29RS0023-01-2023-003797-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Остапчука Д.С.,
при секретаре Усовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», Министерству образования Архангельской области о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта,
установил:
заместитель прокурора города Северодвинска Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», Министерству образования Архангельской области о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Северодвинска проведена проверка исполнения ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Установлено, что принадлежащее ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» здание, расположенное по адресу: <адрес>, относящееся к третьей категории опасности, не оснащено охранной сигнализацией, что не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Учредителем ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» является министерство образования Архангельской области.
С учетом изложенного, истец просит обязать ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание по адресу: <адрес> охранной сигнализацией, а также обязать Министерство образования Архангельской области обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора города Северодвинска Нехорошков А.Д. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», Министерства образования Архангельской области, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, представили письменные возражения на исковые требования.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что министерство образования Архангельской области является учредителем ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», данное учреждение на праве оперативного управления владеет зданием, расположенным по адресу: <адрес>, финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области.
Согласно акту обследования и категорирования объекта указанному зданию установлена третья категория опасности объекта, для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта здание необходимо обеспечить охранной сигнализацией.
ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт безопасности указанного здания.
На момент рассмотрения судом спора вопреки требованиям безопасности указанное здание не оснащено охранной сигнализацией.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Закон №35-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п.п. 1 и 7 ч.2 ст. 5.1 Закона №35-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации организует разработку и реализацию мер, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений; организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что, министерство образования Архангельской области, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» обязано обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту – Требования).
В соответствии с п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются, в том числе и следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Порядок работы и состав комиссии определены п. 10 Требований. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к защищенности объектов).
В силу п. 11 Требований комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Таким образом, поскольку мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», определены и указаны в акте комиссии и в паспорте безопасности объекта, министерство образования Архангельской области обязано обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания средствами охранной сигнализации, а ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», соответственно, обязано выполнить данные мероприятия.
Невыполнение данных обязанностей по созданию безопасных условий ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», а также неопределенного круга лиц.
Между тем, на момент рассмотрения судом спора данные обязанности ответчиками не исполнены.
Отсутствие в бюджете Архангельской области необходимых для этого средств, в силу названных правовых норм не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения данных обязанностей в установленный Требованиями срок.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку в настоящее время прошло более двух финансовых лет с даты утверждения паспорта безопасности указанного здания, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования и возложить на министерство образования Архангельской области обязанность в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения в законную силу профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранений нарушений законодательства об антитеррористической защищенности государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры».
Суд также обязывает ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную оснастить здание государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», расположенное по адресу: <адрес>, охранной сигнализацией.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» (ИНН .....), Министерству образования Архангельской области (ИНН .....) о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта удовлетворить.
Обязать Министерство образования Архангельской области в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранений нарушений законодательства об антитеррористической защищенности государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры».
Обязать государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную оснастить здание государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», расположенное по адресу: <адрес>, охранной сигнализацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.С. Остапчук
Мотивированное решение изготовлено 24.11.2023