Решение по делу № 33а-2848/2018 от 19.07.2018

Дело № 2а-2838/2018 Председательствующий – судья Иванова И.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2848/2018

г. Брянск     4 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Мариной Ж.В.

судей Киселевой Е.А., Алейниковой С.А.

при секретаре Голодухиной А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Алексеева Николая Александровича на решение Советского районного суда г. Брянска от 17 мая 2018 г. по административному иску Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к Брянской городской администрации о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, возложении обязанности согласовать проведение публичных мероприятий.

Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., объяснения представителя Брянской городской администрации Китиной Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алексеев Н.А., Моляков С.А. и Михайлова С.А. обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ главе Брянской городской администрации поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- пикетированияДД.ММ.ГГГГ с целью выступления с осуждением решения российских властей о блокировке популярного Интернет-портала ЛГБТ-сообщества GAY.ru. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно проходить на площади Революции в г. Брянске с 9 часов до 10 часов, с предполагаемым количеством участников до 200 человек;

- пикетирования ДД.ММ.ГГГГ, с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по статье 121 Уголовного кодекса РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно проходить на площади Революции в г. Брянске с 12 часов до 13 часов, с предполагаемым количеством участников до 200 человек;

- шествие ДД.ММ.ГГГГ с цельюпривлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению шествие должно проходить по ул. Фокина от проспекта Станке Димитрова до ул. Калинина г. Брянска с 13 часов до 15 часов, с предполагаемым количеством участников до 200 человек.

ДД.ММ.ГГГГ глава Брянской городской администрации уведомил истцов об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий.

Административные истцы полагают, что указанное решение Брянской городской администрации принято с нарушением норм материального права, в том числе норм международного права, а мотивы отказа в проведении публичных мероприятий считают неправомерными.

Административные истцы просили суд признать незаконным отказ главы Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании заявленных ими публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований; обязать Брянскую городскую администрацию согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 17 мая 2018 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Алексеев Н.А. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, включая нормы международного права.Считает, что суд не принял во внимание ссылки административных истцов на предмет соответствия обжалуемого решения Брянской городской администрации постановлениям Европейского Суда по правам человека, признающих недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Полагает, что администрация нарушила п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку не согласовала ни одно из предложенных мест или маршрутов проведения публичных мероприятий без указания мотивов невозможности проведения мероприятий и не предложила административным истцам альтернативных мест или маршрутов их проведения.

При подаче апелляционной жалобы административными истцами Алексеевым Н.А., Моляковым С.А., Михайловой С.А. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в апелляционной инстанции в их отсутствие. Судебная коллегия удовлетворила заявленное ходатайство.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Брянской городской администрации Китиной Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГАлексеев Н.А., как организатор публичных мероприятий, обратился в Брянскую городскую администрацию с уведомлениями о проведении трех публичных мероприятий:

- пикетированияДД.ММ.ГГГГ с целью выступления с осуждением решения российских властей о блокировке популярного Интернет-портала ЛГБТ-сообщества GAY.ru. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно проходить на площади Революции в г. Брянске с 9 часов до 10 часов, с предполагаемым количеством участников до 200 человек;

- пикетирования ДД.ММ.ГГГГ с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по статье 121 Уголовного кодекса РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению пикетирование должно проходить на площади Революции в г. Брянске с 12 часов до 13 часов, с предполагаемым количеством участников до 200 человек;

- шествие ДД.ММ.ГГГГ с цельюпривлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению шествие должно проходить по ул. Фокина от проспекта Станке Димитрова до ул. Калинина г. Брянска с 13 часов до 15 часов, с предполагаемым количеством участников до 200 человек.

Сообщением главы Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Алексееву Н.А. отказано в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, поскольку цели их проведения нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», поскольку мероприятия направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальныхотношений. В связи с тем, что на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по принятию мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а организаторы не могут гарантировать при проведении пикетирований и шествия защиту детей от информации, носящей вред их здоровью, следовательно, проведение данных мероприятий нарушает положения вышеуказанных Федеральных законов.

Суд, отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу о том, что заявленные административными истцами цели публичных мероприятий были сформулированы таким образом, что давали органу местного самоуправления основания для выводов об их несоответствии положениям Конституции Российской Федерации и нарушении запретов, предусмотренных Федеральными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Проведение публичного мероприятия основывается, в том числе на принципе законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», далее также – Закон № 54-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Административный ответчик, отказывая в согласовании публичных мероприятий, сослался на то, что организаторы не могут гарантировать при проведении заявленных мероприятий защиту детей от информации, наносящей вред здоровью, что приведет к нарушению положений Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

На основании ч.1 и ч.2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение (п. 1).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п. 2).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 названного закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. Такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций (ч. 3 ст. 16 Закона № 436-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо за навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Проанализировав содержание сообщения Брянской городской администрации по результатам рассмотрения уведомления Алексеева Н.А. о проведении публичных мероприятий, соотнеся их с целями данных мероприятий, и дав им оценку на соответствие действующему законодательству, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что административным ответчиком не было допущено нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Цели проведения заявленных административными истцами публичных мероприятий предполагают распространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей определенный интерес к таким отношениям. При этом распространение этой информации предполагалось не только среди лиц, участвующих в мероприятиях, но и среди иных лиц, не участвующих в них.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Брянской области от 2 ноября 2016 г. № 87-З «О регулировании некоторых вопросов проведения публичных мероприятий на территории Брянской области» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, дополнительно к местам, определенным Федеральным законом о публичных мероприятиях (за исключением специально отведенных мест, определенных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи), в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся, в том числе, здания, занимаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, детскими учреждениями, медицинскими и образовательными организациями, учреждениями культуры, социальной защиты населения, физкультурно-оздоровительными и спортивными организациями, а также территории, прилегающие к указанным зданиям на расстояние 100 метров от любой точки периметра здания.

В связи с тем, что судом первой инстанции не в полном объеме были установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, в соответствии с ч. 2 ст. 308 КАС РФ, судом апелляционной инстанции были приняты новые доказательства – скриншоты с публичной карты города Брянска публичных мест, где планировались к проведению административными истцами публичные мероприятия. Из указанных письменных доказательств следует, что в 49 метрах от ул. Фокина г. Брянска, по которой предполагалось проведение истцами шествия, расположен детский сад № 25 «Подснежник», в 38 метрах роддом № 2, в 24 метрах Брянский городской академический хор, в 7 метрах Современная гуманитарная академия, в 43 метрах школа № 2 им. Кравцова, в 7 метрах поликлиника № 4, в 6 метрах театр драмы им. А.К. Толстого.

Указанные мероприятия намечались к проведению в дневное время в публичных местах, предназначенных для посещения, в том числе и несовершеннолетними детьми. Проведение мероприятий в этих местах, безусловно, означало, что информация о нетрадиционных сексуальных отношениях, распространение которой предполагают цели этих мероприятий, станет доступной, в том числе и для несовершеннолетних лиц, находящихся в местах проведения этих мероприятий и рядом с ними. Однако распространение при указанных обстоятельствах такой информации, вызывающей интерес к названным отношениям, безусловно, нарушает запреты на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, установленные вышеприведенным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заявленные цели публичных мероприятий были сформулированы административными истцами так, что давали административному ответчику основания для выводов об их несоответствии положениям Конституции Российской Федерации и нарушении запретов, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку фактически направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в местах нахождения несовершеннолетних.

Обоснованно установив такое несоответствие целей заявленных публичных мероприятий законодательству Российской Федерации, орган местного самоуправления уведомил об этом административных истцов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтены нормы международного права и позиции Европейского Суда по правам человека, а также судебные акты Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, так как несогласование публичных мероприятий было обусловлено не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способному причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.

Довод апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком не исполнена обязанность предложения альтернативного места проведения публичных мероприятий, не может быть принят во внимание в связи с тем, что цели публичных мероприятий, о которых были заявлены Алексеевым Н.А., не соответствовали положениям Конституции Российской Федерации и нарушали запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административном правонарушении.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 17 мая 2018 г. по административному иску Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к Брянской городской администрации о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, возложении обязанности согласовать проведение публичных мероприятий оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Ж.В. Марина

Судьи     Е.А. Киселева

С.А. Алейникова

33а-2848/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеев А.Н., Моляков С.А., Михайлова С.А.
Ответчики
Брнская городская администрация
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
19.07.2018[Адм.] Передача дела судье
07.08.2018[Адм.] Судебное заседание
04.09.2018[Адм.] Судебное заседание
12.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее