.Н., которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, административные истцы просят суд признать недействующими подпункты 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1, подпункт 2.2 пункта 2 названного постановления (с учетом внесенных в него изменений) как противоречащие актам, имеющим большую юридическую силу: пункту 1 статьи 4, пунктам 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

В обоснование заявленных требований указано, что лица, обратившиеся в суд, состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с работодателями, на которых распространяется действие оспариваемых норм, либо намерены вступить в такие отношения. Полагают, что их права нарушаются или могут быть нарушены в связи с установленной постановлением № 4 обязательностью прохождения вакцинации. В то же время применяемые на территории Российской Федерации вакцины от новой коронавирусной инфекции зарегистрированы в упрощенном порядке до завершения клинических испытаний и получения доказательств безопасности этих вакцин для здоровья людей. Критерии, при которых эпидемиологические показатели по коронавирусной инфекции дают основания для проведения вакцинации, не установлены.

По мнению административных истцов, постановление от 1 июля 2021 г. № 4 издано с превышением компетенции главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации, нарушен порядок подготовки подобного акта и его официального опубликования. Полагают, что оспариваемые нормы порождают неопределенность в вопросе о том, какие именно действия должны быть совершены работодателями по организации проведения профилактических прививок.

Определением судьи Ростовского областного суда от 6 октября 2021 г. административное исковое заявление было возвращено со ссылкой на ненормативный характер постановления, положения которого оспариваются в коллективном административном иске, и неподсудность областному суду заявленных требований.

Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2021 г. определение судьи от 6 декабря 2021 г. отменено, административное исковое заявление направлено в Ростовский областной суд для рассмотрения со стадии принятия.

Во исполнение указаний суда апелляционной инстанции коллективное административное исковое заявление принято к производству Ростовского областного суда.

В судебном заседании Перфильева Е.Н., которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, и являющаяся членом этой группы, поддержала требования в изложенной выше редакции.

Представитель Управления Роспотребнадзора Юрданова М.М. не признала административный иск, ссылаясь на то, что постановление от 1 июля 2021 г. № 4 принято в установленном порядке, при наличии к тому оснований, в пределах компетенции главного государственного санитарного врача по Ростовской области и не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель Правительства Ростовской области, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился. С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей названного лица.

В письменном отзыве на административный иск Правительство Ростовской области просило отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Шматовой Н.А. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.

Упомянутым ранее апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2021 г. установлено, что постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 1 июля 2021 г. № 4 адресовано неопределенному кругу лиц, рассчитано на многократное применение, содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила, является официальным государственным документом, обязательным для исполнения, то есть обладает признаками нормативного правового акта.

В силу обязательности выводов суда вышестоящей инстанции, содержащихся во вступившем в законную силу судебном акте (часть 1 статьи 16, часть 2 статьи 64 КАС РФ), доводы Управления Роспотребнадзора по Ростовской области и Правительства Ростовской области о ненормативном характере оспариваемого постановления не могут быть приняты во внимание.

Моруга Р.А. представила сведения о том, что являлась сотрудником дошкольного образовательного учреждения. Работодатель, ссылаясь на постановление № 4, в письменной форме уведомил её о необходимости прохождения вакцинации, представления сертификата о вакцинации либо письменного отказа от вакцинации при наличии противопоказаний; предупредил, что в случае отказа от вакцинации при отсутствии противопоказаний она будет отстранена от работы на основании части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на период действия постановления.

Из сведений, содержащихся в административном исковом заявлении, усматривается, что Моруга Р.А. и другие граждане, подписавшие заявление, проживают на территории Ростовской области, могут быть задействованы в сферах деятельности, которые перечислены в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 постановления от 1 июля 2021 г. № 4. Возраст некоторых лиц, присоединившихся к административному исковому заявлению, превышает 60 лет (том 1 л.д. 149-163).

Изложенное подтверждает, что постановление от 1 июля 2021 г. № 4 было применено к Моруга Р.А. В отношении лиц, присоединившихся к административному исковому заявлению, возможность применения оспариваемых норм имеется. Следовательно, названные граждане вправе оспорить этот акт в соответствующей части в судебном порядке.

После истечения сроков, указанных в действующей редакции пункта 2.2 постановления от 1 июля 2021 г. № 4, закрепленная в этом пункте норма, как и постановление в целом, продолжает применяться; обязанность работодателей организовать проведение прививок, предусмотренная названным пунктом, сохраняется. Сроки в пункте 2.2 пересматривались главным государственным санитарным врачом по Ростовской области при внесении изменений в постановление более поздними актами, не исключается их изменение в дальнейшем. При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат рассмотрению по существу.

На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Из пунктов 1, 3 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе профилактические прививки. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон № 157-ФЗ) под иммунопрофилактикой инфекционных болезней понимается система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ, статья 35 Федерального закона № 52-ФЗ).

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66).

Распоряжением Губернатора Ростовской области от 16 марта 2020 г. № 43 в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением на территории Ростовской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на территории Ростовской области введен режим функционирования "Повышенная готовность".

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, утвержденному приказом названной Федеральной службы (Роспотребнадзора) от 10 июля 2012 г. № 733, Управление является территориальным органом Роспотребнадзора, осуществляющим полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (пункт 8.33).

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ, пункта 8.34.3 упомянутого выше Положения об Управлении главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями по вынесению мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора - заместитель главного государственного санитарного врача по Ростовской области Конченко А.В., подписавший постановление от 1 июля 2021 г. № 4, на день принятия этого акта на основании приказа Роспотребнадзора от 17 июня 2021 г. № 136-к временно исполнял обязанности руководителя Управления – главного государственного санитарного врача по Ростовской области.

Изложенное подтверждает, что постановление от 1 июля 2021 г. № 4 о проведении иммунизации по эпидемическим показаниям принято уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.

Издание этого акта в форме постановления не противоречит требованиям законодательства.

Довод административных истцов о том, что в нарушение пункта 18.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. № 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.) оспариваемое постановление о проведении иммунизации принято без согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, опровергается представленными административным ответчиком доказательствами, из которых следует, что министерство здравоохранения Ростовской области в письменном виде 30 июня 2021 г. согласовало проект постановления.

С названным министерством согласованы и проекты постановлений главного государственного санитарного врача о внесении изменений в постановление № 4, которыми сформирована действующая редакция оспариваемых административными истцами подпунктов, о чем свидетельствуют исследованные судом письма министерства здравоохранения Ростовской области от 6 октября 2021 г. и от 18 ноября 2021 г.

В ходе судебного разбирательства не установлены какие-либо существенные нарушения порядка принятия постановления от 1 июля 2021 г. № 4, которые ставили бы под сомнение легитимность оспариваемых положений этого акта.

Довод Перфильевой Е.Н. о публикации постановления в ненадлежащем источнике и о том, что в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 22 июня 2021 г. № 474 он подлежал официальному опубликованию в газете «Наше время» отклоняется судом. Упомянутое постановление № 474 не применимо к рассматриваемым правоотношениям, оно касается перечня средств массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ростовской области и (или) органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.

Более того, Управление Роспотребнадзора является территориальным органом Федеральной службы и не входит в число органов государственной власти субъекта Российской Федерации – Ростовской области, в связи с чем нормы, определяющие для последних источники официального опубликования нормативных правовых актов, на Управление не распространяются.

Базовое постановление № 4 и все акты, изменившие его редакцию, опубликованы на официальном сайте Управления для всеобщего сведения, что обеспечило возможность своевременного ознакомления с ними неопределенного круга лиц.

Правила вступления в силу постановления № 4 - с момента его опубликования - не нарушены.

Оценивая содержание оспариваемых пунктов постановления на предмет соответствия актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.

Оспариваемое постановление является мотивированным, в его преамбуле изложен подробный анализ эпидемиологической ситуации в регионе в период, непосредственно предшествующий принятию акта, с учетом сведений о количестве заболевших, распространении инфекции в различных социальных и возрастных группах, темпах вакцинации.

В соответствии с действовавшим на момент издания оспариваемого постановления Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниями (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н в редакции приказа Минздрава России от 3 февраля 2021 г. № 47н) обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, подлежали нижеперечисленные категории граждан. К приоритету 1-го уровня отнесены: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более. К приоритету 2-го уровня отнесены: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня отнесены: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Действующий с 31 декабря 2021 г. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниями (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. № 1122н) также включает в себя все перечисленные категории граждан (дополнительно включены дети от 12 до 17 лет при наличии письменного заявления одного из родителей).

Таким образом, обязательность вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, для соответствующих групп населения во исполнение пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ определена на федеральном уровне Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниями, являющимся нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения указанных прививок (абзац восьмой статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ). В оспариваемом постановлении эти положения воспроизведены, перечисленные в Календаре укрупненные группы подлежащих вакцинации лиц конкретизированы, что требованиям закона не противоречит.

Минимальный уровень числа вакцинированных, который необходимо достичь, указан в первоначальной редакции пункта 2.2 постановления № 4 с учетом Временных методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19» (письмо Минздрава России от 29 июня 2021 г. № 30-4/и/2-9825), в действующей редакции – с учетом совместных разъяснений Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных от 23 июля 2021 г. № 14-4/10/П-5532.

Суд признает необоснованным довод Перфильевой Е.Н. о неопределенности содержащегося в пункте 2.2 постановления от 1 июля 2021 г. № 4 предписания руководителям организаций и учреждений, индивидуальным предпринимателям организовать проведение прививок.

Организация мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней среди населения определяется нормативными документами (пункт 18.10 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13, действовавших на день принятия оспариваемого постановления).

Содержание действий руководителей различных организаций и учреждений по организации проведения профилактических прививок до 1 сентября 2021 г. определялось исходя из пунктов 2.6, 4.3, 5.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 34, предусматривавших обязанность руководителей организаций ежегодно представлять в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности, а также возможность проведения профилактических прививок соответствующими работниками медицинских организаций при наличии у таковых лицензий на медицинскую деятельность не только в лечебно-профилактических организациях, здравпунктах, но и в других организациях независимо от организационно-правовой формы.

Вопреки доводам Перфильевой Е.Н., действующим после 1 сентября 2021 г. актом также предусматриваются нормы, определяющие содержание действий работодателей по организации профилактических прививок в коллективах (пункты 4176, 4186-4188, 4216 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4).

Перечисленные нормы СанПиН предполагают совершение руководителями предприятий, учреждений, в которых организуется проведение прививок для работников определенных организационно-распорядительных действий, например, по сбору необходимых сведений для передачи их в лечебно-профилактическое учреждение, оповещению сотрудников о возможности получения вакцины по месту работы, определению места для проведения прививок в организации, освобождению работников, желающих получить прививку, от выполнения трудовой функции.

Отсутствие указания на поименованные нормы и правила в оспариваемой части постановления от 1 июля 2021 г. № 4 не свидетельствует о её правовой неопределенности.

Оспариваемые административными истцами подпункты пунктов 1 и 2 постановления № 4 не содержат положений, умаляющих закрепленные в статьях 5, 11 Федерального закона № 157-ФЗ нормы о добровольности вакцинации, возможности граждан отказаться от неё, о недопустимости проведения вакцинации при наличии противопоказаний, как не содержат и иных предписаний, которые могут быть истолкованы как нарушающие права граждан.

Последствия отказа от вакцинации для граждан оспариваемыми положениями не установлены. Такие последствия для лиц, работающих в определенных сферах, предусматриваются федеральным законодательством (например, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ, статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судом отклоняются приведенные административными истцами доводы о возможной небезопасности применяемых в Российской Федерации вакцин, непрохождении ими полного цикла клинических испытаний.

Суд обращает внимание на то, что постановлением заместителя главного государственного врача по Ростовской области от 1 июля 2021 г. № 4 не определяются наименования вакцин, подлежащих применению в иммунопрофилактике.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 157-ФЗ для иммунопрофилактики могут быть использованы только зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации иммунобиологические лекарственные препараты. Эти препараты вводятся в гражданский оборот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств.

Вопросы, связанные с обоснованностью регистрации в Российской Федерации тех или иных препаратов для иммунопрофилактики, соблюдением процедуры введения их в гражданский оборот предметом проверки суда в данном деле являться не могут.

При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания для вывода о противоречии постановления от 1 июля 2021 г. № 4 в оспариваемой части положениям Федеральных законов № 323-ФЗ, 157-ФЗ, 52-ФЗ о праве граждан на охрану здоровья и связанных с этим правом государственных гарантий, или о противоречии иным актам, имеющим большую юридическую силу.

Основания для удовлетворения коллективного административного иска не установлены.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении коллективного административного искового заявления Моруга Рады Александровны и присоединившейся группы лиц о признании недействующими подпунктов 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1, подпункта 2.2 пункта 2 постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 1 июля 2021 г. № 4 «Об обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельных групп граждан» (в редакции постановлений главного государственного санитарного врача по Ростовской области от 26 августа 2021 г. № 5, от 8 октября 2021 г. № 9, от 20 ноября 2021 г. № 10) ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                        О.А.Руднева

Решение в окончательной форме принято 8 апреля 2022 г.

Судья                                О.А.Руднева

3а-83/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ирина Руслановна Снопок
Светлана Григорьевна Низовкина
Торопчина Светлана Ивановна
Иван Васильевич Ткаченко
Анна Геннадьевна Колыванова
Прокуратура Ростовской области
Ирина Владимировна Симагина
Дмитрий Андреевич Беркутов
Владимир Александрович Козин
Наталия Ивановна Столяр
Яков Анатольевич Киселев
Надежда Семеновна Величко
Алексей Иванович Лункин
Анна Владимировна Бузулукова-Крученко
Ковтунова Елена Ивановна
Екатерина Александровна Козина
Дударева Ирина Евгеньевна
Елена Викторовна Романенко
Андрей Николаевич Панин
Ольга Анатольевна Ткаченко
Луценко Светлана Николаевна,
Евгений Александрович Чучулин
Сергей Петрович Чечеленко
Печковский Анатолий Анатольевич
Перфильева Елена Николаевна,
Юлия Сергеевна Мухина
Алексей Федорович Агафонов
Касьяненко Екатерина Андреевна
Лидия Венедиктовна Крылова
Рада Александровна Моруга
Константин Николаевич Мишкин
Ольга Емельяновна Гантимурова
Юрий Николаевич Гауенко
Роза Ириковна Бондарь
Резникова Светлана Валерьевна
Акопов Александр Андреевич
Людмила Владимировна Селихова
Колесникова Алена Евгеньевна
Оксана Юрьевна Клюева
Виктория Андреевна Маркина
Титаренко Дмитрий Юрьевич
Юлия Викторовна Андриянова
Наталья Александровна Немыкина
Ольга Владимировна Бядулина
Алексей Александрович Фимский
Екатерина Викторовна Доброхотова
ИГНАТЕНКО МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ
Игнатенко Алена Сергеевна
Соколова Ольга Александровна
Валентина Сергеевна Костина
Татьяна Михайловна Амирханова
Марина Владимировна Гантимурова
Николай Николаевич Клюев
Ирина Михайловна Растенис
Александр Андреевич Занько
Алексей Александрович Макурин
Дударев Константин Геннадьевич,
Мария Александровна Персидская
Кирилл Викторович Гантимуров
Михаил Владиславович Доброхотов
Владимир Николаевич Алтухов
Дмитрий Владимирович Сильченко
Валентина Иосифовна Меньшова
Елена Александровна Шуркина
Елена Владимировна Панина
Ольга Петровна Аленщенко
Анна Владимировна Шрейбер
Оксана Владимировна Исакова
Печковская Ирина Владимировна
Ответчики
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области
Другие
Перфильева Елена Николаевна
Венецкая Елена Игоревна
Пилипеева Н.Л.
Правительство Ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Руднева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
19.01.2022Регистрация административного искового заявления
19.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
24.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2022Предварительное судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
08.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее