Судья Пешкова Е.В.
Дело № 33-14/2021
Дело № 2-562/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 января 2021 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Тараника В.Ю., Коневой О.А.,
при секретаре Шаховой И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «Экспресс Смидович», общества с ограниченной ответственностью «Комфорт» на решение Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 24.09.2020, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс Смидович», обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство», обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт», обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экспресс Смидович» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) на эксплуатируемых котельных на территории муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО и на территории муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) для котельных: котельная № 5 (п. Смидович, ул. 30 лет Победы, 9), котельная № 10 (с. Песчаное, ул. Урминская, 2 «а»), котельная № 2 (п. Смидович, ул. Советская, 42 «а»), котельная № 8 (п. Смидович, ул. Чкалова, 34 «а») в размере 70% потребности в отопительном периоде 2020-2021 гг.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Комфорт» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) для котельных: котельная № 4 (п. Смидович, ул. Лермонтова 2 «б»), котельная с. Аур (с. Аур, ул. Заводская, 4 «б») в размере 70% потребности в отопительном периоде 2020-2021 гг.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Экспресс» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля):
- на территории муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО для котельных: котельная № 2 «Групповая», котельная № 3 «Поссовет», котельная № 1 «Строительная», котельная № 8 «Больница», котельная № 7 «Школа № 2» в размере 70% потребности в отопительном периоде 2020-2021 гг;
- на территории муниципального образования «Волочаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО для котельных: котельная «Центральная», котельная «База» в размере 70% потребности в отопительном периоде 2020-2021 гг;
- на территории муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО для котельных: котельная «Центральная» № 12 с. Камышовка, котельная № 12 «Детсад» с. Камышовка, котельная «Школа» с. Даниловка, котельная «Администрация» с. Даниловка в размере 70% потребности в отопительном периоде 2020-2021 гг;
- на территории муниципального образования «Волочаевское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО для котельных: котельная «Центральная» № 1 с. Партизанское, котельная № 2 с. Волочаевка-1 в размере 70% потребности в отопительном периоде 2020-2021 гг.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Экспресс Смидович», общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство», общества с ограниченной ответственностью «Комфорт», общества с ограниченной ответственностью «Экспресс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей в долевом порядке, то есть по 75 рублей с каждого.
Исковые требования прокурора Смидовичского района в интересах неопредёленного круга лиц к администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, администрации муниципального образования «Волочаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, администрации муниципального района «Смидовичский муниципальный район» ЕАО об обязании к совершению определённых действий оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения прокурора Кишкуновой Л.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с исками в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс Смидович» (далее - ООО «Экспресс Смидович»), обществу с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - ООО «Южное ЖКХ»), обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт» (далее - ООО «Комфорт»), обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс» (далее - ООО «Экспресс») об обязании к совершению определённых действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района в ходе проверки выявлены нарушения законодательства со стороны ответчиков в части своевременного накопления запаса топлива при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 гг. Ресурсоснабжающая организация ООО «Экспресс Смидович» осуществляет деятельность по предоставлению услуг теплоснабжения на территориях муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - МО «Приамурское городское поселение») и муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - МО «Смидовичское городское поселение»). Ресурсоснабжающие организации ООО «Южное ЖКХ» и ООО «Комфорт» осуществляют деятельность по предоставлению услуг теплоснабжения на территории МО «Смидовичское городское поселение». Ресурсоснабжающая организация ООО «Экспресс» осуществляет деятельность по предоставлению услуг теплоснабжения на территориях муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - МО «Николаевское городское поселение»), муниципального образования «Волочаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - МО «Волочаевское городское поселение»), муниципального образования «Волочаевское сельское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - МО «Волочаевское сельское поселение»), муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - МО «Камышовское сельское поселение»). Указанными ресурсоснабжающими организациями не приняты меры по недопущению нарушения сроков подготовки котельных к предстоящему отопительному периоду 2020-2021 гг в части накопления 70% запаса твёрдого топлива (угля). Запас топлива для теплогенерирующих установок централизованного теплоснабжения (котельных), эксплуатируемых на территории муниципальных образований, к предстоящему отопительному периоду в необходимом количестве не сформирован.
Просил:
- обязать ООО «Экспресс Смидович» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) для эксплуатируемых котельных: на территории МО «Смидовичское городское поселение» в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг, на территории МО «Приамурское городское поселение» в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг;
- обязать ООО «Южное ЖКХ» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) для эксплуатируемых котельных: котельная № 5 (п. Смидович, ул. 30 лет Победы, 9), котельная № 10 (с. Песчаное, ул. Урминская, 2 «а»), котельная № 2 (п. Смидович, ул. Советская, 42 «а»), котельная № 8 (п. Смидович, ул. Чкалова, 34 «а») в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг;
- обязать ООО «Комфорт» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) для эксплуатируемых котельных: котельная № 4 (п. Смидович, ул. Лермонтова, д. 2 «б»), котельная с. Аур (с. Аур, ул. Заводская, 4 «б») в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг;
- обязать ООО «Экспресс» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) для эксплуатируемых котельных:
на территории МО «Николаевское городское поселение» для котельных: котельная № 2 «Групповая», котельная № 3 «Поссовет», котельная № 1 «Строительная», котельная № 8 «Больница», котельная № 7 «Школа № 2» в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг;
на территории МО «Волочаевское городское поселение» для котельных: котельная «Центральная», котельная «База» в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг;
на территории МО «Камышовское сельское поселение» для котельных: котельная «Центральная» № 12 с. Камышовка, котельная № 12 «Детсад» с. Камышовка, котельная «Школа» с. Даниловка, котельная «Администрация» с. Даниловка в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг;
на территории МО «Волочаевское сельское поселение» для котельных: котельная «Центральная» № 1 с. Партизанское, котельная № 2 с. Волочаевка-1 в размере 70% потребности в отопительном сезоне 2020-2021 гг.
Также просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от 07.09.2020 данные гражданские дела соединены в одно производство, гражданскому делу присвоен № 2-562/2020.
Определением суда от 15.09.2020 изменён процессуальный статус администрации МО «Николаевское городское поселение», администрации МО «Приамурское городское поселение», администрации МО «Волочаевское городское поселение», администрации МО «Смидовичское городское поселение», администрации МО «Смидовичский муниципальный район» с третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика на соответчиков.
В судебном заседании прокурор Кобзарь Н.Д. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика ООО «Южное ЖКХ» Латыпов К.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, не устанавливают обязательных правил для теплоснабжающих организаций. На 01.09.2020 ООО «Южное ЖКХ» имело 79% от 45-дневного запаса топлива. Остальной запас топлива должен быть поставлен в соответствии с заключённым договором с ООО «Прогресс». Имеющегося в запасе топлива достаточно, чтобы обеспечить бесперебойное отопление котельных до подхода следующих партий топлива по договору.
Представитель ответчика ООО «Комфорт» Марковицкая Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что 45-дневный нормативный запас топлива для котельных имеется. Указала, что ссылка прокурора на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, является необоснованной, поскольку данные Правила не распространяются на коммерческие организации.
Представитель ответчика администрации МО «Смидовичское городское поселение» Шашко Н.О. с исковыми требованиями прокурора в части обязания ресурсоснабжающих организаций обеспечить накопление 70% запасов топлива согласилась. Указала, что исковые требования к администрации МО «Смидовичское городское поселение» удовлетворению не подлежат, поскольку до настоящего времени муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения на территории Смидовичского городского поселения, находится в пользовании ООО «Южное ЖКХ», ООО «Комфорт», ООО «Экспресс Смидович». Решения Арбитражного суда ЕАО, которыми признаны недействительными заключённые между администрацией и ресурсоснабжающими организациями договоры аренды, в законную силу не вступили.
Представители ответчиков ООО «Экспресс», ООО «Экспресс Смидович»,представители ответчиков администрации МО «Николаевское городское поселение», администрации МО «Волочаевское городское поселение», администрации МО «Приамурское городское поселение», администрации МО «Смидовичский муниципальный район» ЕАО, представители третьих лиц администрации МО «Камышовское сельское поселение», администрации МО «Волочаевское сельское поселение» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ООО «Экспресс» Марчак С.В. возражал относительно удовлетворения исковых требований прокурора. Указал, что на территории МО «Николаевское городское поселение» общество осуществляет свою деятельность на основании концессионного соглашения от 05.03.2018. На территории МО «Волочаевское городское поселение» ООО «Экспресс» осуществляло свою деятельность на основании договора аренды от 13.11.2017 № 9, который решением Арбитражного суда ЕАО от 03.09.2020 № А16-1785/2020 признан недействительным, собственнику возвращено муниципальное имущество. На территории МО «Волочаевское сельское поселение» и МО «Камышовское сельское поселение» ООО «Экспресс» осуществляло свою деятельность на основании договора аренды от 15.09.2017 № 33, который решением Арбитражного суда ЕАО от 30.06.2020 № А16-1305/2020 признан недействительным. Таким образом, ООО «Экспресс» не является ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, указал, что единственным действующим нормативным правовым актом, определяющим нормативные запасы топлива, является Приказ Минэнерго от 10.08.2012 № 377. Данный документ не предусматривает норматив запаса топлива в размере 70% от потребности в отопительный период. Постановление Госстроя № 170 фактически утратило свою силу и в настоящее время не применяется.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ООО «Экспресс Смидович» Марчак С.В. возражал относительно удовлетворения исковых требований прокурора, указывая на то, что срок действия договора аренды муниципального имущества от 29.07.2019 № 1/5/2019 истёк на дату подачи искового заявления. Имущество возвращено собственнику, в связи с чем общество не является ресурсоснабжающей организацией на территории МО «Смидовичское городское поселение». На территории МО «Приамурское городское поселение» общество осуществляет свою деятельность в период с 10.10.2019 по настоящее время на основании договоров аренды муниципального имущества от 10.10.2019 со сроком действия по 30.05.2020 и от 30.05.2020 со сроком действия - до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении арендуемого имущества.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «Экспресс Смидович» Умец Д.В. просила принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Мотивируя жалобу, указала, что суд первой инстанции не рассмотрел заявленное представителем ООО «Экспресс Смидович» в письменном отзыве ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, обеспечивающего контроль за проведением подготовки объектов энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения к осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг. Также суд не истребовал у данного управления письменную позицию по вопросу накопления запаса топлива.
Суд не оценил доводы ответчика о невозможности применения положений пункта 2.6.10 Приказа Госстроя России от 27.09.2003 № 170 в части накопления 70% запаса топлива к началу отопительного периода, в связи с тем, что в настоящее время действуют иные нормативные акты.
Указала, что Приказ Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 является единственным федеральным нормативным актом, регулирующим вопросы определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, который не предусматривает необходимость создания запаса твёрдого топлива в размере 70% от потребности отопительного периода.
Суд первой инстанции также не принял во внимание Постановление Правительства ЕАО от 08.06.2020 № 203-пп «Об итогах прохождения осенне-зимнего отопительного периода 2019-2020 года и планах подготовки к предстоящему отопительному периоду 2020-2021 года», где указано о необходимости обеспечения накопления 45-дневного запаса топлива.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Экспресс Смидович» представитель ООО «Экспресс» Марчак С.В. согласился с изложенной в ней позицией.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Экспресс Смидович» помощник прокурора Смидовичского района Плющева Н.С. с её доводами не согласилась.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Комфорт» Марковицкая Н.А. просила отменить решение суда, в удовлетворении иска к ООО «Комфорт» отказать.
Мотивируя апелляционную жалобу, указала, что решением Арбитражного суда ЕАО от 03.09.2020 договор аренды муниципального имущества от 15.09.2017 № 4/1/17 признан недействительным, на ООО «Комфорт» возложена обязанность возвратить имущество администрации МО «Смидовичское городское поселение».
Намерений заключить новый договор аренды администрация МО «Смидовичское городское поселение» не имеет.
Поскольку после вступления решения Арбитражного суда в законную силу имущество будет возвращено собственнику, оснований для возложения обязанности к накоплению 70% запаса твёрдого топлива на ООО «Комфорт» не имеется.
Суд первой инстанции отказал в приостановлении производства по настоящему делу, однако мотивированное определение в адрес ООО «Комфорт» не направлено.
Суд не оценил то обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего дела на предприятии имелся нормативный запас топлива к началу отопительного сезона, предусмотренный приказами Минэнерго РФ от 24.03.2003, от 04.09.2008 № 66, от 10.08.2012 № 377.
Положения пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, не могут быть применены в отношении ООО «Комфорт», поскольку в соответствии с преамбулой данные правила обязательны только для органов исполнительной власти субъектов РФ, органов государственного контроля и надзора, органов местного самоуправления.
Также судом не приняты во внимание доводы представителя ООО «Комфорт» о том, что вышеуказанные Правила относятся только к жилищному фонду, вместе с тем общество оказывает услуги не только населению, но и организациям различных форм собственности.
Кроме того, данные Правила не устанавливают обязательных условий для теплоснабжающих организаций.
В данном случае возникшие правоотношения регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении», в соответствии с которым утверждение нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Комфорт» помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Плющева Н.С. указала, что в апелляционной жалобе не приведено оснований для отмены постановленного судебного акта.
В суде апелляционной инстанции прокурор Кишкунова Л.Е. возражала относительно удовлетворения апелляционных жалоб, просила решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав пояснения прокурора Кишкуновой Л.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 20Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надёжности их теплоснабжения с учётом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надёжности теплоснабжения потребителей.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надёжности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7 части 5 статьи 20 указанного закона); обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей (пункт 8 части 5 статьи 20 указанного закона).
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в летний период по котельным должен быть осуществлён завоз топлива: твёрдого - в расчёте 70% потребности в отопительном сезоне,жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчёт потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 2.6.10 указанных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твёрдого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утверждён Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, согласно пункту 2 которогонорматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно пункту 11 указанного Порядка НЭЗТ необходим для надёжной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При этом, согласно пункту 21 данного Порядка для расчёта размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твёрдому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,согласно договору аренды от 02.07.2020 № <...> администрация МО «Смидовичское городское поселение» передала во временное пользование ООО «Экспресс Смидович» имущество казны городского поселения, в том числе котельную № 9 (п. Смидович, ул. Карла Либкнехта, 5 «а»), котельную № 14 (п. Смидович, ул. Октябрьская, 18 «а»), котельную № 1 (п. Смидович, ул. Дзержинского, 2 «г»), котельную № 3 (п. Смидович, ул. 30 лет Победы, 19), для оказания населению Смидовичского городского поселения жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению. Срок действия договора с 02.07.2020 по 31.07.2020 до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.
02.09.2020 между администрацией МО «Смидовичское городское поселение» и ООО «Экспресс Смидович» заключён договор аренды муниципального имущества № <...>, сроком действия с 02.09.2020 по 01.10.2020до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.
В суд апелляционной инстанции также представлен договор аренды указанного муниципального имущества от 02.10.2020, заключённый между администрацией МО «Смидовичское городское поселение» и ООО «Экспресс Смидович», срок действия которого определён сторонами с 02.10.2020 по 01.06.2021.
Кроме того, на основании договора аренды от 30.05.2020 № <...> администрацией МО «Приамурское городское поселение» передано ООО «Экспресс Смидович» во временное пользование последнего имущество казны городского поселения, в том числе котельные, для оказания населению Приамурского городского поселения жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению. Срок действия договора установлен сторонами до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем централизованного теплоснабжения.
Представленным в суд апелляционной инстанции договором от 30.09.2020 № <...>, заключённым междуадминистрацией МО «Приамурское городское поселение» и ООО «Экспресс Смидович», подтверждается предоставление обществу во временное пользование имущества казны городского поселения,в том числе котельных, для оказания населению Приамурского городского поселения жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению. Срок действия договора определён сторонами с 01.10.2020 по 30.12.2020. Дополнительным соглашением от 04.12.2020 срок действия договора определён с 01.10.2020 до <...>.
На основании договора аренды от 15.09.2017 № <...> администрацией МО «Смидовичское городское поселение» передано в аренду ООО «Южное ЖКХ» имущество для оказания населению Смидовичского городского поселения жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению: котельная № 2 (ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Советская, д. 42 «а»), котельная № 5 (ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. 30 лет Победы, д. 9), котельная № 8 (ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Чкалова, д. 34 «а»), котельная № 10 (ЕАО, Смидовичский район, с. Песчаное, ул. Урминская, д. 2 «а»). По условиям договора его действие распространяется до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющихся собственностью МО «Смидовичское городское поселение».
Решением Арбитражного суда ЕАО от 22.09.2020 указанный договор аренды муниципального имущества признан недействительным, на ООО «Южное ЖКХ» возложена обязанность возвратить администрации МО «Смидовичское городское поселение» муниципальное имущество. Указанное решение Арбитражного суда ЕАО не вступило в законную силу.
Согласно договору аренды от 15.09.2017 № <...> администрация МО «Смидовичское городское поселение» передала во временное пользование ООО «Комфорт» имущество казны городского поселения, в том числе котельную № 4 (п. Смидович, ул. Лермонтова, 2 «б»), котельную с. Аур (с. Аур, ул. Заводская, 4 «б») для оказания населению Смидовичского городского поселения жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. Действие договора определено сторонами до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющихся собственностью МО «Смидовичское городское поселение».
Решением Арбитражного суда ЕАО от 03.09.2020 указанный договор аренды муниципального имущества признан недействительным, на ООО «Комфорт» возложена обязанность возвратить администрации МО «Смидовичское городское поселение» муниципальное имущество.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2021 вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения.
Материалы дела также содержат концессионное соглашение, заключённое 05.03.2018 между администрацией МО «Николаевское городское поселение» и ООО «Экспресс» на срок с 01.01.2018 по 31.12.2028, по условиям которого ООО «Экспресс» владеет и пользуется объектами системы теплоснабжения, в том числе котельной № 8 (п. Николаевка, ул. Больничная, 16 «в»), котельной № 1 (п. Николаевка, ул. Строительная, 9 «а»), на территории МО «Николаевское городское поселение».
Кроме того, ООО «Экспресс» по договору аренды муниципального имущества от 13.10.2017 № <...> приняло во временное пользование и владение объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для предоставления услуг теплоснабжения на территории Волочаевского городского поселения, в том числе котельные «Центральная» и «База». Данный договор действует с 13.10.2017 до заключения концессионного соглашения в отношении арендуемого имущества.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда ЕАО от 03.09.2020 вышеуказанный договор аренды муниципального имущества признан недействительным, на ООО «Экспресс» возложена обязанность возвратить администрации МО «Смидовичское городское поселение» муниципальное имущество.
На основании договора аренды от 15.09.2017 № <...>, заключённого между КУМИ администрации МО «Смидовичский муниципальный район» и ООО «Экспресс», общество приняло объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для предоставления услуг теплоснабжения на территориях Волочаевского сельского поселения и Камышовского сельского поселения. Срок действия данного договора - с 15.09.2017 до заключения концессионного соглашения в отношении арендуемого имущества.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда ЕАО от 29.06.2020 вышеуказанный договор аренды муниципального имущества признан недействительным, на ООО «Экспресс» возложена обязанность возвратить администрации МО «Смидовичский муниципальный район» муниципальное имущество.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиками не оспаривалось, что на эксплуатируемых котельных отсутствует запас твёрдого топлива в количестве не менее 70% потребности отопительного сезона 2020-2021 годов.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ООО «Экспресс Смидович», ООО «Южное ЖКХ», ООО «Комфорт», ООО «Экспресс» не представлены доказательства, подтверждающие факт передачи муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, его собственникам, вышеуказанные ответчики являются ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем они обязаны обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей на территории муниципальных образований. Оснований для возложения указанной обязанности на администрации муниципальных образований суд первой инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по обеспечению запаса топлива не менее 70% потребности отопительного сезона возложена законом именно на ресурсоснабжающие организации.
Также судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения такой обязанности на органы местного самоуправления.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии законодательно установленной обязанности по обеспечению топливом котельных до начала отопительного сезона - не ниже 70% потребности отопительного сезона противоречат нормам действующего законодательства.
Отсутствие в преамбуле Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, указания на то, что данный нормативный правовой акт обязателен не только для органов исполнительной власти субъектов РФ, органов государственного контроля и надзора, органов местного самоуправления, но и для теплоснабжающих, в том числе коммерческих, организаций, не означает, что требования Правил не подлежат выполнению последними. Указанные Правила регламентируют требования к установлению готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства в зимних условиях в целях надёжной и стабильной работы котельных.
Кроме того, Правила являются действующим нормативным правовым актом, который зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 15.10.2003 (регистрационный номер 5176) и опубликован в издании «Российская газета» 23.10.2003 № 214 (дополнительный выпуск). Таким образом, соблюдение требований нормативного правового акта является обязательным для всех юридических и физических лиц независимо от их категории и от видов осуществляемой ими деятельности.
Согласно Указу Президента РФ от 01.11.2013 № 819 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем указанные Правила изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий.
Также судебная коллегия считает, что наличие на котельных запаса твёрдого топлива в размере не ниже 70% от потребности отопительного сезона требуется не только для удовлетворения потребностей жилищного фонда, но и для удовлетворения потребителей других сфер.
Вместе с тем судебная коллегия считает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы ООО «Комфорт» об отсутствии у данной организации обязанности к накоплению запаса твёрдого топлива не ниже 70% потребности отопительного сезона, в связи с признанием арбитражным судом недействительным договора аренды муниципального имущества от 15.09.2017 № <...>.
В силу пунктов 1, 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции 12.01.2021 Шестым арбитражным апелляционным судом рассмотрена апелляционная жалоба администрации МО «Смидовичское городское поселение» на решение Арбитражного суда ЕАО от 10.09.2020 по делу № А16-2070/2020. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Согласно ответу на запрос суда апелляционной инстанции администрации МО «Смидовичское городское поселение» от 25.01.2021 № <...> ООО «Комфорт» не передало в администрацию городского поселения муниципальное имущество, общество продолжает осуществлять свою деятельность на территории п. Смидович и с. Аур по договору от 15.09.2017 № <...>. С иной организацией договор не заключён.
Вместе с тем, принимая во внимание положения статьи 167 ГК РФ, несмотря на то, что ООО «Комфорт» не осуществило передачу администрации МО «Смидовичское городское поселение» имущества, предназначенного для осуществления теплоснабжения на территории п. Смидович и с. Аур, предусмотренных законом оснований для возложения на ООО «Комфорт» обязанности по обеспечению наличия на котельных запаса твёрдого топлива в размере не ниже 70% от потребности отопительного сезона не имеется, поскольку недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью.
Таким образом, решение суда в части удовлетворения иска к ООО «Комфорт» подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Наличие решений Арбитражного суда ЕАО о признании недействительными договоров аренды, заключённых с ООО «Экспресс» и ООО «Южное ЖКХ», ввиду отсутствия соответствующих доводов апелляционных жалоб, принимая во внимание наличие угрозы прекращения подачи тепла в зимнее время года, не является основанием для отмены либо изменения решения суда в указанной части.
Довод апелляционной жалобы ООО «Экспресс Смидович» о том, что суд первой инстанции не рассмотрел заявленное обществом ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО является необоснованным, поскольку опровергается имеющимся в материалах дела определением суда от 24.09.2020 об отказе в удовлетворении указанного ходатайства (л.д. 85 том 2).
При таких обстоятельствах, оснований для истребования у управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО письменной позиции по настоящему делу у суда первой инстанции не имелось.
Ссылки в апелляционной жалобе ООО «Экспресс Смидович» на технические описки, допущенные прокурором в исковом заявлении, не влияют на правильность вынесенного решения в указанной части.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции в части удовлетворения искового требования прокурора к ООО «Комфорт» об обязании обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с отказом в удовлетворении иска к ООО «Комфорт» с последнего не подлежит взысканию государственная пошлина. Следовательно, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ООО «Экспресс», ООО «Экспресс Смидович», ООО «Южное ЖКХ» - по 100 рублей с каждого из указанных ответчиков. Таким образом, 11 абзац резолютивной части решения подлежит изложению в новой редакции.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смидовичского районного суда ЕАО от 24.09.2020 в части удовлетворения искового требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт» об обязании обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) отменить, вынести в указанной части новое решение, которым:
В удовлетворении иска прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области об обязании общества с ограниченной ответственностью «Комфорт» обеспечить накопление запаса твёрдого топлива (угля) для котельных: котельная № 4 (п. Смидович, ул. Лермонтова 2 «б»), котельная с. Аур (с. Аур, ул. Заводская, 4 «б») в размере 70% потребности в отопительном периоде 2020-2021 гг отказать.
Изложить 11 абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Экспресс Смидович», общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство», общества с ограниченной ответственностью «Экспресс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей в долевом порядке, то есть по 100 рублей с каждого.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экспресс Смидович» - без удовлетворения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комфорт» считать удовлетворённой.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи В.Ю. Тараник
О.А. Конева