Судья Наконечникова И.В. Дело № 33-4842/2023 (2-322/2023) УИД 22RS0068-01-2022-006248-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Белодеденко И.Г.,
судей Амана А.Я., Еремина В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Альшанского О. А. – Бавыкиной Ю. Б. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 февраля 2023 года по делу
по иску Альшанского О. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Альшанский О.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОФПСС РФ, пенсионный орган) о признании права на досрочную пенсию.
В обоснование требований указано, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ Альшанскому О.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно данному решению в специальный стаж истца включены периоды работы в должности медбрата реанимационного отделения в <адрес>ной больнице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца. При этом, во включении указанных периодов из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев отказано в связи с тем, что наименование отделения не предусмотрено перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, год работы в которых засчитывается в стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Период работы истца в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаула» в должности фельдшера группы интенсивной терапии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ зачтен в календарном исчислении и, по мнению ответчика, не подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как наименование должности фельдшера и наименование «группа интенсивной терапии» не предусмотрены Перечнем структурных подразделений и должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в котором 1 год работы засчитывается как 1 год и 6 месяцев.
По аналогичным основаниям не зачтены также периоды работы истца в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины и катастроф» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев).
С указанным решением Альшанский О.А. не согласен, так как в спорные периоды осуществлял лечебную деятельность, поэтому часть периодов должна быть включена в льготном порядке.
При этом, считает, что в должности фельдшера группы интенсивной терапии и в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи он осуществлял те же функции, что и медсестра-анестезистка.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнений требований, истец просил признать незаконным решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ ***ДД.ММ.ГГ об отказе в установлении пенсии; возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный трудовой стаж периоды работы c ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности медбрата реанимационного отделения в <адрес>ной больнице в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 9 месяцев, c ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаула» в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев,c ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев; возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГ.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03.02.2023 (с учетом определения об исправлении описки от 11.04.2023) исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить Альшанскому О.А. в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В остальной части иска отказано.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Альшанского О.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Не согласившись с указанным решением, истец подал на него апелляционную жалобу, в которой просит постановленное решение отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку судом неверно применены нормы материального права.
В обоснование жалобы указывает, что не согласен с выводом суда о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежат зачету в его льготный стаж как 1 год 9 месяцев, поскольку уже включены ответчиком как 1 год 3 месяца. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды работы возможно включить в специальный стаж истца только в исчислении 1 год и 6 месяцев. Апеллянт полагает, что суду надлежало применить суммирование льгот, учитывая то обстоятельство, что стаж истца является смешанным (город и село).
При этом, вопреки выводам судом, ранее исчисленный сельский стаж как 1 год и 3 месяца не будет суммирован ответчиком, поскольку последний пересчитает данный стаж заново и включит спорные периоды работы как 1 год 6 месяцев.
Считает, что суду надлежало установить соответствие наименования должности истца и структурного подразделения, в котором он работал, Списку, а также право истца на включение спорных периодов работы в специальный стаж из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев, а после установления указанного обстоятельства применить суммирование льгот в связи с тем, что данная работа истца протекала в сельской местности и его специальный стаж является смешанным.
Кроме того, выражает несогласие с не включением в стаж работы истца периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении из расчёта 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Полагает, что судом был применен формальный подход при рассмотрении настоящего дела, без учета конкретных обстоятельств. Указывает, что судом не учтено, что льготы, установленные работодателем в коллективном договоре, квалификационные требования, а также должностные обязанности для фельдшеров группы интенсивной терапии и для медсестер-анестезисток групп анестезиологии-реанимации являются одинаковыми.
Так, отмечает, что в должностной инструкции фельдшера в группе интенсивной терапии СМП имеются сведения о том, что инструкция распространяется на медсестер-анестезистов в группе анестезиологии и реанимации, что означает идентичность данных инструкция. Более того, в наименовании должности в должностной инструкции медсестры-анестезиста указано «фельдшер (медсестра-анестезист)».
Ссылается на пояснения ССМП г. Барнаул о том, что групп анестезиологии-реанимации не хватало для обеспечения оказания соответствующей специализированной скорой помощи населению, однако, в соответствии с нормативами больше имеющегося на станции количества таких специализированных бригад по штатному расписанию быть не должно, в связи с этим и были созданы выездные группы интенсивной терапии, которые выполняли аналогичные функции, однако, имели иное название. СО временем их упразднили и привели наименование должностей в соответствие.
Полагает, что Приказ Минздравсоцразвития России № 541н к рассматриваемому спору не применим.
Ссылается на аналогичную судебную практику, сложившуюся по данной категории дел.
Период работы в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не включен судом по аналогичным основаниям, что и период работы в ССМП, г. Барнаул, что, по мнению апеллянта, является неверным в связи с вышеизложенным.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Бавыкина Ю.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность постановленного судом решения в пределах доводов жалобы по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Альшанский О.А. обратился в пенсионный орган с заявлением для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***ДД.ММ.ГГ Альшанскому О.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, при этом, указан стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения 21 год 10 месяцев 22 дня (т.1 л.д.23-25).
Из указанного решения следует, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в <адрес>ной больнице (ММУ «Топчихинская центральная районная больница») в должности медбрата реанимационного отделения не включены в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как наименование отделения не предусмотрено перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, год работы в которых засчитывается в стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГ ***, действовавшим в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Период работы в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Барнаула» в должности фельдшера группы интенсивной терапии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как наименование должности «фельдшер» и наименование структурного подразделения «группа интенсивной терапии» не предусмотрены Перечнем структурных подразделений и должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в котором 1 год работы засчитывается за 1 год 6 месяцев.
Периоды работы в Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Барнаул в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной бригады с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежат зачету в специальный стаж истца, так как согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица данные периоды представлены страхователем как работа на общих основаниях.
Период работы в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» в должности фельдшера скорой медицинской помощи в отделении экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежит зачету в специальный и страховой стаж, так как сведения о данном периоде страхователем в Пенсионный фонд не представлены.
Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не подлежат зачету в специальный стаж в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
В свою очередь, спорные периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) в соответствии со списком учреждений и должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, на основании представленных документов и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» не включены в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев, поскольку наименование отделения и должности не предусмотрены перечнем должностей и структурных подразделений учреждений здравоохранения, год работы в которых засчитывается в стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности как 1 год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781.
Указанные периоды засчитаны ответчиком в специальный стаж календарно, в соответствии со Списком учреждений и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, на основании представленных документов и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Работа истца в спорные периоды подтверждается записями, имеющимися в его трудовой книжке (т.1 л.д.12-22).
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по делу *** на ГУ - ОПФ Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить Альшанскому О.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды обучения в период работы в Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи <адрес> в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д.110-114).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д.115-119) решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменено в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) Альшанскому О.А. периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве медицинской сестры реанимационного отделения в Топчихинской центральной районной больнице, принято в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований.
На ГУ – ОПФ Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) Альшанскому О.А. период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве медицинской сестры реанимационного отделения в Топчихинской центральной районной больнице. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, руководствуясь законом, подлежащим применению, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции зачел в специальный стаж истца периоды работы последнего в должности медбрата реанимационного отделения в <адрес>ной больнице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев. При этом, поскольку пенсионный орган указанные периоды работы уже включил с льготой (село) как 1 год и 3 месяца, оснований для включения спорных периодов из расчета 1 год и 9 месяцев районный суд не усмотрел.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ «ССМП г.Барнаула», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе круг обязанностей истца, осуществлявшего трудовую функцию фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ «ССМП г. Барнаула», не подтверждает его права на включение указанного периода в льготном исчислении, поскольку не любая лечебная деятельность или иная работа по охране здоровья граждан дает право на получение вышеназванной гарантии. Кроме того, круг должностных обязанностей, уровень образования и квалификационные требования, предъявляемые к должности медицинской сестры-анестезиста, не соответствуют требованиям, предъявляемым к должности фельдшера, данные должности являются самостоятельными и установление их тождественности необоснованно.
Во включении периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медициснкой помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» в специальный стаж истца из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, Альшанскому О.А. также было отказано, поскольку в данном случае должность «фельдшер выездной бригады» не является неправильным наименованием должности «фельдшер», а должность «фельдшер выездной бригады» не включена в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев.
Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГ истец не имел требуемого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты, требование о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты судом также оставлено без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В силу ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 а N 665 применяется, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464) - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999.
Пунктом 2 постановления от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, и действовавшему в спорные периоды работы истца Альшанского О.А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
При этом, правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что законодательно не исключено возможности одновременного применения двух льгот, и, как следствие, их суммирования, являются несостоятельными.
Нормативные правовые акты, действовавшие в периоды трудовой деятельности Альшанского О.А. до ДД.ММ.ГГ, не содержат норм, предусматривающих возможность одновременного применения для работников здравоохранения двух льгот в виде льготного исчисления периодов работы в сельской местности и в отделениях реанимационного отделения в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для применения к спорным периодам работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности медбрата реанимационного отделения в <адрес>ной больнице, имевшим место до ДД.ММ.ГГ, одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и, соответственно, для исчисления указанных периодов деятельности истца из расчета 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.
Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права.
Ссылка апеллянта на то, что квалификационные требования, а также должностные обязанности для фельдшеров группы интенсивной терапии и для медсестер-анестезисток групп анестезиологии-реанимации являются одинаковыми, обоснованно отклонена судом первой инстанции по основаниям, изложенным в решении.
Так, суд, являясь правоприменительным органом, не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
При решении вопроса о тождественности выполняемых Альшанским О.А. должностных обязанностей в должности фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ ССМП г. Барнаула обязанностям медицинской сестры-анестезиста, районный суд, анализируя коллективные договоры, должностные инструкции как медсестры-анестезистки, так и фельдшера, обоснованно указал, что сам по себе круг обязанностей истца не подтверждает возникшего у него права на включение периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в стаж в льготном исчислении, поскольку не любая лечебная деятельность или работа по охране здоровья граждан дает право на получение вышеназванной гарантии.
Судебная коллегия с вышеизложенным соглашается и полагает, что должности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста являются самостоятельными, в связи с чем, установление их тождественности является необоснованным.
Кроме того, в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, который, вопреки доводам апеллянта, применим к рассматриваемому спору, круг должностных обязанностей, уровень образования и квалификационные требования, предъявляемые к должности медицинской сестры-анестезиста, не соответствуют требованиям, предъявляемым к должности фельдшера.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что Альшанским О.А. в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие получение им специальной подготовки по циклам анестезиологии-реаниматологии в рамках курсов повышения квалификации, поскольку из материалов дела усматриваются лишь свидетельства и удостоверение о повышении квалификации истца по программе «скорая и неотложная помощь», а также диплом и сертификат по «лечебному делу» (т.2 л.д.74-79).
Поскольку стороной истца не представлено доказательств того, что должность фельдшера группы интенсивной терапии была поименована неправильно, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе Альшанскому О.А. во включении в специальный стаж периоды работы ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности фельдшера группы интенсивной терапии в МУЗ «СССМП г. Барнаула» в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Не включение районным судом периодов работы истца в должности фельдшера выездной бригады отделения экстренной и консультативной медицинской помощи в КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по аналогичным основаниям, что и период работы в ССМП, г. Барнаул (из-за отсутствия тождества в должностных обязанностях фельдшера и медицинской сестры-анестезиста), по мнению судебной коллегии, также является обоснованным, поскольку из анализа коллективных договоров и должностных инструкций какого-либо тождества между данными должностями судом не установлено, а должность фельдшер выездной бригады не включена в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии пол старости, как 1 год и 6 месяцев.
Указание в жалобе на судебную практику по аналогичным гражданским делам не может быть учтено, так как приведенные судебные постановления приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами, в связи с чем, преюдициального значения для разрешения настоящего дела не имеют.
Доводы апелляционной жалобы о формальном подходе суда к рассмотрению дела материалами дела не подтверждаются, поскольку районным судом установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы права, представленным доказательствам дана оценка в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают субъективное отношение Альшанского О.А. и его представителя к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела; о нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 3 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Альшанского О. А. – Бавыкиной Ю. Б. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 июня 2023 года.