«22» января 2015 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Буторина О.Н.,
при секретаре Вдовичевой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черниенко С. В. к открытому акционерному обществу «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь» о взыскании страхового возмещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Черниенко С.В. обратился в суд с указанным иском к ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь», сославшись на то, что, являясь судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела обеспечения установленного порядка деятельности судов УФССП Р. по Архангельской области, ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения должностных обязанностей, во время сдачи нормативов по физической подготовке «Бег на 1000 метров» оступился на беговой дорожке и <данные изъяты>. С указанной даты находился на амбулаторном лечении в ГБУЗ АО АГП № с <данные изъяты>». Телесное повреждение повлекло утрату трудоспособности истца и оценивается как вред здоровью легкой степени тяжести. В рамках обязательного государственного страхования жизни и здоровья судебных приставов его жизнь и здоровье были застрахованы ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь». Документы, подтверждающие наступление страхового случая были направлены в страховую компанию, однако последняя выплату страхового возмещения не произвела. В связи с чем просит взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 324 214 рублей 35 коп., штраф в размере 24 964 рубля 17 коп., денежную компенсацию морального вреда 5000 рублей.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Ответчик ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил письменные возражения на иск, просят в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица ФКУ ГБ МСЭ по Архангельской области Минтруда Р. З. Л.А. по доверенности, иск поддержала.
От третьих лиц - ФССП Р., УФССП Р. по Архангельской области поступили письменные пояснения, иск поддерживают.
Заслушав явившихся, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии со ст. 696 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, специфика государственной службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения соответствующих полномочий предопределяет особый правовой статус государственных служащих.
Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель вправе в рамках своей дискреции и с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных служащих определенные социальные гарантии в зависимости от вида, продолжительности, условий прохождения государственной службы и положения, занимаемого конкретной категорией государственных служащих в иерархической системе федеральной государственной службы (Определение от 12 мая 2005 года N 127-О).
Согласно Федеральному закону «О судебных приставах» судебные приставы являются должностными лицами, состоящими на государственной службе (пункт 2 статьи 3). Должности судебного пристава по исполнению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574).
Следовательно, судебные приставы - это федеральные государственные гражданские служащие, и на них распространяются как ограничения и запреты, так и гарантии, установленные Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Так, в соответствии с названным Федеральным законом предусматривается медицинское страхование государственных гражданских служащих, гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, при этом виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью, отнесены к существенным условиям служебного контракта (пункт 16 части 1 статьи 14, пункт 9 части 3 статьи 24, пункты 5 и 6 части 1 статьи 52).
В силу статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом, к государственным гражданским служащим применяется и статья 184 Трудового кодекса Российской Федерации о гарантиях и компенсациях при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, при этом виды, объемы и условия их предоставления определяются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым в настоящее время урегулированы правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и положения которого, соответственно, также распространяются на государственных гражданских служащих.
Учитывая специфику служебных обязанностей судебных приставов, государство наряду с обязательным государственным социальным страхованием вправе установить для данной категории государственных служащих дополнительные гарантии по материальному обеспечению, в том числе в случае причинения в связи с профессиональной (служебной) деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью.
Такие гарантии для судебных приставов установлены в статье 20 Федерального закона «О судебных приставах».
Согласно п.1 ст. 20 названного закона жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
В ходе рассмотрения дела установлено, что между ФССП Р. и ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь» заключен государственный контракт, предметом которого являлось оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья судебных приставов в 2014 году.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец является должностным лицом, состоящим на государственной службе в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела обеспечения установленного порядка деятельности судов по г.Архангельску УФССП по Архангельской области.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения должностных обязанностей, во время сдачи нормативов по физической подготовке «Бег на 1000 метров» оступился на беговой дорожке и почувствовал <данные изъяты>. С указанной даты по ДД.ММ.ГГГГ находился на амбулаторном лечении в ГБУЗ АО АГП № с диагнозом «<данные изъяты>». Телесное повреждение повлекло утрату трудоспособности истца и оценивается как вред здоровью легкой степени тяжести
Полный пакет документов, содержащих информацию о наступлении страхового события, сведениях о застрахованном лице был направлен в адрес страховщика - ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь» ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик выплату страхового возмещения не произвел, письменного отказа не направил.
Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, а также сведениями, содержащимися в письменных материалах дела, и ответчиком по правилам ст.ст.12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу о том, что травму истец получил в связи со своей служебной деятельностью, соответственно событие является страховым случаем.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Основания для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения предусмотрены п.7 ст. 20 вышеназванного закона, каковыми являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава.
В данном случае указанных оснований для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения судом не установлено.
Поскольку факт наступления страхового случая судом установлен, оснований для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения не имеется, суд приходит к выводу о том, что у страховой компании возникла обязанность по выплате страхового возмещения.
В соответствии с условиями Государственного контракта размеры страховых сумм по каждому застрахованному лицу определяются исходя из размера среднемесячной заработной платы судебного пристава.
Согласно п.2 ст. 20 главы IV Федерального закона «О судебных приставах», при причинении судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, влечет выплату страхового возмещения в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.
Сумма страхового возмещения, согласно представленному расчету составила 324 214 рублей 35 копеек.
Расчёт суммы страхового возмещения, представленный истцом, выполненный главным бухгалтером УФССП по Архангельской области (и не опровергнутый стороной ответчика), в судебном заседании проверен, является правильным.
Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит страховое возмещение в указанном размере.
Истец просит взыскать неустойку за нарушение сроков страховой выплаты.
Суд принимает в внимание, что Государственный контракт предусматривает специальную гарантию защиты прав застрахованных государством лиц от действий (бездействия) страховщика в виде начисления неустойки. Согласно п. 14.2 контракта в остальных случаях нарушения какой-либо из сторон сроков исполнения своих обязательств по контракту, добросовестная сторона вправе потребовать от просрочившей стороны уплату неустойки в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем пропущенного срока от стоимости обязательств, сроки исполнения которых нарушены.
Таким образом, договор страхования включает условие об ответственности страховщика, согласно которому возможность реализации права выгодоприобретателя на своевременное получение страхового возмещения обеспечивается выплатой указанной в договоре неустойки.
Фактически размер неустойки согласно условий контракта составит 6 864 руб. 55 коп. (324 214 рублей 35 копеек (сумма страховой выплаты) х 1 / 300 х 8,25% (ставка рефинансирования) 77 дней (количество дней просрочки с 02 октября 2014 года по 18 декабря 2014 года).
В указанном размере неустойку надлежит взыскать с ответчика в пользу истца. В удовлетворении остальной части данного требования надлежит отказать.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика за невыплату страхового возмещения 5000 рублей денежной компенсации морального вреда.
Пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Согласно п. 1 ст. 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969).
Обязательное государственное страхование судебных приставов регулируется Федеральным законом "О судебных приставах" и заключенным в соответствии с ним Государственным контрактом по страхованию жизни и здоровья судебных приставов.
Договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя) и включает соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика, перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю).
Следовательно, нормы иных правовых актов в данном случае применению не подлежат, и в удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.
В силу ст.98, 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Черниенко С. В. к открытому акционерному обществу «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь» о взыскании страхового возмещения удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь» в пользу Черниенко С. В. страховое возмещение в размере 324 214 рублей 35 копеек, неустойку в сумме 6 864 рубля 55 копеек, всего: 331 078 рублей 90 копеек.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» Московский филиал «Здоровье и жизнь» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 510 рублей 79 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Судья О.Н.Буторин
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2015 года:
Судья О.Н.Буторин