Решение по делу № 2-545/2024 (2-8115/2023;) от 19.07.2023

Дело № 2-545/2024 (2-8115/2023;)

УИД 52RS0005-01-2023-006776-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Нижний Новгород      19 января 2024 года

Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Нестерова Д.С., при секретаре Чуманове А.С.,

с участием истца ФИО2,

представителей ответчика Приволжской электронной таможни ФИО5, ФИО4,

представителя третьего лица Приволжского таможенного управления ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Приволжской электронной таможне о взыскании части заработной платы за период трудовой деятельности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к Приволжской электронной таможне о взыскании квартальной премии за отработанной срок в размере 115 041 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей 00 копеек. В обоснование своих требований истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Приволжской электронной таможне в должности главного государственного таможенного инспектора приволжского таможенного поста центра электронного декларирования. В указанный период он выполнял следующие трудовые функции: проводил документальный контроль таможенных деклараций и комплектов документов, осуществлял валютный и экспортный контроль, занимался иными функциями и оперативными задачами. По окончании трудовой деятельности с ним был произведен неполный расчет при увольнении, выразившийся в невыплате ему премий за 4 квартал 2022 года и 1 квартал 2023 года. В рамках сложившихся трудовых отношений квартальная премия выплачивалась регулярно и по обыкновению направлялась сотрудникам по истечению квартала, за исключением последнего квартала года – премия за него выплачивалась в апреле следующего года. Премии за 4 квартал 2022 года и 1 квартал 2023 года он не получил, хотя данные периоды полностью отработал, отправлялся в служебные командировки и выполнял рабочую функцию на месте службы. Поскольку регулярные премии, выплачиваемые в соответствии с системой премирования, составляют часть заработной платы, отказом в выплате ему премий за 4 квартал 2022 года и 1 квартал 2023 года была допущена дискриминация в части установления уволившимся сотрудникам худших условий оплаты труда по сравнение с сотрудниками, отношения с которыми продолжаются.

Истец ФИО2 в судебном заседании полностью поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил заявленные им требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика Приволжской электронной таможни ФИО5, ФИО4 в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать на основании доводов, изложенных в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Приволжского таможенного управления ФИО5, в судебном заседании также просила в удовлетворении исковых требований отказать на основании доводов, изложенных в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственной инспекция труда по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Как следует из ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).

В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам относят:

ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах;

ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

ежемесячное денежное поощрение;

единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ допускаются и иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Аналогичным образом понятие денежного содержания определено в п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».

В силу абз. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу норм Трудового кодекса РФ премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, относится к компетенции работодателя. Трудовой кодекс РФ или иные нормативные правовые акты не содержат положений, императивно устанавливающих какие-либо условия и (или) порядок выплат премий.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО2 проходил службу в должности главного государственного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля НОМЕР Приволжского таможенного поста (центра электронного декларирования) Приволжской электронной таможни с ДД.ММ.ГГГГ, имел классный чин – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

На основании приказов Приволжской электронной таможни от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-К «Об увольнении ФИО6» и от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-К «О внесении изменений в приказ Приволжской электронной таможни от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-К» с ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с государственной гражданской службы в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ по причине расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего.

При увольнении ФИО6 были начислены и выплачены предусмотренные законодательством выплаты на общую сумму 20 988 рублей 49 копеек, в том числе, должностной оклад – 845 рублей 55 копеек, оклад за классный чин – 558 рублей 70 копеек, надбавка за выслугу лет (10%) – 84 рубля 60 копеек, надбавка за особые условия службы (35%) – 295 рублей 95 копеек, ежемесячное денежное поощрение (30%) – 253 рубля 70 копеек, ежемесячное денежное поощрение (15%) – 126 рублей 85 копеек, материальная помощь к отпуску – 16 911 рублей 00 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск (1,1) – 1 912 рублей 14 копеек.

Материальное стимулирование за 4 квартал 2022 года и 1 квартал 2023 года ФИО6 не начислялось и не выплачивалось. Приказ о выплате ФИО6 материального стимулирования за 4 квартал 2022 года и 1 квартал 2023 года начальником Приволжской электронной таможни не издавался.

Премирование государственных гражданских служащих Приволжской электронной таможни за спорные периоды произведено после увольнения истца на основании приказов начальника Приволжской электронной таможни от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-К, от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-К.

Премирование и поощрение государственных гражданских служащих осуществляется на основании приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации».

В соответствии с названным Порядком премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В качестве расчетного периода для начисления премии принимается месяц, квартал или иной срок, который устанавливается по решению начальника таможенного органа для выполнения заданий.

Начальники структурных подразделений таможенного органа представляют на согласование начальнику таможенного органа либо лицу, им уполномоченному, служебные записки (рапорты) с предложениями по конкретным размерам премии гражданским служащим.

Размер премии устанавливается гражданскому служащему с учетом результатов его деятельности в зависимости от вклада в выполнение заданий и от участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), а также степени участия в мероприятиях по профессиональному развитию гражданского служащего, осуществляемому в порядке, определяемым Президентом Российской Федерации.

Выплаты премии оформляются приказом таможенного органа и производятся в пределах денежных средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств таможенных органов на оплату труда гражданских служащих.

Таким образом, средства материального стимулирования не носят системный характер, не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований; выплата материального стимулирования служащего связана с оценкой его профессиональной служебной деятельности и обусловлена реальной эффективностью его работы, направлена в первую очередь на побуждение сохранения служебных отношений в системе таможенных органов Российской Федерации. Основанием выплаты материального стимулирования служит именно решение начальника таможенного органа, в соответствии представлением начальника структурного подразделения таможенного органа. При этом выплата средств материального стимулирования в конкретном размере на начальника таможенного органа не возложена, ее выплата является правом, а не обязанностью нанимателя.

В рассматриваемом случае учетными периодами для выплаты материального стимулирования явились 4 квартал 2022 года и 1 квартал 2023 года. Истец был уволен с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату издания начальником Приволжской электронной таможни приказов от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-К, от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-К гражданским служащим, подпадающим под действие данных приказов, он не являлся. Поэтому правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2 о взыскании средств материального стимулирования за вышеуказанный период не имеется.

Данный вывод согласуются с позицией, изложенной в письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР/ООГ-1874 «Об оформлении лишения премии или уменьшения ее размера; о выплате премии работнику при увольнении», согласно которой в случае если приказ о премировании работников предприятия издан после увольнения данного работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях.

Доводы о наличии признаков дискриминационного характера в отношении истца со стороны ответчика в связи с невыплатой средств материального стимулирования являются необоснованными, поскольку ответчик руководствовался установленными для всех общими критериями (условиями) для выплаты спорной суммы стимулирующего характера. Доказательств, свидетельствующих о допущенной ответчиком в отношении истца дискриминации, не представлено, а отсутствие у истца права на материальное стимулирование связано не с дискриминацией в отношении него, а с прекращением трудовых отношений.

Суммы материального стимулирования, испрашиваемые истцом, не входят в денежное содержание гражданского служащего, с учетом их назначения направлены на побуждение сохранения трудовых отношений и повышение качества производительности труда.

Согласно справке, представленной Приволжской электронной таможней, о результативности деятельности ФИО2 по основным показателям совершения таможенных операций, в 4 квартале 2022 года истцом был осуществлен выпуск товаров по 27 декларациям, в 1 квартале 2023 года – по 23 декларациям. Средняя ежедневная нагрузка в 4 квартале 2022 года на одного главного государственного таможенного инспектора составила 6 деклараций на товары, нагрузка у ФИО2 – 1 декларация на товары. Средняя ежедневная нагрузка в 1 квартале 2023 года на одного главного государственного таможенного инспектора составила 7 деклараций на товары, нагрузка у ФИО2 – 1 декларация на товары. За весь период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был осуществлен выпуск товаров по 481 декларации, что является показателем ниже среднего (от 669 до 1091 деклараций) среди должностных лиц Приволжского таможенного поста со стажем работы до 1,5 лет и участвующих при совершении таможенных операция, связанных как с регистрацией деклараций на товары, так и с выпуском товаров по декларациям.

Кроме того, за время работы в спорный период в отношении ФИО2 неоднократно проводились служебные проверки, по результатам которых выявлялись факты нарушений в части принятия решений по регистрации деклараций на товары в соответствии со ст. 111 Таможенного кодекса ЕАЭС (нарушение сроков регистрации, некорректная формализация листов отказа). В соответствии с приказами Приволжской электронной таможни от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-КМ, от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-КМ ФИО2 было указано на необходимость строго соблюдения служебной дисциплины в связи с совершением им дисциплинарных проступков.

С учетом изложенного, суд полагает установленным, что при принятии решения о невыплате ФИО7 сумм материального стимулирования начальник Приволжской электронной таможни руководствовался показателями эффективности работы сотрудника, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований ФИО7 о взыскании квартальной премии за отработанной срок в размере 115 041 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей 00 копеек не имеется.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

    В силу положений п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

    Применение данной нормы, предусматривающей освобождение истца от уплаты государственной пошлины при обращении с исковыми требованиями, вытекающими из трудовых отношений, не связано законом с результатом рассмотрения дела и не зависит от того, признан ли судом иск обоснованным либо в его удовлетворении отказано.

    С учетом изложенного, оснований для взыскания с ФИО7 государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 12, 67, 98, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 (паспорт НОМЕР НОМЕР выдан ДД.ММ.ГГГГ) к Приволжской электронной таможне (ИНН НОМЕР) о взыскании части заработной платы за период трудовой деятельности отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород.

Мотивированное решение составлено 26.01.2024.

    Судья    Д.С. Нестеров

2-545/2024 (2-8115/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Быстров Юрий Игоревич
Ответчики
Приволжская электронная таможня
Другие
Приволжское таможенное управление
Государственная инспекция труда по Нижегородской области
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Судья
Нестеров Дмитрий Сергеевич
Дело на сайте суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2023Подготовка дела (собеседование)
23.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее