КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Чернова Т.Л. Дело № 33-952/2020
24RS0048-01-2019-002458-08
А-045г
27 января 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Гаврильевой Юлии Николаевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации неиспользованного отпуска, выходного пособия, компенсации за задержку выплат
по апелляционной жалобе представителя Гаврильевой Ю.Н. – Мамедзаде Р.Р. оглы
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Гаврильевой Юлии Николаевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате, ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации неиспользованного отпуска, выходного пособия, компенсации за задержку выплат, отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаврильева Ю.Н. обратилась в суд с требованиями (с учетом уточнений) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате за период с февраля 2018 года по январь 2019 года в виде недоплаты неначисленного районного и северного коэффициентов на дополнительную стимулирующую выплату (премию) в размере 104058,20 руб., по оплате основного ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом начисления районного и северного коэффициента на ДМС за период с февраля 2018 года по январь 2019 года в размере 57444,30 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 10344,63 руб., выходного пособия 15693,92 руб., компенсации за задержку выплат за период с 15.02.2018 года по 25.06.2019 года в размере 107572,63 руб. и по день вынесения решения.
Требования мотивировала тем, что она состояла с ответчиком в трудовых отношениях. 31.01.2019 года была уволена в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения. В период работы ей ежемесячно начислялась дополнительная стимулирующая выплата, являющаяся составной частью заработной платы, к которой работодатель не применял районный коэффициент и северную надбавку.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Гаврильевой Ю.Н. – Мамедзаде Р.Р. оглы просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Гаврильевой Ю.Н. – Мамедзаде Р.Р. оглы, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со ст.ст. 315-317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
В соответствии с п. 1 разъяснений Минтруда России от 11.09.1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденных Постановлением Минтруда России от 11.09.1995г. № 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и коэффициенты (районные), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.
Таким образом, районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяются лишь к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда соответствующей организации, т.е. являются составной частью заработной платы (фактический заработок), и носят систематический, а не единовременный (разовый) характер.
В силу положений статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели наделены правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, истец Гаврильева Ю.Н. в период с 05.07.2017 года по 31.01.2019 года состояла с ответчиком в трудовых отношениях, работая в производственно-техническом отделении Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №15 (г. Красноярск) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в должности ведущего инженера.
Условиями заключенного с истцом трудового договора № 705 от 05.07.2014 года и дополнительных соглашений к нему ей с 01.01.2018 года установлен оклад в размере 8976 руб., предусмотрены выплата районного коэффициента к заработной плате в размере 1,3, процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 30 %.
Пунктом 6.7 трудового договора предусмотрено, что работнику предоставляются льготы и выплачиваются компенсации на условиях, в порядке и в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами РФ, локальными нормативными актами работодателя и настоящим трудовым договором.
В период работы с февраля 2018 года по январь 2019 года работодателем истцу ежемесячно начислялась и выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата (премия) за счет экономии фонда оплаты труда, предусмотренная приказом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 года № 50, в размере, определенном начальником Филиала.
Получение указанной выплаты истцом не оспаривалось.
Считая, что на суммы дополнительных стимулирующих выплат должны начисляться районный коэффициент и северная надбавка, которые ответчиком не начислялись, истец обратилась в суд с требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы и иных причитающихся при увольнении сумм.
Разрешая требования истца о взыскании задолженности по заработной плате за период с февраля 2018 года по январь 2019 года в размере неначисленных на дополнительную стимулирующую выплату районного коэффициента и северной надбавки, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование не являлось гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществлялось за счет экономии фонда оплаты труда в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, не вызывают сомнения у судебной коллегии.
Как следует из дела, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 года № 49 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, согласно пункту 12.3 которого при формировании фонда оплаты труда учитываются: а) предусмотренная штатами численность гражданского персонала учреждения; б) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 года № 255 (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); в) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей), в том числе за работу в местностях с особыми климатическими условиями; г) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда, включая надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в фактически установленном размере по указанным в приказе Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 года № 255 должностям; надбавку за выслугу лет в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); премию по результатам работы в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); выплаты стимулирующего характера, установленные приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 года № 255 (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда), в фактически установленном размере.
Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11.05.2017 года № 50 «О порядке установления дополнительного материального стимулирования работникам филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» принято решение производить работникам филиалов за счет экономии фонда оплаты труда дополнительные выплаты материального стимулирования в соответствии с Положением о выплате дополнительного материального стимулирования работникам филиалов (жилищно-коммунальных отделов, жилищно-коммунальных служб) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Пунктом 1.3 Положения, являющегося приложением №1 к приказу № 50 от 11.05.2017 года, предусмотрено, что под выплатой дополнительного материального стимулирования следует понимать поощрение работников за добросовестный, эффективный труд. Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат.
Установление дополнительного материального стимулирования работникам является правом работодателя и зависит от финансового состояния Учреждения (п. 1.6 Положения).
Абзацами первым и третьим пункта 2.1 Положения предусмотрено, что выплата дополнительного материального стимулирования за счет экономии фонда оплаты труда осуществляется при наличии средств на эти цели, по представлению ходатайства руководителя структурного подразделения по итогам работы за месяц, в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении обязанностей, возложенных трудовым договором и должностной инструкцией.
Таким образом, судом верно установлено, что вышеприведенные нормы локальных правовых актов свидетельствуют о том, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое за счет экономии фонда оплаты труда, не входит в систему оплаты труда, гарантированную законом и локальными актами работодателя, и носит разовый характер, поскольку зависит от наличия экономии фонда оплаты труда.
Непостоянный характер данной выплаты подтверждается и тем, что размер выплачиваемого истцу дополнительного материального стимулирования не имел постоянного значения, в то время как для составных частей заработной платы характерна постоянная величина их размеров.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для начисления на спорную выплату районного коэффициента и северной надбавки и об отказе в удовлетворении исковых требований Гаврильевой Ю.Н о взыскании задолженности по заработной плате в размере неначисленных на дополнительную стимулирующую выплату районного коэффициента и северной надбавки.
Не установив нарушений трудовых прав истца, суд обоснованно отказал в удовлетворении производных требований – о перерасчете сумм по оплате ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, компенсации за нарушение срока выплат.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости начисления на дополнительное материальное стимулирование компенсационных выплат, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и им в решении судом дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебно-бухгалтерской экспертизы, не могут быть приняты во внимание, так как в силу закона право определения имеющих значение для дела обстоятельств принадлежит суду, который вправе отказать в удовлетворении заявленных ходатайств и признать имеющиеся доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу. Отказ в удовлетворении ходатайства на правильность выводов суда не повлиял.
Кроме того, надлежит отметить, что назначение экспертизы является правом суда, которое реализуется исходя из конкретных обстоятельств дела. Указанных обстоятельств судом установлено не было, в связи с чем оснований для назначения экспертизы не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Гаврильевой Ю.Н. – Мамедзаде Р.Р. оглы – без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.