Решение по делу № 33а-6513/2020 от 16.03.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 2а-3078/2019 (33а-6513/2020)

17 июня 2020 года              г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,    

судей Бураншина Т.А., Куловой Г.Р.,

при секретаре Александровой К.И.,

    рассмотрела в открытом судебном по административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №40 по Республике Башкортостан к Валовой Юлие Анатольевне о взыскании задолженности по налогам и пени,

по апелляционной жалобе Валовой Юлии Анатольевны на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Бураншина Т.А., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №... по адрес (далее МИФНС России №... по РБ, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество и земельному налогу в сумме 1720 руб. за 2014, 2015, 2016 годы.

В обоснование требований административного иска указано, что ответчиком, являющимся собственником имущества, не выполнены требования налогового органа об уплате налога, в связи с чем образовалась задолженность. Направленные в адрес ФИО1 требования об уплате налогов не исполнены.

Решением Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата исковые требования МИФНС России №... по РБ удовлетворены.

Постановлено:

Взыскать с ФИО1 в пользу МИФНС России №... по РБ задолженность по земельному и имущественному налогу за 2014-2016 год в размере 1 720,04 руб.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос о его отмене, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что с нее взысканы суммы налога за пределами срока обращения в суд.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Земельный налог относится к числу местных налогов (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации). Он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно положениями его главы 31 (статьи 387 - 398), и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387), налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389), как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390 и пункт 1 статьи 391). Таким образом, налоговая база по земельному налогу определена Налоговым кодексом Российской Федерации и представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

ФИО1 является собственником следующего недвижимого имущества:

-квартиры, адрес: 450077, Россия, Башкортостан Республика, адрес, кадастровый №..., площадь 83,20, дата регистрации права дата;

-земельного участка, адрес: 450077, Россия, Башкортостан Республика, адрес, кадастровый №..., площадь 812, дата регистрации права дата.

На основании налогового законодательства, налоговым органом произведено начисление налога на имущество и земельного налога: за 2014-2017 год в размере 1720 руб. Доказательств неверности вышеуказанных расчетов ответчиком суду не представлено.

За 2014 год налоговый орган направил налоговое уведомление №... от дата со сроком уплаты до дата налога на имущество в размере 24 руб., земельного налога в размере 39 руб.

дата налоговый орган направил требование №... об уплате налога на имущество и земельного налога со сроком уплаты до дата.

За 2015 год налоговый орган направил налоговое уведомление №... от дата со сроком уплаты до дата налога на имущество в размере 263 руб., земельного налога в размере 440 руб.

дата налоговый орган направил требование №... об уплате налога на имущество и земельного налога со сроком уплаты до дата.

За 2016 год налоговый орган направил налоговое уведомление №... от дата со сроком уплаты до дата налога на имущество в размере 547 руб., земельного налога в размере 560 руб.

дата налоговый орган направил требование №... об уплате налога на имущество и земельного налога со сроком уплаты до дата.

Вышеуказанные требования Инспекции ответчиком не исполнены.

В связи с неисполнением требований дата налоговый орган обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа, который вынесен дата.

Определением мирового судьи от дата судебный приказ отменен по заявлению должника. Настоящее административное исковое заявление направлено в суд дата в течение шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа (поступило в суд дата).

Довод апелляционной жалобы на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском со ссылкой на то, что указанный срок в целом составляет 6 месяцев, включая срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с административным иском после отмены судебного приказа, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем подлежит отклонению как несостоятельный.

Так, согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.

Абзацем третьим пункта 2 указанной статьи установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материала усматривается, что налоговый орган просил выдать судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налога за 2014-2016 годы.

В подтверждение заявленных требований были представлены вышеназванные налоговые уведомления и требования.

Самое раннее требование, которое направлено ФИО1 №... об уплате налога на имущество и земельного налога со сроком уплаты до дата.

Поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения требования, то есть до дата, сумма налогов не превысила 3 000 руб., налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, то есть до дата.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа дата (список заказных почтовых отправлений, находящийся в административном деле №... о вынесении судебного приказа), то есть с соблюдением срока, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Валовой Юлии Анатольевны без удовлетворения.

Председательствующий                        Ф.Ф. Сафин

Судьи                                 Т.А. Бураншин

Г.Р. Кулова

Справка: судья Фахрутдинова Р.Ф.

33а-6513/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №4 по РБ
Ответчики
Валова Юлия Анатольевна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Бураншин Тимур Ахметшакирович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
17.03.2020Передача дела судье
15.04.2020Судебное заседание
17.06.2020Производство по делу возобновлено
17.06.2020Судебное заседание
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2020Передано в экспедицию
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее