Решение от 01.09.2020 по делу № 8Г-18629/2020 [88-18798/2020] от 16.07.2020

Дело № 88-18798/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 сентября 2020 года г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Блошенко М.В.,

судей Курчевской С.В., Лысовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Вариант», Обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный информационный центр Владимирской области», Обществу с ограниченной ответственностью «ВторРесурс» о признании начисления и взимания платы за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, холодное водоснабжение и электроэнергию, потребленных на общедомовые нужды, незаконными, об обязании произвести перерасчет, об обязании уменьшить оплату за содержание жилого помещения, о взыскании штрафа,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 03.02.2020 г., на апелляционное определение судебной коллегии Владимирского областного суда от 09 июня 2020 года по гражданскому делу № 33-1603/2020, которыми в удовлетворении исковых требований отказано,

заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Блошенко М.В.,

                     УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Единый расчетный информационный центр, ТСЖ «Вариант», ООО «ВТОРРЕСУРС» и просил признать незаконным начисление и взимание платы за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов ООО «ЕРИЦ Владимирской области» и ООО «ВТОРРЕСУРС» с собственника жилого помещения – <адрес> многоквартирном жилом <адрес> по <адрес> ФИО7; обязании ООО «ЕРИЦ Владимирской области» и ООО «ВТОРРЕСУРС» произвести собственнику указанного жилого помещения перерасчет платы по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 718,80 рублей; взыскать с ООО «ЕРИЦ Владимирской области» и ООО «ВТОРРЕСУРС» штраф в размере 50 % от взысканной суммы по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ТСЖ «Вариант» уменьшить сумму оплаты за содержание жилого помещения многоквартирного дома собственнику указанного жилого помещения на сумму оплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; признать начисление и взимание ТСЖ «Вариант» с ДД.ММ.ГГГГ платы за холодное водоснабжение и электроэнергию, потребленных на общедомовые нужды с собственника указанного жилого помещения незаконным; обязать ТСЖ «Вариант» произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения.

Решением Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области
от 03.02.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского городского суда от 09 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных. В обоснование доводов жалобы указано на нарушение судами норм материального права. Приводит доводы, аналогичные по смыслу и содержанию доводам, ранее указанным в апелляционной жалобе, в том числе о том, что суд неправомерно применил положения п.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации на правоотношения, возникшие по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирном доме до 1 декабря 2019 года. Указывает на то, что при рассмотрении дела суд не принял во внимание то обстоятельство, что он является собственником МКД, где управление осуществляет ТСЖ, членом которого он не является. В отсутствие договора, а так же сметы доходов и расходов на соответствующий год принятой общим собранием, обязанности по содержанию МКД на него возложены незаконно.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Однако таких оснований суд кассационной инстанции не усматривает.

Разрешая спор, и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нарушений при начислении и взимании ТСЖ «Вариант» с истца платы за содержание жилого помещения в размере, установленном на основании утвержденных решениями общих собраний членов товарищества смет доходов и расходов не имеется; факты нарушения ответчиками прав и законных интересов истца, как потребителя жилищных и коммунальных услуг, не установлены.

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанции соглашается, находит их основанными на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права и соответствующими представленным сторонами доказательствам, которым судами с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не находит.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные Р., потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные Р., потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных Р. при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.9.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за коммунальные услуги в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него ч. 3 ст. 39 и ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением от 13 августа 2006 года № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от 3 апреля 2013 года № 290 - Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ.

Согласно п.33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно ст. 5, п. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила № 1156), которыми в пункте 4 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

В соответствии с ч. 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия по состоянию на 3 апреля 2018 года договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, такие услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 указанной статьи, с собственниками помещений в многоквартирных домах.

Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Вместе с тем, до 1 января 2020 года на территории Владимирской области положения Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами не применялись на основании распоряжения администрации Владимирской области от 28 декабря 2018 года № 938-р «О применении на территории Владимирской области положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами».

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>.

Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ТСЖ «Вариант».

ФИО1 с 22 сентября 2015 года не является членом ТСЖ «Вариант».

Решением общего собрания членов ТСЖ «Вариант» и собственников жилых помещений в МКД по указанному адресу, оформленным протоколом № 1 от 25 февраля 2018 года, способ оплаты коммунальных ресурсов за электроснабжение, ХВС, ГВС и водоотведение в целях содержания общего имущества МКД определен путем распределения фактических объемов коммунальных ресурсов за электроснабжение, ХВС, ГВС, водоотведение в целях содержания общего имущества МКД, предъявленных ресурсоснабжающими организациями между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В период с 2017 года по 1 декабря 2019 года на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный в соответствии с публичной офертой (договором), содержащей определение предмета договора, перечень прав и обязанностей исполнителя, порядок ценообразования и т.д., опубликованной в официальном периодическом издании муниципального образования - газете «Афиша» от 30 декабря 2015 года №53, с учетом соглашения от 20 мая 2016 года о замене стороны по договору, опубликованного в газете «Афиша» от 25 февраля 2016 года №21 (948), услуги по сбору, транспортировке и передаче на размещение (захоронение) отходов потребления, в том числе крупногабаритного мусора, предоставляла компания ООО «Вторресурс» (ранее ООО «ВторРесурс Гусь-Хрустальный», ООО «ВторРесурс Муром».

1 июня 2016 года между ООО «Вторресурс» (с учетом соглашения о замене стороны «ВторРесурс Муром» от 14 сентября 2017 года) и «ЕРИЦ Владимирской области» заключен агентский договор №04/06-16 по оказанию услуг по организации и ведению аналитического учета, ведению автоматизированного расчета платы собственникам жилого помещения за услуги, оказываемые ООО «Вторресурс», согласно спискам зоны обслуживания по Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью договора, в том числе собственникам жилых помещений в МКД по адресу: <адрес>, <адрес>.

Таким образом, исполнителем данной коммунальной услуги на территории МО г. Гусь-Хрустальный, в том числе для собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, до перехода Владимирской области на новую систему по обращению с твердыми коммунальными отходами (01 декабря 2019 года – зона №3, региональный оператор – ООО «Эко-Транс») являлась ресурсоснабжающая организация - ООО «Вторресурс».

Факт оказания ООО «Вторресурс» услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов собственникам жилых помещений в указанном многоквартирном доме в оспариваемый период истцом не оспаривался.

В период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2019 года ООО «ЕРИЦ Владимирской области» в соответствии с вышеуказанным агентским договором собственникам жилых помещений в МКД, в том числе и ФИО1 по количеству зарегистрированных лиц выставлялась плата за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, согласно нормативу потребления, исходя из тарифа 71,02 руб. с человека в месяц, с 1 июля 2018 года – 88 руб.90 коп. с человека в месяц, с 1 июля 2019 года – 110 руб. с человека в месяц.

С 1 июля 2017 года собственникам жилых помещений в МКД по указанному адресу, в том числе и ФИО1, ТСЖ «Вариант» выставлялась плата за услугу по содержанию общего имущества МКД в размере 11 руб. за кв.м. в соответствии с утвержденными общим собраниями членов ТСЖ «Вариант» сметами доходов и расходов на 2017, 2018 годы.

Решением общего собрания членов ТСЖ «Вариант», оформленным протоколом от 12 апреля 2019 года, утверждена смета доходов и расходов на содержание общего имущества на 2019 год, согласно которой тариф услуги «домосодержание» составил 15 руб. за 1 кв.м.

Решением внеочередного общего собрания членов ТСЖ «Вариант», оформленным протоколом от 1 ноября 2019 года повторно утверждена (уточнена) плата за содержание жилого помещения с 1 апреля 2019 года в размере 15 руб. за кв.м. без учета платы за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, и без учета платы за вывоз ТБО.

Таким образом, учитывая, что заключенный между ООО «Вторресурс» и ООО «ЕРИЦ Владимирской области» агентский договор, стороной которого истец не является, недействительным (ничтожным) не признан, а так же принимая во внимание, что услуга по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов ООО «Вторресурс» собственникам жилых помещений в МКД по указанному адресу, в том числе ФИО1, в спорный период времени оказывалась качественно и своевременно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с чем согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий ООО «ЕРИЦ Владимирской области» и ООО «Вторресурс» по начислению и взиманию платы за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов и о возложении обязанности произвести перерасчет платы за указанную услугу.

Отсутствие заключенного между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ «Вариант» договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов собственникам жилых помещений в МКД по указанному адресу, не свидетельствует о незаконности взимания с истца платы за оказанную и потребленную услугу.

Поскольку из представленных ТСЖ «Вариант» смет доходов и расходов на 2017, 2018, 2019 годы следует, что в состав платы за содержание жилого помещения расходы на оказание услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов никогда не включались, ТСЖ «Вариант» в составе жилищных услуг не оказывались, решений общих собраний членов ТСЖ по указанному вопросу не принималось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об уменьшении платы за домосодержание МКД на сумму оплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами, начиная с 1 января 2020 года.

Довод кассационной жалобы ФИО1 об отсутствии у него обязанности по внесению платы в ТСЖ за содержание многоквартирного дома ввиду отсутствия у него членства в ТСЖ и заключенного в письменном виде договора, является несостоятельным.

Отсутствие у истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме, членства в ТСЖ и заключенного договора с ТСЖ на содержание и управление многоквартирным домом, не является основанием для освобождения его от осуществления обязательных платежей на содержание принадлежащего ему имущества и на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг. Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с судебными постановлениями основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.

Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение судебных постановлений по изложенным в кассационной жалобе основаниям, не заявлено.

Руководствуясь статьями 379, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░ 03 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09 ░░░░ 2020 ░░░░ –░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-18629/2020 [88-18798/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Ермолаев Валерий Сергеевич
Ответчики
ТСЖ «Вариант»
ООО Единый расчетный информационный центр
ООО "Вторресурс"
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Блошенко Максим Валерьевич
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее