Решение по делу № 33-4842/2023 от 11.05.2023

Судья Наконечникова И.В. Дело № 33-4842/2023 (2-322/2023) УИД 22RS0068-01-2022-006248-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 июня 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего    Белодеденко И.Г.,

судей    Амана А.Я., Еремина В.А.,

при секретаре    Сафронове Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Альшанского О. А.Бавыкиной Ю. Б. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 февраля 2023 года по делу

по иску Альшанского О. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на досрочную пенсию.

Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Альшанский О.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОФПСС РФ, пенсионный орган) о признании права на досрочную пенсию.

В обоснование требований указано, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ Альшанскому О.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Согласно данному решению в специальный стаж истца включены периоды работы в должности медбрата реанимационного отделения в <адрес>ной больнице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца. При этом, во включении указанных периодов из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев отказано в связи с тем, что наименование отделения не предусмотрено перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, год работы в которых засчитывается в стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.

Период работы истца в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаула» в должности фельдшера группы интенсивной терапии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ зачтен в календарном исчислении и, по мнению ответчика, не подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как наименование должности фельдшера и наименование «группа интенсивной терапии» не предусмотрены Перечнем структурных подразделений и должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в котором 1 год работы засчитывается как 1 год и 6 месяцев.

По аналогичным основаниям не зачтены также периоды работы истца в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины и катастроф» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев).

С указанным решением Альшанский О.А. не согласен, так как в спорные периоды осуществлял лечебную деятельность, поэтому часть периодов должна быть включена в льготном порядке.

При этом, считает, что в должности фельдшера группы интенсивной терапии и в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи он осуществлял те же функции, что и медсестра-анестезистка.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнений требований, истец просил признать незаконным решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ ***ДД.ММ.ГГ об отказе в установлении пенсии; возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный трудовой стаж периоды работы c ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности медбрата реанимационного отделения в <адрес>ной больнице в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 9 месяцев, c ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаула» в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев,c ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03.02.2023 (с учетом определения об исправлении описки от 11.04.2023) исковые требования удовлетворены частично.

Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить Альшанскому О.А. в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

В остальной части иска отказано.

С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Альшанского О.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Не согласившись с указанным решением, истец подал на него апелляционную жалобу, в которой просит постановленное решение отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку судом неверно применены нормы материального права.

В обоснование жалобы указывает, что не согласен с выводом суда о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежат зачету в его льготный стаж как 1 год 9 месяцев, поскольку уже включены ответчиком как 1 год 3 месяца. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды работы возможно включить в специальный стаж истца только в исчислении 1 год и 6 месяцев. Апеллянт полагает, что суду надлежало применить суммирование льгот, учитывая то обстоятельство, что стаж истца является смешанным (город и село).

При этом, вопреки выводам судом, ранее исчисленный сельский стаж как 1 год и 3 месяца не будет суммирован ответчиком, поскольку последний пересчитает данный стаж заново и включит спорные периоды работы как 1 год 6 месяцев.

Считает, что суду надлежало установить соответствие наименования должности истца и структурного подразделения, в котором он работал, Списку, а также право истца на включение спорных периодов работы в специальный стаж из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев, а после установления указанного обстоятельства применить суммирование льгот в связи с тем, что данная работа истца протекала в сельской местности и его специальный стаж является смешанным.

Кроме того, выражает несогласие с не включением в стаж работы истца периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении из расчёта 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Полагает, что судом был применен формальный подход при рассмотрении настоящего дела, без учета конкретных обстоятельств. Указывает, что судом не учтено, что льготы, установленные работодателем в коллективном договоре, квалификационные требования, а также должностные обязанности для фельдшеров группы интенсивной терапии и для медсестер-анестезисток групп анестезиологии-реанимации являются одинаковыми.

Так, отмечает, что в должностной инструкции фельдшера в группе интенсивной терапии СМП имеются сведения о том, что инструкция распространяется на медсестер-анестезистов в группе анестезиологии и реанимации, что означает идентичность данных инструкция. Более того, в наименовании должности в должностной инструкции медсестры-анестезиста указано «фельдшер (медсестра-анестезист)».

Ссылается на пояснения ССМП г. Барнаул о том, что групп анестезиологии-реанимации не хватало для обеспечения оказания соответствующей специализированной скорой помощи населению, однако, в соответствии с нормативами больше имеющегося на станции количества таких специализированных бригад по штатному расписанию быть не должно, в связи с этим и были созданы выездные группы интенсивной терапии, которые выполняли аналогичные функции, однако, имели иное название. СО временем их упразднили и привели наименование должностей в соответствие.

Полагает, что Приказ Минздравсоцразвития России № 541н к рассматриваемому спору не применим.

Ссылается на аналогичную судебную практику, сложившуюся по данной категории дел.

Период работы в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не включен судом по аналогичным основаниям, что и период работы в ССМП, г. Барнаул, что, по мнению апеллянта, является неверным в связи с вышеизложенным.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Бавыкина Ю.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность постановленного судом решения в пределах доводов жалобы по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Альшанский О.А. обратился в пенсионный орган с заявлением для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***ДД.ММ.ГГ Альшанскому О.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, при этом, указан стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения 21 год 10 месяцев 22 дня (т.1 л.д.23-25).

Из указанного решения следует, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в <адрес>ной больнице (ММУ «Топчихинская центральная районная больница») в должности медбрата реанимационного отделения не включены в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как наименование отделения не предусмотрено перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, год работы в которых засчитывается в стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГ ***, действовавшим в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Период работы в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаула» в должности фельдшера группы интенсивной терапии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как наименование должности «фельдшер» и наименование структурного подразделения «группа интенсивной терапии» не предусмотрены Перечнем структурных подразделений и должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в котором 1 год работы засчитывается за 1 год 6 месяцев.

Периоды работы в Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Барнаул в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежат зачету в специальный стаж истца, так как согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица данные периоды представлены страхователем как работа на общих основаниях.

Период работы в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» в должности фельдшера скорой медицинской помощи в отделении экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежит зачету в специальный и страховой стаж, так как сведения о данном периоде страхователем в Пенсионный фонд не представлены.

Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежат зачету в специальный стаж в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.

В свою очередь, спорные периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) в соответствии со списком учреждений и должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, на основании представленных документов и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» не включены в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев, поскольку наименование отделения и должности не предусмотрены перечнем должностей и структурных подразделений учреждений здравоохранения, год работы в которых засчитывается в стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781.

Указанные периоды засчитаны ответчиком в специальный стаж календарно, в соответствии со Списком учреждений и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, на основании представленных документов и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Работа истца в спорные периоды подтверждается записями, имеющимися в его трудовой книжке (т.1 л.д.12-22).

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по делу *** на ГУ - ОПФ Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить Альшанскому О.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды обучения в период работы в Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи <адрес> в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д.110-114).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д.115-119) решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменено в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) Альшанскому О.А. периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве медицинской сестры реанимационного отделения в Топчихинской центральной районной больнице, принято в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований.

На ГУ – ОПФ Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) Альшанскому О.А. период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве медицинской сестры реанимационного отделения в Топчихинской центральной районной больнице. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, руководствуясь законом, подлежащим применению, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции зачел в специальный стаж истца периоды работы последнего в должности медбрата реанимационного отделения в <адрес>ной больнице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев. При этом, поскольку пенсионный орган указанные периоды работы уже включил с льготой (село) как 1 год и 3 месяца, оснований для включения спорных периодов из расчета 1 год и 9 месяцев районный суд не усмотрел.

Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ «ССМП г.Барнаула», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе круг обязанностей истца, осуществлявшего трудовую функцию фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ «ССМП г. Барнаула», не подтверждает его права на включение указанного периода в льготном исчислении, поскольку не любая лечебная деятельность или иная работа по охране здоровья граждан дает право на получение вышеназванной гарантии. Кроме того, круг должностных обязанностей, уровень образования и квалификационные требования, предъявляемые к должности медицинской сестры-анестезиста, не соответствуют требованиям, предъявляемым к должности фельдшера, данные должности являются самостоятельными и установление их тождественности необоснованно.

Во включении периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медициснкой помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» в специальный стаж истца из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, Альшанскому О.А. также было отказано, поскольку в данном случае должность «фельдшер выездной бригады» не является неправильным наименованием должности «фельдшер», а должность «фельдшер выездной бригады» не включена в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев.

Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГ истец не имел требуемого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты, требование о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты судом также оставлено без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального права.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 а N 665 применяется, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999.

Пунктом 2 постановления от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:

работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;

врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, и действовавшему в спорные периоды работы истца Альшанского О.А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

При этом, правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что законодательно не исключено возможности одновременного применения двух льгот, и, как следствие, их суммирования, являются несостоятельными.

Нормативные правовые акты, действовавшие в периоды трудовой деятельности Альшанского О.А. до ДД.ММ.ГГ, не содержат норм, предусматривающих возможность одновременного применения для работников здравоохранения двух льгот в виде льготного исчисления периодов работы в сельской местности и в отделениях реанимационного отделения в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для применения к спорным периодам работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности медбрата реанимационного отделения в <адрес>ной больнице, имевшим место до ДД.ММ.ГГ, одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и, соответственно, для исчисления указанных периодов деятельности истца из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.

Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права.

Ссылка апеллянта на то, что квалификационные требования, а также должностные обязанности для фельдшеров группы интенсивной терапии и для медсестер-анестезисток групп анестезиологии-реанимации являются одинаковыми, обоснованно отклонена судом первой инстанции по основаниям, изложенным в решении.

Так, суд, являясь правоприменительным органом, не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

При решении вопроса о тождественности выполняемых Альшанским О.А. должностных обязанностей в должности фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ ССМП г. Барнаула обязанностям медицинской сестры-анестезиста, районный суд, анализируя коллективные договоры, должностные инструкции как медсестры-анестезистки, так и фельдшера, обоснованно указал, что сам по себе круг обязанностей истца не подтверждает возникшего у него права на включение периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в стаж в льготном исчислении, поскольку не любая лечебная деятельность или работа по охране здоровья граждан дает право на получение вышеназванной гарантии.

Судебная коллегия с вышеизложенным соглашается и полагает, что должности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста являются самостоятельными, в связи с чем, установление их тождественности является необоснованным.

Кроме того, в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, который, вопреки доводам апеллянта, применим к рассматриваемому спору, круг должностных обязанностей, уровень образования и квалификационные требования, предъявляемые к должности медицинской сестры-анестезиста, не соответствуют требованиям, предъявляемым к должности фельдшера.

При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что Альшанским О.А. в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие получение им специальной подготовки по циклам анестезиологии-реаниматологии в рамках курсов повышения квалификации, поскольку из материалов дела усматриваются лишь свидетельства и удостоверение о повышении квалификации истца по программе «скорая и неотложная помощь», а также диплом и сертификат по «лечебному делу» (т.2 л.д.74-79).

Поскольку стороной истца не представлено доказательств того, что должность фельдшера группы интенсивной терапии была поименована неправильно, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе Альшанскому О.А. во включении в специальный стаж периоды работы ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ «СССМП г. Барнаула» в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Не включение районным судом периодов работы истца в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по аналогичным основаниям, что и период работы в ССМП, г. Барнаул (из-за отсутствия тождества в должностных обязанностях фельдшера и медицинской сестры-анестезиста), по мнению судебной коллегии, также является обоснованным, поскольку из анализа коллективных договоров и должностных инструкций какого-либо тождества между данными должностями судом не установлено, а должность фельдшер выездной бригады не включена в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии пол старости, как 1 год и 6 месяцев.

Указание в жалобе на судебную практику по аналогичным гражданским делам не может быть учтено, так как приведенные судебные постановления приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами, в связи с чем, преюдициального значения для разрешения настоящего дела не имеют.

Доводы апелляционной жалобы о формальном подходе суда к рассмотрению дела материалами дела не подтверждаются, поскольку районным судом установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы права, представленным доказательствам дана оценка в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают субъективное отношение Альшанского О.А. и его представителя к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела; о нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Альшанского О. А.Бавыкиной Ю. Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 июня 2023 года.

33-4842/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Альшанский О.А.
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по АК
Другие
КГБУЗ КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
КГБУЗ Станция скорой медицинской помощи, г.Барнаул
Бавыкина Ю.Б.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
17.05.2023Передача дела судье
07.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2023Передано в экспедицию
07.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее