№2а-934/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2018 г. |
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Носовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Паутова С.Г. к администрации Костромского муниципального района Костромской области, Комитету имущественных и земельных отношений архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района о признании незаконным отказ о включении земельного участка в генеральный план по изменению границ населенного пункта и включении его в границы населенного пункта, возложении обязанности включить земельный участок в генеральный план по изменению границ населенного пункта,
УСТАНОВИЛ:
Паутов С.Г. обратился в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области (далее - администрация) о признании незаконным отказ о включении земельного участка в генеральный план по изменению границ населенного пункта и включении его в границы населенного пункта, возложении обязанности включить земельный участок в генеральный план по изменению границ населенного пункта. Требования обосновал тем, что в период времени ДДММГГГГ он неоднократно обращался в администрацию с заявлениями о переводе принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 44№, площадью ***** га, расположенного по адресу: (адрес), из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Его заявление было принято, рассмотрено и по результатам рассмотрения был дан положительный ответ, и указанный участок был включен в проект генерального плана по изменению границ населенных пунктов Кузнецовского сельского поселения с целью его перевода в категорию земель населенных пунктов. Однако генеральный план Кузнецовского сельского поселения от ДДММГГГГ не был согласован Департаментом лесного хозяйства Костромской области и возвращен для доработки. При этом в отношении спорного земельного участка каких-либо замечаний не было. То есть каких-либо ограничений или запретов на перевод земельного участка в другую категорию не имелось. ДДММГГГГ он в вновь обратился в администрацию с аналогичным заявлением о переводе земельного участка в категорию земель населенных пунктов. По результатам рассмотрения заявления вынесено решение об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта (адрес) ввиду нецелесообразности. С отказом администрации он не согласен, считает отказ незаконным, необоснованным, поскольку ранее уже принималось положительное решение. Администрация не ссылается на то, что имеются какие-либо ограничения либо запреты на перевод земельного участка. Указывает, что решение принято без учета положений ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую», поскольку не отражает ни одного из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, перечисленных в законе, тем самым нарушает права административного истца на изменение категории принадлежащего или используемого земельного участка. Необходимость перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов вызвана строительством жилья для постоянного проживания, что без изменения категории невозможно. Со ссылкой на нормы закона, приведенного выше, положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) просит суд признать незаконным отказ администрации о включении земельного участка в генеральный план по изменению границ населенного пункта и включении его в границы населенного пункта, возложить обязанность включить земельный участок в генеральный план по изменению границ населенного пункта.
К участию в деле в качестве второго административного ответчика с учетом положений ч. 1 ст. 43 КАС РФ привлечен Комитет имущественных и земельных отношений архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района (далее - Комитет).
В судебном заседании административный истец Паутов С.Г. требования административного иска поддержал по доводам и основаниям в нем изложенным. Дополнил, что в (адрес) у него имеется жилой дом и участок к нему площадью 0,14 га. Спорный земельный участок необходим ему для строительства жилого дома своим детям. Административный иск он заявляет именно к администрации Костромского муниципального района Костромской области. Обжалует ответ комитета от ДДММГГГГ
Представитель административных ответчиков Марьин Д.Б., действующий по доверенности в судебном заседании требования административного истца не признал. Полагал, что настоящий административный иск заявлен к ненадлежащему ответчику, так как обжалуемый Паутовым С.Г. был дан ему не администрацией, а именно комитетом. В соответствии с ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ст.ст. 24, 25 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что полномочия по приему документов возложены на орган местного самоуправления, а не на структурные подразделения. Администрация принимает документы и направляет в орган государственной власти для принятии решения. Документы уже направлялись в комиссию, это было не в ДДММГГГГ, это было ранее, так как Паутов обращается с ДДММГГГГ. Первоначально он обращался в сельскую администрацию, далее он обращался в различные департаменты, но ему было отказано. Кроме того Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области со ссылкой на ч.2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ приняли решение об изменении генерального плана и если администрация Костромского муниципального района считает не целесообразным включение данного земельного участка в границы населенного пункта, то сами дают отказ ссылаясь на нецелесообразность.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с подп. 4 п.1. ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В силу ч. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 г. полномочия по градостроительной деятельности на территории сельских поселений отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Согласно ст. 4.1. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии генеральных планов поселений изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанный генеральный план в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1.1.).
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (часть 2).
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (часть4).
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района (пункт 1 части 20).
Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд (часть 22).
Судом установлено, что Паутову С.Г. на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДДММГГГГ принадлежит земельный участок площадью ***** кв.м., который состоит из трех земельных участков: земельный участок № (приусадебный) площадью ***** кв.м, расположен (адрес), категория земель земли населенных пунктов; земельный участок № (сенокос) площадью ***** кв.м, расположен (адрес), категория земель земли сельскохозяйственного назначения; земельный участок № (сенокос) площадью ***** кв.м., расположен (адрес), категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Целевое использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Первоначально в ДДММГГГГ при обращении Паутова С.Г. в администрацию Кузнецовского сельского поселения глава администрации сельского поселения с заявлением о переводе земельных участков (№ и №) администрация сельского поселения не возражала против включения их в состав земель населенного пункта (адрес) и переводе из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта.
Однако, на последующие обращения Паутова С.Г. в ДДММГГГГ Комитет ответил отказом, что и послужило его обращению в суд
Разрешая административный иск Паутова С.Г., суд руководствуется следующим.
ДДММГГГГ Паутов С.Г. вновь обратился в комитет с заявлением «обеспечить объективное и всестороннее рассмотрение возможности либо невозможности "с указанием причин и правового обоснования решения вопроса внесения изменений в генеральный план Кузнецовского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта (адрес) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 0, 80га».
ДДММГГГГ письмом № администрация за подписью главы Н.В.В. и председателя Комитета Р.В.Ю. ответили Паутову С.Г., что вопрос (о чем ранее Паутову С.Г. было разъяснено) о включении спорного земельного участка в земли населенных пунктов, был рассмотрен на заседании межведомственной комиссии по повышению эффективности использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения. Согласно решению комиссии указанный земельный участок не включен в черту населенного пункта (адрес). Администрацией района повторно направлено обращение в комиссию с просьбой рассмотреть вопрос о включении в границы (адрес) указанных земельных участков. О решении комиссии будет сообщено дополнительно.
ДДММГГГГ Паутов С.Г. вновь обращается в комитет с ходатайством о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и включении его в границы земель (адрес) и в генеральный план.
Ответом № от ДДММГГГГ Паутову С.Г. отказано в удовлетворении его заявления в связи со следующим. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района № от ДДММГГГГ2 г. «Об установлении черты сельских поселений» согласована граница (адрес). Из анализа картографических материалов указанного постановления и публичной кадастровой карты Росреестра, земельные участки и населенный пункт Новый не имеют общей границы. Земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения - сенокос. Согласно представленным правоустанавливающим документам, земельный участок имеет разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», категория «категория земель не установлена». В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии в подп. 1 п. 5 ст. 4.4. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в рамках своих полномочий, принимает решение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта. Далее в письме комитетом подробно изложены и мотивированы основания, по которым включение земельного участка в границы населенного пункта нецелесообразно, что и послужило основанием к отказу в удовлетворении заявления Паутова С.Г. Также указано, что данный отказ не препятствует использовать земельный участок в соответствии с установленным целевым назначением. В обоснование нецелесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта Комитет указал, что данное включение не способствует перспективе развития населенного пункта, направлено на удовлетворение потребностей одного землепользователя; земельные участки расположены внутри лесного массива, на расстоянии 65-70 м от населенного пункта; отсутствие подъезда к земельным участкам и невозможность его организации по землям лесного фонда; для осуществления жилищного строительства отсутствуют инженерные сети; невозможность обеспечения социальной инфраструктурой в полном объеме; необходимость значительных финансовых затрат из бюджета района и сельского поселения на обеспечение исполнения полномочий согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые не предусмотрены бюджетами Кузнецовского сельского поселения и Костромского муниципального района и могут повлечь значительное увеличение расходов бюджета.
Суд полагает, что Комитетом правомерно было принято решение о нецелесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта и соответственно о переводе его из «земель сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенного пункта». Заявление Паутова С.Г. рассмотрено в установленный законом срок, надлежащим должностным лицом. Решение комитета мотивировано, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска Паутова С.Г. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Паутову С.Г. к администрации Костромского муниципального района Костромской области, Комитету имущественных и земельных отношений архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района о признании незаконным отказ о включении земельного участка в генеральный план по изменению границ населенного пункта и включении его в границы населенного пункта, возложении обязанности включить земельный участок в генеральный план по изменению границ населенного пункта отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Гурьянова.
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 29 октября 2018г.