Решение по делу № 33а-2243/2017 от 25.08.2017

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард                   21 сентября 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:

председательствующего Мосиявич С.И.,

судей коллегии Домрачева И.Г. и Семейкиной С.А.

при секретаре Бордиян В.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлениюпрокурора города Салехард Назаренко Д.Г. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 9 июня 2017 г.по административному иску заместителя генерального директора акционерного общества «Салехардэнерго» Майлатова Евгения Леонидовича о признании незаконным предостережения заместителя прокурора города Салехард Мацегора А.С. от 2 ноября 2016 г. .

Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия

установила:

в обоснование административного иска Майлатов Е.Л. привёл следующие доводы и основания.

02.11. 2016 ему (Майлатову) как должностному лицу, с 01.12. 2011 занимающему должность заместителя генерального директора по коммерческим вопросам, заместителем прокурора г. Салехарда Мацегорой А.С. вынесено предостережение о недопустимости нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части приостановления поставки коммунальных ресурсов в жилое помещение дома по <адрес>.

Предостережение получено АО «Салехардэнерго» 03.11. 2016. АО «Салехардэнерго» (правопреемник МП «Салехардэнерго») является ресурсоснабжающей организацией на территории г. Салехард и имеет статус гарантирующего поставщика.

Порядок предоставления коммунальных услуг определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 , действующими на момент вынесения предостережения.

По мнению заявителя, прокурор, ссылаясь на Правила, в предостережении сделал необоснованный вывод о том, что АО «Салехардэнерго», являясь ресурсоснабжающей организацией, не вправе предупреждать потребителя Степанова В.В. уведомлением от 03.06. 2016 о возможном приостановлении оказания коммунальных услуг по мотиву наличия задолженности по оплате коммунальных на 01.06. 2016 в размере <данные изъяты> Данный вывод противоречит тем же Правилам.

Административный истец, заинтересованное лицо Степанов В.В. в суде участия не принимали, заинтересованное лицо- прокуратура Ямало-Ненецкого АО в суд представителя не направила.

Административный ответчик - зам. прокурора г. Салехард Мацегора А.С. пояснил, что АО «Салехардэнерго» не имеет статуса исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем не может реализовывать предоставленное исполнителю право на ограничение поставляемой коммунальной услуги, ООО «Глобалжилсервис» являясь управляющей компанией многоквартирного дома по <адрес>, фактически состоит в договорных отношениях заинтересованного лица по делу - АО «Салехардэнерго».

Представитель заинтересованного лица - АО «Салехардэнерго» Марченко В.Н. привёл доводы об обоснованности заявленного административного иска.

Суд рассмотрел и разрешил дело с вынесением решения об удовлетворении административного иска.

В апелляционном представлении прокурор г. Салехард Назаренко Д.В., оспаривая выводы суда, послуживших основаниями для удовлетворения административного иска, вновь привел доводы о том, что управляющая компания ООО «Глобалжилсервис» несет обязанности и имеет права, установленные законодательством, в том числе, разделом XI Правил в части приостановления подачи коммунальных услуг. Полагает, что отсутствие заключенного договора между ООО «Глобалжилсервис» и АО «Салехардэнерго» правового значения не имеет, так как с момента начала деятельности по управлению домом между указанными хозяйствующими субъектами сложились договорные отношения в связи с фактическим предоставлением коммунальной услуги.

В возражениях на апелляционное представление административный истец Майлатов Е.Л. и представитель АО «Салехардэнерго» Дубровских А.А. привели доводы о законности решения.

Проверив материалы административного дела, заслушав представителей административных ответчиков: Ощепкову К.К. от прокуратуры г. Салехарда, Давыдову Л.А. от прокуратуры Ямало-Ненецкого АО по доводам апелляционного представления, судебная коллегия пришла к выводу о необоснованности апелляционного представления.

Согласно пункту 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Заместитель прокурора г. Салехард Мацегора А.С. 02.11.2016 за исх. внес предостережение заместителю генерального директора АО «Салехардэнерго» Майлатову Е.Л. о недопустимости нарушений закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части приостановления поставки коммунальных ресурсов в жилое помещение дома <адрес> (далее - Предостережение) (л. 12-15 т.1).

Как следует из Предостережения прокурор руководствовался Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», требованиями, установленными Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 (далее- Правила предоставления коммунальных услуг).

Выводы Предостережения сводятся к тому, что ООО «Глобалжилсервис» является управляющей компанией дома по <адрес> с 14.12. 2015 и исполнителем коммунальных услуг. С этого же времени между управляющей компанией и АО «Салехардэнерго» сложились договорные отношения и именно управляющая компания несёт права и обязанности, в том числе установленные разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг. Поскольку у АО «Салехардэнерго» отсутствует статус исполнителя коммунальной услуги жильцу многоквартирного дома Степанову В.В. незаконно направлено уведомление о возможном приостановлении поставки коммунальных ресурсов в случае неоплаты задолженности.

Проверяя выводы суда и законность вынесенного Предостережения, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, определяется Правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Одной из причин приостановления или ограничения в предоставлении коммунальных услуг является неполная оплата потребителем коммунальных услуг, что дает право исполнителю ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги.

Данное право может быть реализовано: через 30 дней после предварительного уведомления потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, при наличии у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги превышающей 2 месячных размера платы за коммунальную услугу (пункт 117).

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности (пункт 118).

Согласно пункту 119, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в порядке, регламентированном подпунктами «а»-«в» пункта 119.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, АО «Салехардэнерго» (далее - общество) является правопреемником МП «Салехардэнерго» и гарантирующим поставщиком в границах балансовой принадлежности электрических сетей до установления иного. Постановлением Администрации муниципального образования г. Салехард (далее- Администрация г. Салехард) от 27.06.2016 общество определено в качестве единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования г. Салехард, а по постановлению Администрации г. Салехард от 11.07.2016 определено в качестве гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.

Из части 4 Устава общества и приведенных выше постановлений следует, что общество является ресурсоснабжающей организацией.

Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг).

07.09.2016 обществом в адрес Степанова В.В., проживающего в квартире дома по <адрес> направлено уведомление о возможном приостановлении поставки коммунальных услуг в связи с задолженностью перед управляющей организацией «Аккорд» на основании договора уступки прав требования от 11.02.2015 (л. 205 т.1).

Пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг определяет условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, согласно которым.

Применительно к рассматриваемому административному делу предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13).

В соответствии с пунктом 14 управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Пункт 17 предусматривает, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил (подпункт «б»).

Из материалов дела следует, что в период до 01.05.2015 исполнителем предоставления коммунальных услуг в многоквартирный дом по <адрес> являлась ООО «УК «Аккорд» по договорам поставки коммунальных ресурсов заключенных с МП «Салехардэнерго» (т. 1 л. 22-32, 35-47, 50-52, 53-64).

С 01.05.2015 договоры поставки коммунальных ресурсов между хозяйствующими субъектами расторгнуты в порядке пункта 30 Правил, что подтверждается дополнительными соглашениями (т. 1 л. 35, 48).

По договору управления многоквартирным домом от 27.04.2016 управляющей организацией дома по <адрес> является ООО «Глобалжилсервис» (т. 2 л. 18).

Согласно подпункту 3.1.3 указанного Договора управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги Собственнику (нанимателю, арендатору) помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами, в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу (т.2 л.3).

Подпункт 3.1.6 Договора предусматривает, что от своего имени и за свой счет управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами на снабжение коммунальными ресурсами, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг собственникам (нанимателям, арендаторам), в объемах и с качеством, предусмотренными законодательством Российской Федерации, Ямало-Ненецкого АО и договором (т.2 л.4).

Доказательств о наличии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией на снабжение коммунальными ресурсами многоквартирный <адрес> в <адрес> в материалы дела не представлено.

В установленных обстоятельствах, АО «Салехардэнерго» является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного <адрес> в <адрес> и имеет право согласно подпункту «д» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.

Исходя из целей регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг установленный подпунктами «б», «в» пункта 19 Правил срок продолжительностью 3 суток является минимальным сроком, в течение которого потребитель-должник, получивший соответствующее уведомление, может предпринять необходимые действия, направленные на погашение образовавшейся задолженности. В том же случае, если этого сделано не будет в установленный срок (3 суток), исполнитель вправе произвести ограничение либо приостановление поставки коммунальной услуги.

Таким образом, введение ограничения либо приостановления поставки коммунальной услуги исполнителем в срок, превышающий 3 суток с момента вручения уведомления, не может служить основанием для применения к исполнителю мер принуждения со стороны надзорного органа при условии, если на момент ограничения либо приостановления поставки коммунальной услуги потребитель - должник не погасил задолженность за коммунальные услуги и действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не приводят к указанным в пункте 122 Правил последствиям: повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. В рассматриваемом случае приостановление поставки электрической энергии ни к одному из вышеперечисленных последствий не привело.

Как следует из материалов, дела срок оплаты задолженности по коммунальным услугам обществом Степанову В.В. установлен по истечении 20 дней с момента получения уведомления (т.1 л. 205).

Сведения о приостановлении поставки Степанову В.В. коммунальных услуг в материалах дела отсутствуют.

Также отсутствуют сведения о том, что Степанов В.В. не является абонентом по договору энергоснабжения и доказательства в деле, указывающие на то, что безотносительно к субъекту, вынесшему Степанову В.В. уведомление о возможном приостановлении поставки коммунальных ресурсов в случае неоплаты задолженности, отсутствовали основания для его вынесения.

То обстоятельство, что между ресурсоснабжающей и управляющей домом организацией отсутствует факт юридического закрепления отношений, не указывает на отсутствие возникшего гражданско-правового обязательства между абонентом Степановым В.В. и АО «Салехардэнерго».

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Правоотношения по договору энергоснабжения регулируются § 6 главы 30 ГК РФ.

Из пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 541, статьи 544 ГК РФ следует, что абонент по договору энергоснабжения обязан оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, являются в смысле пункта 3 статьи 539 ГК РФ обязательными правилами, принятыми в соответствии с законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, применяемых к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированных ГК РФ.

Кроме того, из смысла пункта 14 Правил по оказанию коммунальных услуг в той части, что управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, следует, что отсутствие названного договора у управляющей организации не предоставляет ей права совершения действий по введению ограничения либо приостановления поставки коммунальной услуги в порядке, предусмотренном Правилами.

Таким образом, доводы административных ответчиков о невозможности применения обществом норм Правил предоставления коммунальных услуг по направлению абоненту письменного предупреждения (уведомления) в ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги в порядке, регламентированном подпунктами «а»-«в» пункта 119 Правил, на законе не основаны.

Руководствуясь статьями 307-308, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 9 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Салехард Назаренко Д.Г. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:            /подписи/

        

        

33а-2243/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Салехардэнерго"
Ответчики
Прокуратура ЯНАО
Прокуратура г. Салехард
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Домрачев Иван Гарриевич
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
25.08.2017[Адм.] Передача дела судье
21.09.2017[Адм.] Судебное заседание
21.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее