Решение по делу № 33а-1058/2019 от 23.01.2019

Судья Бабич В.Е.                                                                        Дело № 33а-1058/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        город Ярославль

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Равинской О.А.,

судей Кутузова М.Ю., Гушкана С.А.,

при секретаре Кузнецовой В.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.

25 февраля 2019 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Инспекции административно-технического надзора Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 11 мая 2018 года, которым постановлено:

    «Удовлетворить административное исковое заявление Шир В.А.:

Признать недействительной регистрацию на Шир В.А. машины, 1989 года выпуска, заводской номер машины (рамы) , двигатель № , государственный регистрационный знак серия .

    Обязать Инспекцию административно-технического надзора Ярославской области зарегистрировать, указав в свидетельстве о регистрации машины в графе «наименование машины» - транспортер, в графе «Марка» - <данные изъяты>, в графе «Категория» - С и в соответствии со сведениями о машине, указанными в ПСМ серия от 24 января 2013 года, на Шир В.А. транспортер <данные изъяты>, год выпуска 1989 года, заводской номер машины (рамы): , двигатель , коробка передач № отсутствует, основной ведущий мост (мосты) № отсутствует, цвет зеленый, вид движителя колесный, мощность двигателя кВт (л.с.) 102/140 на основании договора купли продажи от 20 марта 2018 года.

    Обязать Инспекцию административно-технического надзора Ярославской области внести изменения в ПСМ серия от 24 января 2013 года в соответствии с проведенной регистрацией и юридическим наименованием органа гостехнадзора.

    Взыскать с Инспекции административно-технического надзора Ярославской области в пользу Шир В.А. судебные расходы 900 рублей- возврат уплаченной при подаче иска в суд госпошлины и 10.000 рублей - расходы на оплату услуг представителя».

По делу установлено:

20 марта 2018 года Шир В.А. на основании договора купли-продажи приобрел транспортное средство - транспортер <данные изъяты>, 1989 года выпуска, мощность двигателя кВт (л.с.) - 102/140, вид движителя - колесный, конструкционная масса – 7.000 кг, максимальная конструктивная скорость– 45 км/час.

27 марта 2018 года Шир В.А. обратился в Инспекцию административно-технического надзора Ярославской области с заявлением об оказании государственной услуги по регистрации транспортера ГАЗ 41-08, а также выдаче на него государственного регистрационного знака.

3 апреля 2018 года Инспекцией были выданы свидетельство о регистрации машины серия и государственный регистрационный знак серия , внесены записи в паспорт самоходной машины серии ВЕ .

В свидетельстве о регистрации машины серия от 3 апреля 2018 года в строках «Наименование» и «марка» указаны: наименование машины - прочие, марка - транспортер <данные изъяты>, категория «AIII».

В паспорте самоходной машины наименование органа, выполнившего запись о выданном свидетельстве о регистрации, указано - «рабочее место ИГТН Ярославской области в Борисоглебском и Ростовском районе ЯО».

Шир В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции административно-технического надзора Ярославской области и просил признать недействительной регистрацию транспортного средства и обязать Инспекцию в течение 3 дней с даты принятия решения суда зарегистрировать машину, указав в свидетельстве о регистрации машины в графе «наименование машины» - транспортер, в графе «марка» - <данные изъяты>, в графе «категория» - «С»? остальные сведении в соответствии паспортом самоходной машины; обязать Инспекцию внести изменения в паспорт самоходной машины серии от 24 января 2013 года в сведения об органе, выдавшем свидетельство о регистрации, в соответствии с проведенной регистрацией и юридическим наименованием органа гостехнадзора. В обоснование иска указано, что в свидетельстве о регистрации содержатся сведения о категории машины, несоответствующие требованиям действующего законодательства, что является препятствием для осуществления истцом своих прав в отношении принадлежащего ему имущества.

Решением Ростовского районного суда Ярославской области от 11 мая 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 13 июля 2018 года, исковые требования административного истца Шир В.А. были удовлетворены.

Постановлением президиума Ярославского областного суда от 16 января 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 13 июля 2018 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В апелляционной жалобе Инспекции административно-технического надзора Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом первой инстанции норм материального права.

     Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объёме, заслушав представителей Инспекции административно-технического надзора Ярославской области по доверенностям Федотова В.Г. и Тюрганова И.П., поддержавших доводы жалобы, возражения Шир В.А. и его представителя по доверенности Горшениной О.С., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требования Шир В.А., суд первой инстанции пришёл к выводу, что Инспекцией административно-технического надзора Ярославской области при регистрации транспортера <данные изъяты>, 1989 года выпуска, допущены нарушения при оформлении свидетельства о регистрации машины и паспорта самоходной машины, а именно: административным ответчиком неверно определена категория самоходной машины как «AIII», исходя из технических характеристик данная самоходная машина относится к категории «С».

Указанный вывод суда первой инстанции не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам по делу.

В статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" приведено понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; а также понятие    дороги - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В соответствии с пунктом 2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 № 796, под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

В соответствии с положениями пункта 4 вышеназванных Правил к категории «А» законодателем отнесены автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее: I - внедорожные мототранспортные средства; II - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8; III - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории "A IV"); IV - внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест. К    категории "С" отнесены колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт.

Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 года N 807 утверждена Инструкция о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста (тракториста). В соответствии с пунктом 3 под самоходными машинами в настоящей Инструкции понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (далее именуются - внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3, не относящиеся к автомототранспортным средствам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2019 N 1013 "О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием" утверждены Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, которыми установлены    порядок и периодичность проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием.

В настоящих Правилах под самоходными машинами и другими видами техники (далее - машины) понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением колесных внедорожных мототранспортных средств, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним.

Из указанных норм закона следует, что основным критерием отнесения машины к категории «А» является то, что самоходная машина является внедорожным автомототранспортным средством, которое не предназначено для движения по автомобильным дорогам общего пользования, либо имеет максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, и только при отсутствии указанных характеристик самоходная машина может быть отнесена к другой категории.

Согласно паспорту самоходной машины серии транспортер <данные изъяты> был выпущен в 1989 году Горьковским автомобильным заводом; машина имеет массу 7.000 килограммов, двигатель мощностью 102 кВт/140 л.с., максимальную конструкционную скорость 45 км/час.

С момента выпуска в 1989 году машина находилась в распоряжении Вооруженных Сил Российской Федерации, 24 января 2013 года машина впервые была продана физическому лицу.

30 марта 2013 года машину приобрел К.В.В., которому 27 апреля 2015 года Инспекцией гостехнадзора г. Калуги выдано свидетельство о регистрации машины серии , в соответствии с которым машина была отнесена к категории «АII».

20 марта 2018 года данную самоходную машину по договору купли-продажи приобрел Шир В.А.

В обоснование своей позиции административным ответчиком было указано на то, что самоходная машина, имея специальные технические характеристики, представляет собой бронированную разведовательно-дозорную машину (БРДМ) с повышенной проходимостью, которая ранее состояла на вооружении воинских формирований. Помимо данных, указанных в паспорте самоходной машины, <данные изъяты>, приобретенной истцом, имеет и иные технические характеристики, позволяющие отнести её к внедорожным мототранспортным средствам, а именно: дорожный просвет (клиренс) – 330 мм; угол въезда (съезда) в размере 30 градусов; колесная формула 4х4 (8х8); все колеса имеют полный привод и централизованную автоматическую подкачку воздуха; мосты имеют самоблокирующие кулачковые дифференциалы; машина имеет дополнительные выдвигаемые 4 колеса размером 750X250 ГАЗ 41-08, с помощью которых может преодолевать рвы и окопы шириной до 1,2 метра; имеет водометный двигатель.

Административный истец Шир В.А. в суде апелляционной инстанции не отрицал, что приобретенная им самоходная машина имеет дорожный просвет (клиренс) более 30 см, дополнительные выдвигаемые колеса и место для расположения водометного двигателя, который на его машине отсутствует.

Заслуживают внимания доводы административного ответчика о том, что самоходная машина, приобретенная административным истцом, не имеет какого-либо специального назначения для использования, кроме перевозки людей вне дорог.

Таким образом, исходя норм действующего законодательства и технических характеристик самоходной машины, судебная коллегия полагает, что спорный транспортер <данные изъяты> подлежит отнесению к внедорожным автомототранспортным средствам категории «А», не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования и имеющим максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч (45 км/ч), а учитывая его массу 7 тонн – к категории «АIII», следовательно, регистрация принадлежащей административному истцу самоходной машины была произведена административным ответчиком правильно.

В соответствии с требованиями статей 218, 227, части 9 статьи 226 КАС РФ решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону и    нарушают или оспаривают права, свободы и законные интересы административного истца, создают препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов либо возлагают незаконно какие-либо обязанности.

Доводы административного истца в части несоответствия выданного административным ответчиком свидетельства о регистрации машины паспорту самоходной машины, несостоятельны.

Согласно свидетельству о регистрации машины серия от 3 апреля 2018 года, выданному административным ответчиком, в графе «наименовании машины» указано «прочие», а в графе «марка машины» - «транспортер <данные изъяты>».

В    паспорте самоходной машины     серии в графе «наименование и марка машины» указано «транспортер <данные изъяты>».

Сам по себе факт указания в свидетельстве о регистрации машины серии от 3 апреля 2018 года в графе «наименование машины» - «прочие», не свидетельствует о том, что выданное административным ответчиком свидетельство о регистрации машины противоречит сведениям, содержащимся в паспорте самоходной машины.

Напротив, выданное административным ответчиком свидетельство о регистрации машины полностью соответствует паспорту самоходной машины, каких-либо расхождений, которые бы препятствовали идентификации самоходной машины по наименованию и марке как транспортера <данные изъяты>, и могли привести к нарушению прав и законных интересов административного истца, судебная коллегия не усматривает.

Не усматривает судебная коллегия и нарушений со стороны административного ответчика в части указания в паспорте самоходной машины в графе «выдано Государственной инспекцией гостехнадзора» наименование органа, выдавшего свидетельство о регистрации машины – «Рабочее место ИГТН ЯО в Бориосглеском и Ростовском районе ЯО».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года № 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" в систему органов гостехнадзора входят: Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России); государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов (пункт 2).

Органы гостехнадзора в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также настоящим Положением (пункт 4).

Органы гостехнадзора осуществляют, в том числе регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (пункт 5).

Из указанного нормативно-правового акта следует, что в систему гостехнадзора входят не только Главгостехнадзор России и Инспекции Ростехнадзора субъектов Российской Федерации, но и соответствующие инспекции городов и районов.

Согласно разделу 1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск Российской Федерации), утвержденного приказом начальника Инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ярославской области № 2 от 29 июня 2012 года, государственная услуга по регистрации самоходных машин предоставляется государственными инженерами-инспекторами в местах расположения рабочих мест на территории Ярославской области согласно Приложению № 1 к названному Административному регламенту.

Из материалов дела следует, что Рабочее место Инспекции гостехнадзора Ярославской области в Ростовском районе как обособленное подразделение Инспекции административно-технического надзора Ярославской области было поставлено на налоговый учёт с 2012 года.

С учётом изложенного, указание    в паспорте самоходной машины     наименование органа, выдавшего свидетельство о регистрации машины, как Рабочее место ИГТН ЯО в Борисоглеском и Ростовском районе ЯО, не противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам. При этом судебная коллегия также учитывает, что данное указание в наименовании органа, выдавшего свидетельство о регистрации машины, не нарушает прав и интересов административного истца, не создает ему каких-либо препятствий в реализации прав собственника в отношении самоходной машины.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку действия административного ответчика соответствуют требованиям закона и нарушения прав и законных интересов административного истца не допущено.

В силу статьи 111 КАС РФ правовых оснований для взыскания в пользу административного истца понесенных им судебных расходов не имеется.

В соответствии со статьёй 361 КАС РФ, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в административном иске, либо административный иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Статьей 362 КАС РФ предусмотрено, что вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.

Из материалов дела следует, что решение Ростовского районного суда Ярославской области от 11 мая 2018 года после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции 13 июля 2018 года было административным ответчиком исполнено в полном объёме: административному истцу выдано новое свидетельство о регистрации машины и взысканы судебные расходы в размере 17.900 рублей. Указанное обстоятельство не оспаривалось административным истцом.

Учитывая, что при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в удовлетворении административного иска отказано, то судебная коллегия полагает необходимым произвести поворот исполнения Ростовского районного суда Ярославской области от 11 мая 2018 года и аннулировать, выданное Инспекцией административно-технического надзора Ярославской области свидетельство о регистрации машины транспортера <данные изъяты> на основании указанного решения суда и взыскать с Шира В.А. в пользу Инспекции административно-технического надзора Ярославской области 17.900 рублей.

Руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ростовского районного суда Ярославской области от 11 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Шира В.А. отказать.

Произвести поворот исполнения Ростовского районного суда Ярославской области от 11 мая 2018 года: аннулировать, выданное Инспекцией административно-технического надзора Ярославской области свидетельство о регистрации машины транспортера <данные изъяты>, на основании указанного решения суда и взыскать с Шира В.А. в пользу Инспекции административно-технического надзора Ярославской области 17.900 рублей.

Председательствующий

Судьи

33а-1058/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шир ВА
Ответчики
Инспекция административно-технического надзора ЯО
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
25.01.2020Судебное заседание
25.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2020Передано в экспедицию
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
25.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее