РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года г. Королев
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Колпаковой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-267/2024 по исковым заявлениям ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО3, и ФИО2 к Администрации городского округа Королёв Московской области о возложении обязанности внести изменения в дорожную разметку и установить дорожные знаки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Королёв Московской области, в котором просит возложить на ответчика обязанность внести изменения в дорожную разметку, на которой находится парковочный карман, расположенный по адресу: <адрес> установив дорожные знаки, позволяющие пользоваться указанным парковочным карманом не только водителям автобусов, но и водителям всех транспортных средств.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что является сотрудником ООО «АНТЕС», офис которого находится по адресу: <адрес> Начиная с 04.08.2022 г. при открытых окнах в кабинете невозможно находится, так как в парковочном кармане, находящемся в 15 метрах от стены здания в течении всего рабочего дня стоят автобусы с включенными двигателями, в результате чего в помещение попадают выхлопные газы и постоянно стоит шум. Кроме того, поскольку данный парковочный карман стал использоваться только для парковки автобусов, ей и сотрудникам офиса стало не хватать места для парковки автомобилей. Организация автобусной парковки создала дополнительные неудобства сотрудникам офиса и посетителям торгового центра, а также жителям близлежащих домов.
В суд также с аналогичными исковыми заявлениями обратились ФИО4, ФИО5, ФИО3, и ФИО2 Дела по указанным искам были объединены судом в одно производство.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске и письменных объяснениях, и пояснила, что в данном случае она, а также неограниченный круг лиц не могут пользоваться парковочным карманом, который является частью дороги, и расположен по адресу: <адрес> так как имеющаяся дорожная разметка и знак 5.14.1. не позволяет заехать в указанный парковочный карман, не нарушая правил дорожного движения, за исключением водителей автобусов.
Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО3, и ФИО2 в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации городского округа Королёв Московской области просил в удовлетворении иска отказать и указал, что ответчик не нарушает прав истцов, которыми выбран ненадлежащий способ защиты прав. Если истцов не устраивают ответы администрации, они должны были их обжаловать. В иске не указано, каким образом должна быть приведена разметка, если удовлетворить требования, то нужно будет полностью убрать полосу общественного транспорта, для этого не проведены никакие исследования, как это повлияет на права других лиц. При уборке полосы увеличится время маршрута автобуса, это повлияет на транспортную безопасность.
Представитель 3-го лица Отдела ГИБДД УМВД России по городскому округу Королёв в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Как установлено в пункте 1.1 Правилах дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 02.06.2023) "Парковка (парковочное место)" - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Из материалов дела, в том числе из поученных по запросам суда Проекта организации дорожного движения и Схемы размещения технических средств организации дорожного движения на <адрес> организованы парковочные карманы, являющиеся элементом автомобильной дороги и предназначенные для проковки неограниченного круга лиц. Оснований сомневаться в достоверности представленных по судебным запросам сведений у суда не имеется.
При этом, из представленных доказательств не следует, что в отношении указанных парковочных карманов установлены какие-либо ограничения по использованию. Доводы ответчика о том, что данные парковочные карманы предназначены для парковки неограниченного круга лиц не опровергнуты.
Доводы иска заключаются в том, что пользованию парковочным карманом по адресу: <адрес> препятствует дорожная разметка, позволяющая пользоваться парковкой только водителям автобусов.
Из приведенных выше Схемы и Проекта действительно следует, что к парковочному карману по адресу: <адрес>, слева, со стороны проезжей части непосредственно прилегает полоса движения с дорожной разметкой 5.14.1 "Полоса для маршрутных транспортных средств".
Между тем, полоса для маршрутных транспортных средств на указанному участке дороги по проспекту Космонавтов выделена с применением разметки 1.5, 1.6, что не исключает возможности осуществления заезда на организованную парковку, расположенную справа от полосы для маршрутных транспортных средств.
Таким образом, в данном случае судом не установлено факта нарушения прав истцов либо неограниченного круга лиц имеющейся дорожной разметкой.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в данном случае истцами был избран не верный способ защиты предполагаемо нарушенных прав.
Так, согласно статьям 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"),
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм права следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения входит в компетенцию органа местного самоуправления.
Согласно статье 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В силу ч. 2 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.
Подготовка проектов и схем организации дорожного движения осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 17.03.2015 г. N 43.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены способы защиты прав, в том числе предусмотрена защита права собственности от нарушений не связанных с лишением владения. В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В данном случае требования истцов об устранении нарушения их прав путем внесения изменения в дорожную разметку фактически направлены на изменение организации дорожного движения на указанном участке дороги.
Между тем, разработка схемы расположения дорожной разметки, в соответствии с которой производится осуществляется дорожное движение, осуществляется при соблюдении определенной процедуры, с учетом документов территориального планирования, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения; общих сведений о территории (размер, функциональное зонирование, численность населения и др.); классификации и характеристики дорог, дорожных сооружений. Таким образом, расположение дорожной разметки не может быть произведено произвольно, а осуществляется в результате комплексной деятельности уполномоченных органов. Вместе с тем каких-либо проектных решений и исследований, отвечающих требованиям вышеуказанных Правил, в обоснование заявленных требований истцами не представлено.
Существующая дислокация технических средств организации дорожного движения, в том числе схема дорожной разметки, утверждена уполномоченным органом местного самоуправления в пределах компетенции, определенной ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Соответствующие полномочия по разрешению вопросов местного значения предоставлены органу местного самоуправления. Каких-либо доказательств организации ответчиком дорожного движения на спорном участке с нарушением норм действующего законодательства и требований ГОСТ суду не представлено. Кроме того вопрос соответствия организации дорожного движения обязательным требованиям, как требующий специальных познаний, может быть подтвержден лишь специальными средствами доказывания, о получении которых истцом не заявлено.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что организация дорожного движения, направленная на безопасность транспортного потока в целом, не может учитывать отдельные интересы каждого участника дорожного движения.
При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО3, и ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа Королёв Московской области о возложении обязанности внести изменения в дорожную разметку и установить дорожные знаки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королёвский городской суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 04.03.2024 г.