Решение по делу № 33-3543/2023 от 04.10.2023

    УИД 14RS0014-01-2023-000804-05

    Дело № 2-673/2023                                                                  Дело № 33-3543/2023

    Судья Попова Л.И.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    город Якутск                                                                                13 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе

председательствующего судьи Кузьминой М.А.,

судей Осиповой А.А., Ткачева В.Г.,

при секретаре Ребровой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Ленское предприятие жилищного хозяйства» о возложении обязанности привести места накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями закона

по апелляционной жалобе законного представителя ответчика – генерального директора Жмуренко В.И. на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Кузьминой М.А., пояснения представителя ответчика по доверенности Худорожко С.В., судебная коллегия

        установила:

прокурор Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что прокурором с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «Город Ленск». Выявленные нарушения отражены в акте санитарного обследования, согласно которому зафиксировано отсутствие твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Набережная, дом 105, является ответчик, на которого подлежит возложению обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, приведению их в соответствие, независимо от разграничения/не разграничения земельного участка. С учетом уточнений иска в части изменения требования обустройства ограждения с трех сторон не менее 1 (одного) метра, на обустройство ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, просил исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года исковые требования удовлетворены, на общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Ленское предприятие жилищного хозяйства» возложена обязанность в срок до 30 июня 2024 года оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Набережная, дом 105, твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3. С ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства» в доход муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

    Не согласившись с решением суда, законный представитель ответчика – генеральный директор Жмуренко В.И. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы мотивированы тем, что истцом было заявлено уточнение иска, в котором он просил считать резолютивную часть правильной в части возложения обязанностей по данному делу на ООО «Респект», и в связи с тем, что указанное уточнение иска было судом принято, правовых оснований для возложения обязанностей по данному делу не имеется.

    Представитель ответчика ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства» по доверенности Худорожко С.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила ее удовлетворить, решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

    Прокурор, представители третьих лиц администрации муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия), ООО «Профи», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств не направлено, о причинах неявки не сообщено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

    С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при вышеуказанной явке.

    В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ленского района Республики Саха (Якутия) с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведена проверка исполнения на территории муниципального образования «Город Ленск» требований федерального законодательства в сфере размещения и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

По итогам проверки установлено, что места (площадки) накопления ТКО не обустроены в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21.

Актом санитарного обследования от 21 июня 2023 года зафиксировано, что по адресу: Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Набережная, дом 105, площадка для накопления ТКО не имеет твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что также подтверждается представленными фотоматериалами.

Собственники помещений указанного многоквартирного дома фактически осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры на этой площадке, что сторонами по делу не оспаривается.

Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Ленск» по состоянию на 01 ноября 2022 года по указанному адресу содержит сведения о собственниках места (площадки) накопления ТКО, которыми указаны собственники многоквартирного жилого дома. Реестры содержат сведения, предусмотренные Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра.

Согласно акту санитарного обследования от 21 июня 2023 года место ТКО находится в 10 метрах от многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Набережная, дом 105, а публичная карта города Ленска имеет сдвиги границ земельных участков и объектов по всей территории города, что также следует из представленных в материалы дела документов.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 36, 39, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 2, 3 Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, дав оценку обстоятельствам дела в совокупности с представленными доказательствами, пришел к выводу о том, что в настоящем случае обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на организациях по обслуживанию жилищного фонда многоквартирного дома, а установленные нарушения вышеназванных положений законодательства указывают на то, что ответчиком не принимается мер по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов, чем нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того судом с учетом отсутствия возражения участвующих по делу лиц был установлен срок до 30 июня 2024 года, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадях) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства образований (пункт 3).

    Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

    Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

    Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Согласно статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

    Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

    В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

    В силу части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

    Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 определено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с пунктами 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290.

В пункте 26 (1) Минимального перечня установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.

Пунктом 3.7.1 указанных Правил установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, среди прочего, обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.

С 01 марта 2021 года на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3.

Согласно пункту 3 указанного СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Согласно договору управления многоквартирного дома от 01 августа 2009 года с собственником квартиры № ..., расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Набережная, дом 105, заключенной между ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства» и Ф., последняя передала полномочия по управлению многоквартирным домом – ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства».

Согласно договору технического обслуживания многоквартирного дома от 12 марта 2014 года с собственником квартиры № ..., расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Набережная, дом 105, заключенной между ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства» и А., последняя передала полномочия по надлежащему содержанию многоквартирным домом – ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства».

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05 августа 2019 года собрание инициировано ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства», собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Набережная, дом 105, принято единогласное решение о том, что оплата будет производится напрямую региональному оператору, при этом местом хранения протоколов с решением собственников дома утверждена управляющая компания ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства».

Согласно сведениям, содержащимся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Набережная, дом 105, является ответчик ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства».

Участвующий по делу прокурор в судебном заседании суда первой инстанции заявил об уточнении иска в части изменения требования обустройства ограждения с трех сторон не менее 1 (одного) метра, на обустройство ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, при этом в представленном уточнении в верхней части в качестве ответчика указано ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства», а в тексте уточнения указано ООО «Респект».

Из представленной участвующим по делу прокурором выдержки из сайта электронной почты, в которой имеется информация, в целях соблюдения норм процессуального законодательства, о направлении данного уточнения сторонам по делу, указаны администрация муниципального образования «Ленский район» и ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства», однако ООО «Респект» в этом перечне отсутствует.

Замена ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства» как ненадлежащего ответчика на ООО «Респект» по данному делу не произведена, ООО «Респект» в качестве соответчика по делу не привлечено.

Из анализа всех материалов дела судебная коллегия приходит к выводу, что истцом в уточнении исковых требований внутри текста допущена описка в наименовании ответчика, что не влияет на существо исковых требований и не означает изменения истцом ответчика.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно вынесено решение в отношении ответчика ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства».

    При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

    Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

    Председательствующий

    Судьи

    Определение изготовлено 16 ноября 2023 года.

33-3543/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Ленского района Республики Саха (Якутия)
Ответчики
ООО Ленское предприятие жилищного хозяйства
Другие
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике САха (Якутия) в Ленском районе
Администрация МО Город Ленск Ленского района Республики Саха (Якутия)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кузьмина Мария Алексеевна
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
04.10.2023Передача дела судье
13.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Передано в экспедицию
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее