стр.22а, г/п 150 руб.
Судья Попова Д.В. № 2а-827/2020 20 мая 2020 года
Докладчик Пономарев Р.С. № 33а-3210/2020 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Вершинина А.В., Лобановой Н.В.,
при секретаре Ткаченко С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Илюхина С.В. к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск», председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову М.А. о признании незаконными их действий, выразившихся в неорганизации обязательного рассмотрения правотворческой инициативы граждан на сессии городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», совершенные ими в период со 2 сентября 2019 года по 21 ноября 2019 года
по апелляционной жалобе Илюхина С.В. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 13 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия
установила:
Илюхин С.В. обратился в суд с административным иском к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск», председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову М.А. о признании незаконными их действий, выразившихся в неорганизации обязательного рассмотрения правотворческой инициативы граждан на сессии городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» (далее - Совет депутатов МО «Северодвинск», Совет депутатов Северодвинска), совершенные ими в период со 2 сентября 2019 года по 21 ноября 2019 года.
В обоснование требований указано, что инициативная группа в составе 13 человек обратилась в представительный орган муниципального образования «Северодвинск» с правотворческой инициативой. Постановлением председателя Совета депутатов Северодвинска Старожилова М.А. от 2 сентября 2019 года № 195-П правотворческая инициатива граждан зарегистрирована в виде внесенного в Совет депутатов Северодвинска проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск». 18 октября 2019 года уполномоченным из инициативной группы граждан в Совет депутатов Северодвинска внесен доработанный проект решения с учетом ранее представленных заключений надзорных и контролирующих органов. 21 ноября 2019 года председатель городского Совета депутатов МО «Северодвинск» на заседании Совещания председателей постоянных депутатских комитетов принял решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан, которое, по его мнению, не наделено полномочиями для принятия такого решения. Единственным уполномоченным органом для принятия правотворческой инициативы граждан в виде проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории МО «Северодвинск» является городской Совет депутатов МО «Северодвинск». Полагает, что рассмотрение правотворческой инициативы должно было происходить в присутствии всех депутатов городского Совета МО «Северодвинск» на сессии городского Совета депутатов. Считает действия городского Совета депутатов МО «Северодвинск» и председателя городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М.А. нарушающими его права и права всех членов инициативной группы на правотворческую инициативу, а также противоречащими Уставу Северодвинска и статье 25 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 13 января 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
С данным решением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что суд немотивированно отказал в удовлетворении ходатайства третьего лица о даче заключения прокуратурой города Северодвинска. Определение об отказе в удовлетворении данного ходатайства в материалах дела отсутствует. Судом не приняты во внимание доводы стороны истца о том, что проект правотворческой инициативы граждан был отклонен исключительно на основании заключения прокуратуры. Доводы стороны административного истца о спорном понятии «концептуальность» не опровергнуты административными ответчиками.
В возражениях относительно апелляционной жалобы административные ответчики указывают на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу с участием представителя административного ответчика городского Совета депутатов МО «Северодвинск» Саладиной Г.Н., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев административное дело по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 308 КАС РФ, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено судом, 19 августа 2019 года в Совет депутатов Северодвинска поступил проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее также проект решения) с соответствующими документами, внесенный инициативной группой граждан в порядке реализации правотворческой инициативы граждан.
Постановлением Председателя Совета депутатов Северодвинска от 2 сентября 2019 года № 195-П зарегистрирована правотворческая инициатива граждан в виде внесенного в Совет депутатов Северодвинска проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск»; инициативной группе в срок до 9 сентября 2019 года предложено доработать проект решения по замечаниям, выявленным при проверке документов.
Поскольку в установленный срок доработанный проект решения в Совет депутатов Северодвинска не поступил, проект решения, представленный в редакции от 19 августа 2019 года, был направлен в прокуратуру города Северодвинска, администрацию Северодвинска, Контрольно-счетную палату Северодвинска, а также Уполномоченному по правам ребенка в Архангельской области и Губернатору Архангельской области для подготовки заключений.
7 октября 2019 года на заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политике состоялось первое рассмотрение проекта решения с участием представителей инициативной группы, по результатам которого принято решение о направлении проекта решения на доработку.
Доработанный с учетом заключений проект решения представлен в Совет депутатов Северодвинска 21 октября 2019 года, после чего был направлен в прокуратуру города Северодвинска, администрацию Северодвинска, Контрольно-счетную палату Северодвинска для дачи заключения.
20 ноября 2019 года в Совет депутатов Северодвинска поступило заключение прокуратуры города Северодвинска от 15 ноября 2019 года № 22-03-2019, в котором указано, что в доработанный проект решения по сравнению с первоначальной редакцией внесены значительные коррективы, изменяющие его концептуальную основу, в связи с чем на основании подпункта 1.10 Положения о правотворческой инициативе граждан требуется поддержка 1000 жителей МО «Северодвинска». Также указано, что поскольку материалов о сборе необходимого количества подписей в поддержку доработанного проекта решения членами инициативной группы не представлено, имеется нарушение процедуры внесения правотворческой инициативы граждан, в связи с чем основания для рассмотрения Советом депутатов Северодвинска данного проекта решения отсутствуют.
С учетом заключения прокуратуры города Северодвинска, истечения трехмесячного срока для рассмотрения правотворческой инициативы в Совете депутатов Северодвинска, нежелания инициативной группы граждан собирать подписи в поддержку концептуального измененного проекта решения, Совещанием председателей на заседании с участием представителей инициативной группы граждан, состоявшемся 21 ноября 2019 года, принято решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан, зарегистрированной в Совете депутатов Северодвинска 2 сентября 2019 года в виде проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск».
Административный истец считает, что административными ответчиками совершены незаконные действия, выразившиеся в неорганизации обязательного рассмотрения правотворческой инициативы граждан на сессии городского Совета депутатов МО «Северодвинск».
Руководствуясь положениями статей 10, 12, 130 Конституции Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», статей 29, 39 Устава МО «Северодвинск» (далее также Устав), Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск», утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 26 октября 2006 года № 117, Положением о комитетах, утвержденным решением Городского совета депутатов Северодвинска от 15 февраля 2018 года № 53, Регламентом Совета депутатов Северодвинска, суд первой инстанции отказал в удовлетворении административных исковых требований, придя к выводу, что установленная нормативно-правовыми актами процедура рассмотрения правотворческой инициативы граждан административными ответчиками соблюдена, решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны заявленным требованиям и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
В соответствии со статьей 29 Устава МО «Северодвинск» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, минимальная численность которой устанавливается Советом депутатов Северодвинска и не может превышать 3 процента от общего числа жителей Северодвинска, обладающих избирательным правом (пункт 2).
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Северодвинска или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие указанного акта, в течение трех месяцев со дня его внесения (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 33 Устава в структуру органов местного самоуправления МО «Северодвинск» входит Городской Совет депутатов муниципального образования «Северодвинск», полномочия которого предусмотрены статьей 36 Устава.
Пунктом 2.1 статьи 39 Устава МО «Северодвинск» предусмотрено, что для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета депутатов Северодвинска образуется Совещание председателей, которое является постоянно действующим коллегиальным органом Совета депутатов Северодвинска.
К ведению Совещания председателей в частности относится предварительное рассмотрение проектов Решений Совета, в том числе на предмет их готовности к вынесению на заседание Совета депутатов Северодвинска. По вопросам своего ведения Совещание председателей принимает соответствующие решения (пункты 1 и 2 статьи 13 Регл░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ 21 ░░░░ 2018 ░░░░ № 86 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░». ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ 29 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 95-░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ 21 ░░░░ 2018 ░░░░ № 86 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 198 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 309 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░