72RS0019-01-2020-003780-81
Номер в суде первой инстанции 2а-2179/2020
Дело № 33а-1037/2021
Апелляционное определение
г. Тюмень | 01 марта 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Глушко А.Р., Ревякина А.В., |
при секретаре | Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кряжевой С.В. на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 07 декабря 2020 года, которым постановлено:
«Взыскать с Кряжевой С.В. <.......> года рождения, уроженки <.......>, проживающей <.......> пользу Межрайонной ИФНС России №7 по Тюменской области страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 4873,84 рублей, пени за период с 10.01.2019 года по 20.01.2019 в сумме 0,76 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26044,13 рублей, пени за период с 10.01.2019 года по 20.01.2019 года в сумме 0,17 рублей, всего на общую сумму 30 918 (тридцать тысяч девятьсот восемнадцать) рублей 90 копеек.
В удовлетворении остальной части требований Межрайонной ИФНС России №7 по Тюменской области к Кряжевой С.В. отказать.
Взыскать с Кряжевой С.В. государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 1 127 (одна тысяча сто двадцать семь) рублей 57 копеек».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Тюменской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Кряжевой С.В. о взыскании задолженности в сумме 31 460,29 рублей из которых: недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - ОМС) за 2018 год в сумме 4873,84 рублей, пеня за 2017, 2018 годы за период с 23 октября 2018 года по 20 января 2019 года в сумме 88,94 рублей; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26044,13 рублей, пеня за 2017, 2018 годы за период с 23 октября 2018 года по 20 январь 2019 года в сумме 453,38 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что Кряжева С.В. состоит на учете МИФНС России №7 по Тюменской области в качестве налогоплательщика. Так же Кряжева С.В. с 06 сентября 2016 года состояла на налоговом учете в качестве адвоката. Указывается в иске, что страховые взносы за 2018 год в полном объеме и своевременно Кряжева С.В. не оплатила, в связи с чем, образовалась недоимка, на которую были исчислены пени. Плательщику заказным письмом направлено требование <.......> от 21 января 2019 года об уплате страховых взносов, пени, однако до настоящего времени не исполнены. Судебный приказ, выданный мировым судьей судебного участка № 4 Тобольского судебного района г. Тобольска 27 августа 2019 года на основании заявления Инспекции, отменен определением от 22 июня 2020 года в связи с поступившими от Кряжевой С.В. возражениями относительно исполнения судебного приказа.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель административного истца МИФНС России № 7 по Тюменской области, административный ответчик Кряжева С.В. не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна административный ответчик Кряжева С.В., которая в апелляционной жалобе просит об отмене решения и принятии по делу нового решения. Указывает, что требование об уплате налогов от 21 января 2019 года не получала. Считает, что он могло быть направлено по старому адресу места регистрации, где с ноября 2018 года Кряжева С.В. не проживает. Считает, что об изменении адреса Кряжевой С.В. Инспекции было известно, поскольку ей каждый год подаются декларации с указанием всех реквизитов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца МИФНС России №7 по Тюменской области Тухветуллова Т.Н. просит решение Тобольского городского суда Тюменской области от 07 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Кряжевой С.В. – без удовлетворения.
Представитель административного истца МИФНС России №7 по Тюменской области, административный ответчик Кряжева С.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, Кряжева С.В. состоит на налоговом учете в качестве адвоката в МИФНС России № 7 по Тюменской области.
МИФНС России № 7 по Тюменской области Кряжевой С.В. начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5840 рублей, пени в сумме 121 рубль 17 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26545 рублей, пени в сумме 611 рублей.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования МИФНС России № 7 по Тюменской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам являются обоснованными.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Из материалов дела следует, что МИФНС России № 7 по Тюменской области была выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 32 385 рублей.
В связи с неуплатой страховых взносов, в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика Кряжевой С.В. направлено требование <.......> от 21 января 2019 года об уплате задолженности и пеней, в срок до 04 марта 2019 года.
Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 22 января 2019 года вышеуказанное требование Кряжевой С.В. было направлено по адресу: <.......> <.......>.
Вместе с тем, согласно информации, полученной из отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Тюменской области, Кряжева С.В. с 11 декабря 2018 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: <.......>.
Данные, подтверждающие, что требование направлялось Кряжевой С.В. по надлежащему адресу в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговым органом нарушен порядок взыскания страховых взносов, предусмотренный действующим налоговым законодательством, а именно, отсутствуют доказательства надлежащего направления Кряжевой С.В. требования об уплате налога.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, не установив изложенные выше обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, пришел к необоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, являются основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 7 по Тюменской области к Кряжевой С.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в сумме 4873 рубля 84 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год, 2018 год (за период с 23 октября 2018 года по 20 января 2019 года) в сумме 88 рублей 94 копейки; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26044 рубля 13 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, 2018 год (за период с 23 октября 2018 года по 20 января 2019 года) в сумме 453 рубля 38 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 07 декабря 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 7 по Тюменской области к Кряжевой С.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 годы, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы, - отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационной суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: