Решение по делу № 2-83/2022 от 24.02.2022

УИД 67 RS0017-01-2022-000096-47

Производство № 2-83/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Монастырщина «03» июня 2022г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2022 года.

Монастырщинский районный суд Смоленской области в составе

председательствующего судьи Земцовой Т.В.,

при секретаре: Езоповой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, отделу образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, сектору по опеке и попечительству отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о защите чести и достоинства, взыскании компенсации морального вреда, с привлечением к участию в деле прокурора <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, отделу образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о защите чести и достоинства, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. его родители ФИО3 и ФИО2 лишены родительских прав. В соответствии с постановлением отдела образования Администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. попечителем назначена его бабушка – ФИО6 С момента установления попечительства состоял на учете в органе опеки и попечительства, за ним было закреплено право проживания в жилом доме в д.<адрес>, где проживали его родители. Ответственность за сохранность жилого помещения возложена на его отца ФИО3, контроль за сохранностью жилого помещения возложен на главу Администрации <адрес> сельского округа <адрес> Свидетель №1 В ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> был осуждён на срок десять лет колонии строгого режима. После возвращения из мест лишения свободы прибыл по месту регистрации в <адрес> и увидел, что дом, в котором проживал до осуждения, сгорел. Обратился к Главе сельской администрации <адрес> Свидетель №2, ею было отказано в предоставлении временного жилья. Таким образом, сельская администрация поставила его в трудную жизненную ситуацию, причинив моральный вред и психические страдания. Поскольку иного жилого помещения не имел, был вынужден проживать у отца в <адрес> в нечеловеческих условиях. По причине того, что отказали в предоставлении жилья стал употреблять спиртное и связался с плохой компанией. Через некоторое время снова обратился за помощью к главе сельской администрации Свидетель №2, которая посоветовала обратиться в отдел образования Администрации МО «<адрес>» <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В удовлетворении его заявления было отказано. Испытал сильное душевное расстройство, стал употреблять спиртное, связался с плохой компанией, из-за этого вновь попал в места лишения свободы. Просит выявить в ходе судебного разбирательства виновных в причинении ему морального вреда лиц и взыскать с них компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

Также ФИО4 обратился в суд с иском к сектору по опеке и попечительству отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о защите чести и достоинства, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. его родители ФИО3 и ФИО2 лишены родительских прав. В соответствии с постановлением отдела образования Администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. установлено попечительство. Попечитель, являясь его законным представителем, с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в установленный законом срок по достижении им 14-летнего возраста не обратилась. Орган опеки и попечительства, который должен осуществлять контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, получением денежных пособий и в случае неподачи таких заявлений, в силу возложенной на него законом обязанности, принимать меры по включению детей из вышеуказанных категорий в списки, не проконтролировал постановку истца на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и получения им денежных пособий. Халатное отношение к своим обязанностям со стороны органа опеки и попечительства повлекло нарушение прав истца на обеспечение жилым помещением, безразличие и легкомыслие поставили в трудную жизненную ситуацию, причинив моральные и психические страдания, в результат чего был поставлен на учет у <данные изъяты>. Был вынужден вести беспризорный образ жизни, употреблял спиртное, воровал, за что был неоднократно судим, в ДД.ММ.ГГГГ году был осуждён <данные изъяты> и отправлен отбывать наказание в места лишения свободы. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 рублей за нарушение его гражданских прав.

Определением суда от 31.03.2022г. указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного их рассмотрения.

Сектор опеки и попечительства, к которому ФИО4 заявил требование о защите чести и достоинства, взыскании компенсации морального вреда, не является юридическим лицом и не может быть стороной в гражданском процессе, соответственно не может являться ответчиком. Сектор опеки и попечительства, согласно размещённой в открытом доступе в сети Интернет информации на сайте Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, является структурным подразделением отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и ответственность может нести только в лице отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО4 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом заказной судебной корреспонденцией, ходатайств об участии в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Представитель ответчика ФИО12 ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что оснований для постановки ФИО4 на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении не имелось, у него было жильё в <адрес>, но он там не появлялся, проживал с супругой в <адрес>. Считает заявленные требования незаконными и необоснованными, представив письменный отзыв, в котором ссылаясь на положения ст.98.1 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.1,8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает, что для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для признания гражданина, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, и, как следствие, последующую реализацию им права на предоставление жилого помещения. В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением, дети-сироты должны встать на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения возраста 23 лет, по достижении указанного возраста право на получение жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет до указанного возраста. Поскольку родители истца были лишены родительских прав, его попечителем назначена ФИО6 и за ним было закреплено право проживания в жилом помещении по месту жительства его родителей в д.<адрес>. Истец обратился в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении ему, как лицу из числа детей-сирот, жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ., в чём ему было отказано по тем основаниям, что с момента установления над ним попечительства и до достижения возраста 23 лет он не был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением. Кроме того, в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда вышеназванным отказом. Утверждения о том, что после получения отказа на свое заявление он начал злоупотреблять спиртными напитками, связался с плохой компанией, не соответствует действительности, так как пьянству и табакокурению он пристрастился, обучаясь в школе, а на психиатрическом учете состоял еще до установления над ним попечительства. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ответчика отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО4 обращался с заявлением и ему был дан письменный ответ, согласно которому по достижении 23 лет право на внеочередное получение жилья имеют лица, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением, гражданин, имеющий статус ребёнка-сироты, должен был встать на учёт нуждающихся в получении жилого помещения. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные законодательством меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из условий получения такой социальной поддержки. В органе опеки и попечительства отсутствуют сведения о том, что на момент установления над ФИО4 попечительства (ДД.ММ.ГГГГ.) и до достижения возраста 23 лет он нуждался в обеспечении жилой площадью. Поскольку до 23-летнего возраста он не состоял на учёте лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, ФИО4 не состоял, жилое помещение ему предоставлено быть не может. После лишения его родителей родительских прав за ФИО4 закреплялось право проживания в д.<адрес>. С исполнения ФИО4 18 лет до 23 лет данное помещение было пригодным для проживания, ФИО4 не состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. В период, когда ФИО4 впервые обратился за предоставлением ему жилого помещения, ему был 31 год. Дом сгорел в ДД.ММ.ГГГГ. По достижении ребёнком совершеннолетия не требуется сохранение возложенной на кого-либо ответственности за сохранность жилого помещения. Поясняет, что созванивалась с представителем сельской Администрации Свидетель №2, которая сообщила, что ФИО4 с отцом не проживал, находясь в местах лишения свободы в ДД.ММ.ГГГГ заключил брак и после освобождения в ДД.ММ.ГГГГ проживал у супруги, которая в последующем в ходе конфликта выгнала ФИО4, после чего он обратился к Свидетель №2, сказав, что ему негде жить; Свидетель №2 посоветовала ему обратиться в отдел образования; по информации от Свидетель №2, дом в <адрес> сгорел по вине отца ФИО4, который употреблял спиртное.

В письменном отзыве отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> указывается, что утверждение ФИО4 о том, что он не смог реализовать своё право на получение жилого помещения, получив отказ на заявление о признании его нуждающимся в жилье, в связи с чем начал злоупотреблять спиртными напитками, связался с плохой компанией, претерпел психические страдания, в результате чего был поставлен на учёт <данные изъяты>», является необоснованным и несостоятельным, так как к распитию спиртных напитков истец пристрастился когда обучался в школе, а на <данные изъяты> учёте состоял до установления над ним попечительства.

На основании ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть данное гражданское дело при указанной явке.

Заслушав представителей ответчиков Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся по делу доказательства каждое в отдельности на предмет относимости, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам и убеждениям.

Исходя из положений ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституции) каждый имеет право на жилище. В данной статье закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ч.3 ст.40 Конституции).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон № 159-ФЗ)

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Как следует из преамбулы Федерального закона № 159-ФЗ, действующего в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г., а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, до достижения ими возраста 23 лет.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены данным лицам по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. Жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

По правилам ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе по достижении совершеннолетия самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратил силу с 1 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу положений статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на ФИО4 лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства, то есть до исполнения ему 23 лет.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из их числа в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет, указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении сына ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребёнок передан органу опеки и попечительства (л.д.<данные изъяты>).

Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. над ФИО4 установлено попечительство ФИО6, закреплено право проживания несовершеннолетнего ФИО4 по адресу: д.<адрес> в доме, где проживают его родители, ответственность за сохранность данного жилого дома возложена на отца ФИО4ФИО3, контроль за сохранностью жилого дома возложен на Свидетель №1, главу администрации <данные изъяты> сельского округа (л.д.<данные изъяты>).

В соответствии с действующим законодательством контроль за сохранностью и надлежащим состоянием закреплённого за ребёнком-сиротой жилого помещения осуществляется органами опеки и попечительства до исполнения ребёнку-сироте, оставшемуся без попечения родителей, 18 лет, либо приобретения им дееспособности в полном объёме ранее этого возраста, Таким образом, по достижении ребёнку-сироте 18 лет обязанность сохранности жилого помещения на органе опеки не лежит (ст.8 Федерального закона ).

18 лет ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполнилось ДД.ММ.ГГГГ

Пприговором Монастырщинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. осуждён к наказанию в виде лишения свободы на срок десять лет (л.д<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 обратился с заявлением на имя Главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ. Администрация муниципального образования на заявление ФИО4 сообщила, что обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разъяснила существующий порядок предоставления жилого помещения для данной категории граждан, указав, что в органе опеки и попечительства отсутствуют сведения о том, что с момента установления над ФИО4 опеки ДД.ММ.ГГГГ. до достижения им 23-летнего возраста он нуждался в обеспечении жилым помещением. На учёте лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23-летнего возраста он не состоял, в связи с чем жилое помещение предоставлено ему быть не может (л.д.<данные изъяты>).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО4 до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением не вставал на учет нуждающихся в получении жилых помещений, а также не обращался письменно в уполномоченный орган с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

Как следует из сообщения должностного лица ГУ МЧС России по <адрес>, предоставить сведения о пожаре в жилом доме ФИО4 в <адрес> не представляется возможным за давностью (л.д.<данные изъяты>)..

Таким образом, подтвердить или опровергнуть в судебном заседании факт (либо его отсутствие) пожара в жилом доме ФИО4 и в какой период времени он произошёл, не представилось возможным.

Доказательств наличия оснований для постановки ФИО4 на учёт для получения жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – факта нуждаемости в жилом помещении – до утраты им статуса ребёнка-сироты, судом не установлено.

Как и не установлено объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению ФИО4 в компетентный орган по вопросу постановки его на учет, в период с 18 до 23 лет, в случае, если основания для постановки его на учёт для получения жилого помещения, имелись.

Судом установлено, что на момент обращения в Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> по вопросу по вопросу предоставления ему жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ., истец достиг возраста <данные изъяты>, поэтому ему было обоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

В судебное заседание вызывались в качестве свидетелей, но не явились в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой Свидетель №1 и Свидетель №2, обратившись к суду с заявлениями о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие

Свидетель №1 в заявлении также указывает, что заявленные ФИО4 требования считает необоснованными, в январе 2019 года к ней обратился ФИО4 с просьбой помочь ему в предоставлении жилого помещения, так как ранее он относился к категории детей-сирот Помогала ему в этом вопросе с обращением в органы опеки <адрес>, в прокуратуру. Ему было рекомендовано обратиться в суд.

Свидетель №2 в заявлении указала, что после освобождения в 2018 году ФИО4 проживал у супруги в <адрес>, в январе 2019 обратился к ней с вопросом о предоставлении ему жилого помещения, так как закреплённый за ним дом сгорел. Объяснила ему, что вопросами жилья не занимается, дала номер телефона приёмной <адрес>.

В связи с тем, что данные лица не участвовали в судебном заседании и не были предупреждены об ответственности по ст.307 УК РФ, их пояснения не могут быть использованы в качестве доказательств по данному делу.

Из материалов дела следует, что истом заявлены требования к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, отделу образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о возмещении денежной компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 рублей. В обоснование указано, что сельская администрация поставила его в трудную жизненную ситуацию, причинив моральный вред и психические страдания, поскольку не имея иного жилого помещения, был вынужден проживать у отца в д.Стегримово в нечеловеческих условиях. По причине того, что отказали в предоставлении жилья стал употреблять спиртное и связался с плохой компанией. В связи с отказом Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в заявлении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица, испытал сильное душевное расстройство, стал употреблять спиртное, связался с плохой компанией, из-за этого вновь попал в места лишения свободы. Просит выявить в ходе судебного разбирательства виновных в причинении ему морального вреда лиц и взыскать с них компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

Также заявлены требования к сектору опеки и попечительства отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о возмещении денежной компенсации морального вреда в сумме 3 000 000 рублей. В обоснование данного требования указано, что орган опеки и попечительства в силу возложенной на него законом обязанности, обязан принимать меры по включению детей-сирот в списки, не проконтролировал постановку истца на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и получения им денежных пособий. Халатное отношение к своим обязанностям со стороны органа опеки и попечительства повлекло нарушение прав истца на обеспечение жилым помещением, безразличие и легкомыслие поставили в трудную жизненную ситуацию, причинив моральные и психические страдания, в результат чего был поставлен на учет у <данные изъяты>. Был вынужден вести беспризорный образ жизни, употреблял спиртное, воровал, за что был неоднократно судим, в ДД.ММ.ГГГГ был осуждён <данные изъяты> и отправлен отбывать наказание в места лишения свободы.

Разрешая в данной части заявленные требования, суд исходит из следующего.

В связи с тем, что в деле отсутствуют доказательства наличия оснований для постановки ФИО4 на учёт для получения жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно факта нуждаемости в жилом помещении с 18 до 23 лет, до утраты им статуса ребёнка-сироты, то не имеется оснований полагать, что ответчиками нарушены жилищные права истца.

Доказательств того, что моральный вред причинен истцу ответчиками, суду не представлено. Других оснований, в силу которых ответчики в соответствии с законом обязаны возместить моральный вред, не имеется.

.В соответствии со ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимается физические или нравственные страдания, причиненными действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При этом действующее законодательство, регулирующее жилищные правоотношения, не содержит положений, которыми предусмотрено взыскание компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.

Помимо этого, суд отмечает, что утверждение ФИО4 на то, что он по причине отказа в предоставлении жилья стал употреблять спиртное и связался с плохой компанией, попал в трудную жизненную ситуацию, был вынужден вести беспризорный образ жизни, употреблял спиртное, воровал, за что был неоднократно судим, в ДД.ММ.ГГГГ был осуждён – является не состоятельным в силу следующего.

ФИО4 было отказано в предоставлении жилья в ДД.ММ.ГГГГ, в то время как из приговора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что до указанного приговора он уже осуждался приговорами от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.<данные изъяты>). Таким образом, криминальное поведение ФИО4 имело место задолго до отказа ему в предоставлении жилья.

Утверждение ФИО4 о том, что отказом в предоставлении жилья ему были причинены моральные и психические страдания, в результат чего был поставлен на учет у врача-психиатра в Монастырщинской ЦРБ, также не соответствует действительности, так как согласно справки ОГБУЗ «Монастырщинская ЦРБ» от 31.10.2003г., ФИО4 состоит на психиатрическом учёте. Таким образом, на психиатрическом учёте ФИО4 состоял уже в 2003 году, то есть задолго до отказа ему в предоставлении жилья, имевшего место в 2019 году.

Иски ФИО4 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, отделу образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, сектору по опеке и попечительству отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> поименованы как о защите чести и достоинства.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений (часть 9).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 24.02.2005г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», обстоятельствами, имеющими значение для данной категории дел, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен.

Фактов распространил ответчиками в отношении ФИО4 заведомо ложной информации, порочащей его честь и достоинство, в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что требование истца о компенсации морального вреда и по данному основанию не подлежит удовлетворению.

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Оснований для удовлетворения заявленных ФИО4 к ответчикам требований, в ходе судебного разбирательства не установлено.

В связи с отбыванием ФИО4 наказания в <данные изъяты> и отсутствием на его лицевом счёте денежных средств (л.д.<данные изъяты> от уплаты государственной пошлины по рассмотренному гражданскому делу ФИО4 надлежит освободить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО4 – отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Монастырщинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в полном объёме.

Судья Т.В.Земцова

2-83/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Веселов Игорь Викторович
Ответчики
Отдел образования Администрации МО "Монастырщинский район"
Суд
Монастырщинский районный суд Смоленской области
Судья
Земцова Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
monastyrschina.sml.sudrf.ru
24.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2022Передача материалов судье
02.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.03.2022Предварительное судебное заседание
11.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
03.06.2022Судебное заседание
10.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее