№ 33-2044/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Софиной И.М., Илюшиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 августа 2024 года гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Мутовкина Николая Васильевича к Правительству Курганской области, Администрации города Кургана об установлении факта, признании права, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана, апелляционному представлению прокурора г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения
представителя процессуального истца – прокурора прокуратуры Курганской области Стадника Р.О., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кургана обратился в суд с иском в интересах Мутовкина Н.В. к Правительству Курганской области, Администрации города Кургана об установлении факта, признании права, возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что Мутовкин Н.В. является собственником земельного участка площадью 597 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> №, вид разрешенного использования «для садоводства». На указанном земельном участке находился двухэтажный садовый дом с печным отоплением, построенный Мутовкиным Н.В. в 1986 году, который проживал в данном доме в летний период. Документы на дом истец надлежащим образом оформить не успел.
В результате пожара, произошедшего <...>, полностью уничтожен садовый дом истца, а также находившееся на земельном участке имущество -колодец, теплица, туалет, баня, хозяйственные постройки, саженцы, забор.
В связи с утратой садового дома Мутовкину Н.В. в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146 полагаются компенсационные выплаты. Однако, в предоставлении таких выплат истцу отказано ввиду отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о праве собственности на недвижимое имущество.
Установление факта владения Мутовкиным Н.В. вышеуказанным садовым домом на праве собственности необходимо для получения единовременной материальной помощи, иной возможности признать право собственности на садовый дом у истца не имеется.
Кроме того, право собственности Мутовкина Н.В. на земельный участок по адресу: <адрес> № подтверждается выданным ему свидетельством о праве собственности на землю на основании решения Администрации г. Кургана от <...>, в данном случае регистрация права производится по желанию его правообладателя, в связи с чем истец, как пострадавший в результате пожара, имеет право на получение материальной помощи в размере 10 000 руб.
Прокурор просил суд признать за Мутовкиным Н.В. право на получение материальной помощи в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества по адресу: <адрес> № вследствие чрезвычайной ситуации (пожара), произошедшего <...>, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области; установить факт наличия и владения Мутовкиным Н.В. на праве собственности садовым домом, расположенным по адресу: <адрес> участок №, который был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации (пожара) <...>; признать за Мутовкиным Н.В. право на получение материальной помощи в размере 100000 руб. в связи с утратой названного садового дома в результате чрезвычайной ситуации (пожара) <...>; возложить на Правительство Курганской области обязанность принять решение о предоставлении денежных средств из бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области в целях оказания материальной помощи Мутовкину Н.В. в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества и 100 000 руб. в связи с утратой садового дома вследствие природного пожара, произошедшего <...>; возложить на Администрацию г. Кургана обязанность за счет полученных из бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области произвести выплату материальной помощи Мутовкину Н.В. в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества и 100 000 руб. в связи с утратой садового дома вследствие природного пожара, произошедшего <...>.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кургана Цигель Л.В. на исковых требованиях настаивала.
Истец Мутовкин Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Березовский Я.В. в судебном заседании возражал против исковых требований по доводам письменных возражений.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Борисова Ю.С. в судебном заседании с иском не согласилась, дав пояснения согласно доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица Департамента финансов Курганской области по доверенности Колеватов Д.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что требования истца не обоснованы, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Курганским городским судом Курганской области постановлено решение, которым исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Мутовкина Н.В. удовлетворены частично.
Установлен факт владения и пользования на праве собственности за Мутовкиным Н.В. садовым домом, расположенным по адресу: <адрес> №, уничтоженным в результате чрезвычайной ситуации (пожара) <...>.
За Мутовкиным Н.В. признано право на получение материальной помощи как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации (пожара) <...> в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества и 100 000 руб. в связи с утратой садового дома, расположенного по адресу: <адрес> №, выплачиваемых за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
На Администрацию города Кургана возложена обязанность произвести Мутовкину Н.В. выплату материальной помощи в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества и 100 000 руб. в связи с утратой садового дома по адресу: <адрес> №, вследствие природного пожара, произошедшего <...>, за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор, как процессуальный истец, просит отменить решение суда в той части, в которой отказано в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционного представления, со ссылкой на фактические обстоятельства дела и установление факта владения на праве собственности садовым домом, указано, что при отказе в удовлетворении требований прокурора к Правительству Курганской области судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку решение о предоставлении средств резервного фонда принимается Правительством Курганской области в форме распоряжения, в котором указывается получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов и источник предоставления средств – резервный фонд.
Указывает, что непринятие соответствующего решения повлечет невозможность исполнения предусмотренной Порядком обязанности по выплате Мутовкину Н.В. единовременной материальном помощи в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества и 100 000 руб. в связи с утратой садового дома вследствие природного пожара, произошедшего <...>, за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, поскольку данным бюджетом Администрация города Кургана не распоряжается.
Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии права предрешать существо решений, которые должны быть приняты Правительством Курганской области, равно как и вмешиваться в деятельность данного органа, подменяя своими решениями уполномоченный орган, поскольку он не может являться абсолютным, так как это противоречило бы смыслу положений Конституции Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих право каждого гражданина на судебную защиту.
Ссылается на то, что возлагая на ответчика определенную обязанность, суд устраняет нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, в защиту которых обратился прокурор, что в полной мере согласуется с положениями статей 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и положениями пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> № «О судебном решении», позволяющими суду возлагать обязанность по принятию решения по конкретному вопросу, совершению определенного действия.
Полагает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разрешение вопроса о единовременной материальной помощи Мутовкину Н.В. в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества и 100 000 руб. в связи с утратой садового дома вследствие природного пожара, является обязанностью Правительства Курганской области.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от <...> отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
С указанным решением суда не согласился представитель Администрации города Кургана, подана апелляционная жалоба, в обоснование доводов которой указано, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию незаконного решения.
Обращает внимание, что согласно установленному Порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146, денежные выплаты в связи с утратой садового дома осуществляются в отношении граждан, право собственности которых зарегистрировано в ЕГРН и который (садовый домик) находился на принадлежащем гражданину на праве собственности (аренды) садовом земельном участке. Указывает, что обращение Мутовкина Н.В. поступило в Администрацию города Кургана <...>, по результатам проверки выявилось, что согласно выписке из ЕГРН у истца отсутствуют права на земельный участок и садовый дом в СНТ «Нива», следовательно, правовые основания к выплате материальной помощи отсутствуют.
Кроме того, на дату рассмотрения спора действовала новая редакция (от <...>) Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146, в соответствии с которой материальная помощь в виде 100 000 руб. за утрату садового дома в настоящее время не предусмотрена, а сам механизм осуществления выплат существенно поменялся. Отмечает, что судом первой инстанции не учтено, что на дату рассмотрения дела роль Администрации города Кургана в механизме предоставления материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, существенно поменялась. Так, Администрации города Кургана не передавались полномочия по осуществлению единовременных денежных выплат в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Денежные средства на указанные цели в муниципальный бюджет не поступали. В связи с этим полагает, что возложение на Администрацию города Кургана обязанности по выплате Мутовкину Н.В. материальной помощи, даже с уточнением, что денежные средства должны поступить Администрации города Кургана от Правительства Курганской области, противоречит действующему законодательству.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от <...> отменить, отказать прокурору г. Кургана в удовлетворении требований к Администрации города Кургана.
Возражений на апелляционную жалобу, апелляционное представление не поступало.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15.02.2024 решение Курганского городского суда Курганской области от 09.11.2023 отменено в части, изложена резолютивную часть решения в следующей редакции:
признано за Мутовкиным Н.В., как лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожара), произошедшего 07.05.2023, право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
На Администрацию города Кургана возложена обязанность произвести Мутовкину Н.В. как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации (пожара), произошедшего <...>, выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
В удовлетворении остальной части требований прокурору города Кургана, действующему в интересах Мутовкина Н.В. к Правительству Курганской области, Администрации города Кургана отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <...> апелляционное определение от <...> отменено в той части, в которой отменено решение Курганского городского суда от <...> в части удовлетворения требований прокуратуры г. Кургана в интересах Мутовкина Н.В. о признании за ним права на получение материальной помощи как лица, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации (пожара) <...>, в размере 100000 руб. в связи с утратой садового дома, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, а также возложении обязанности на администрацию г. Кургана по выплате Мутовкину Н.В. материальной помощи в размере 100000 руб. в связи с утратой садового дома, в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение.
Представитель процессуального истца прокурор прокуратуры Курганской области Стадник Р.О. возражает против доводов апелляционной жалобы Администрации города Кургана, поддерживая апелляционное представление.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда в оставшейся части не усматривается.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании решения Администрации города Кургана от <...> № Мутовкину Н.В. было выдано свидетельство на право собственности на землю №, на основании которого в собственность истцу предоставлен земельный участок № в СНТ «Нива», площадью 0,0555 га, вид разрешенного использования – для садоводства.
Данное свидетельство на право собственности землю в ходе рассмотрения дела никем не оспаривалось.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> №, площадью 597 (+\-9) кв.м, не имеется.
Согласно справке от <...>, подписанной председателем и казначеем СНТ «Нива», Мутовкин Н.В. является членом вышеуказанного садоводческого товарищества и владеет земельным участком № со стоящим на нем домом, задолженности не имеет.
07.05.2023 на территории ряда садоводческих товариществ, расположенных в г. Кургане, в том числе СНТ «Нива», произошел пожар.
Постановлением Губернатора Курганской области от 07.05.2023 № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», с 07.05.2023 на территории Курганской области был введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня.
Справкой начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Кургану управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области от 12.05.2023 № 747 подтверждено, что в результате пожара на территории СНТ «Нива», произошедшего 07.05.2023, Мутовкин Н.В. утратил летний дачный дом, колодец, теплицу, туалет, баню, хозяйственные постройки, саженцы, забор.
Созданная в Администрации г. Кургана комиссия, рассмотрев 28.04.2023 заявление Мутовкина Н.В., установив дату утраты имущества – 07.05.2023, факт владения на праве собственности имуществом не установила.
Как следует из ответа Администрации города Кургана от 12.07.2023 № 54-04567/23, по факту обращения Мутовкина Н.В. в Администрацию города Кургана по вопросу оказания материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации была проведена проверка представленных документов, в результате которой выявилось, что согласно выписке из ЕГРН факт владения собственностью по адресу: СНТ «Нива», участок № не подтвердился. Указано, что Мутовкину Н.В. было направлено разъяснительное письмо о том, что при наличии документов, подтверждающих ранее возникшее право на указанный объект до <...>, он вправе обратиться в органы государственной регистрации права для осуществления регистрационных действий.
Поскольку единовременная материальная помощь и материальная помощь в связи с утратой садового дома Мутовкину Н.В., как лицу, пострадавшему в результате пожара, произошедшего 07.05.2023 на территории СНТ «Нива» не были выплачены, прокурор на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1991 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имеющееся у Мутовкина Н.В. свидетельство о праве собственности на земельный участок, выданное Администрацией города Кургана 19.11.1992 признается действительным и имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРН, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для установления факта владения Мутовкиным Н.В. на праве собственности садовым домом, расположенным по адресу: г. Курган, СНТ «Нива», участок 131. Установив наличие на земельном участке истца садового дома и иного имущества, его использование Мутовкиным Н.В., а также уничтожение данного имущества в результате пожара, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания за истцом права на получение материальной помощи в размере 100 000 руб. в связи с утратой садового дома и в размере 10000 руб. в связи с утратой имущества, и возложил на Администрацию города Кургана обязанность осуществить такие выплаты за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, поскольку выплату материальной помощи осуществляет орган местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора г. Кургана в части возложения на Правительство Курганской области обязанности принять решение о предоставлении средств резервного фонда Правительства Курганской области в целях оказания материальной помощи Мутовкину Н.В. в размере 10 000 руб. в связи с утратой имущества и 100 000 руб. в связи с утратой садового дома и направлении его в Департамент финансов Курганской области для исполнения, суд указал, что не вправе подменять собой орган государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции в случаях, когда на эти органы законодательно возложена обязанность принятия соответствующих решений, а также на то, что суд не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции органа исполнительной власти.
Судебная коллегия разрешает апелляционную жалобу только в не отмененной части решения суда, то есть только в части удовлетворения требований прокурора г. Кургана в интересах Мутовкина Н.В. о признании за ним права на получение материальной помощи как лица, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации (пожара) 07.05.2023, в размере 100000 руб. в связи с утратой садового дома, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, а также в части возложения обязанности на Администрацию города Кургана по выплате Мутовкину Н.В. материальной помощи в размере 100000 руб. в связи с утратой садового дома.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании абзаца седьмого п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Курганской области № 146 от 17.03.2009 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на: предупреждение стихийных бедствий, катастроф, аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией их последствий (далее - ЧС), проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией их последствий.
В целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение, в числе прочего следующих мероприятий:
-оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека;
-оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, материальной помощи в связи с утратой садового дома, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости и который находился на принадлежащем гражданину на праве собственности (аренды) садовом земельном участке, - 100 000 руб.
В соответствии с п. 3 Порядка средства резервного фонда предоставляются органам государственной власти Курганской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, организациям на безвозвратной и безвозмездной основе в пределах объема резервного фонда, утвержденного законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Решение о предоставлении средств резервного фонда принимается Правительством Курганской области в форме распоряжения, в котором указываются получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов и источник предоставления средств – резервный фонд.
В целях подготовки распоряжения должностное лицо, замещающее государственную должность Курганской области, руководитель исполнительного органа государственной власти Курганской области, государственного органа Курганской области, государственного учреждения Курганской области, глава муниципального образования Курганской области направляют мотивированное письменное обращение о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда (далее - обращение) в рабочую группу (службу) по управлению рисками негативного воздействия гидрологических явлений, оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и компенсационным выплатам, созданную Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Курганской области.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что на основании распоряжения Департамент финансов Курганской области осуществляет перечисление средств резервного фонда в порядке, установленном для исполнения расходов областного бюджета.
Таким образом, необходимым условием предоставления материальной помощи в связи с утратой садового дома региональное законодательство установило наличие права собственности в отношении такой недвижимости.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (п. 1 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Данные положения закона регулируют гражданский оборот, поскольку наличие государственной регистрации права собственности является основанием для ввода объекта недвижимости в гражданский оборот и возможности совершения с ним гражданско-правовых сделок, однако данные положения сами по себе не могут рассматриваться как достаточные для отказа в предоставлении материальной помощи как меры социальной поддержки при уничтожении имущества в связи с чрезвычайной ситуацией.
Так, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ), гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Вместе с тем, по настоящему делу возник не гражданско-правовой спор в отношениях, основанных на равенстве, а о праве граждан на получение со стороны государства мер социальной поддержки в связи с возникновением чрезвычайной ситуации. Соответственно, при толковании положений законодательства, регламентирующих порядок предоставления материальной помощи, следует учитывать данные обстоятельства.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон, на земельном участке на момент пожара находился садовый дом, с печным отоплением 1986 года постройки, на участке также имелись: колодец, теплица, баня, туалет, хозяйственные постройки.
Основанием для невыплаты материальной помощи послужило только лишь то обстоятельство, что право собственности на данный дом не было зарегистрировано в ЕГРН.
Вместе с тем, применительно к заявленному по настоящему делу спору отказ в выплате материальной помощи за уничтоженный дом следует рассматривать как формальный.
Так, собственник земельного участка вправе осуществлять на нем строительство (п. 1 ст. 263 ГК РФ, подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 названного Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Из положений ч. 12 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что до 01.03.2031 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Строение, возведенное на земельном участке, не являлось самовольной постройкой, возможность регистрации права собственности на данное строение у Мутовкина Н.В. сохранялась до его уничтожения. Регистрация права собственности на объект недвижимости не имеет ограничений по времени.
При этом Порядок от 17.03.2009 № 146 не увязывает размер материальной помощи за уничтоженный садовый дом с размером садового дома, уничтоженного в результате пожара.
Соответственно, при установлении факта наличия такого дома на земельном участке до пожара, само по себе отсутствие регистрации права собственности на него не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении денежной выплаты, поскольку в данном случае собственники домов, расположенных в одном населенном пункте, находящиеся в одной и той же жизненной ситуации (признанной чрезвычайной ситуацией регионального уровня), ставятся в различное положение, что противоречит конституционному принципу равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании за Мутовкиным Н.В. права на получение материальной помощи в связи с утратой садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Нива», участок №, в размере 100000 руб., выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области, и выплате указанных денежных средств за счет средств резервного фонда.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 ноября 2023 года оставить без изменения в части признания за Мутовкиным Николаем Васильевичем права на получение материальной помощи в размере 100 000 рублей в связи с утратой садового дома, расположенного по адресу: <адрес> №, вследствие природного пожара, произошедшего 7 мая 2023 года, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области,
и в части возложения на Администрацию города Кургана обязанности произвести Мутовкину Николаю Васильевичу (паспорт №) выплату материальной помощи в размере 100 000 рублей в связи с утратой садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №, вследствие природного пожара, произошедшего 7 мая 2023 года, за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
Судья-председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2024 года