61RS0019-01-2021-007694-7
Дело № 2а-193/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«13» января 2022 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи: Тюрина М.Г.
с участием помощника прокурора г. Новочеркасска Дворниченко С.П
при секретаре: Кузовниковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Новочеркасска, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту ЖКХ и благоустройства г. Новочеркасска, заинтересованное лицо: Департамент строительства и городского развития Администрации г.Новочеркасска, Администрация г. Новочеркасска о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новочеркасска обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту ЖКХ и благоустройства г. Новочеркасска о признании бездействия незаконным, в обоснование заявленных требований указав, что Прокуратурой города совместно с представителями ГИДН ОГИБДД МУ МВД «Новочеркасское» по обращению депутата законодательного собрания РО Кутырева А.А., действующего в интересах Елисеевой Е.В., проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательств в сфере безопасности дорожного движения.
В ходе проверки выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: в нарушение п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар с обоих сторон проезжей части дороги. В нарушение п, 5.3.1 ГОСТ Р 50597 -2017 имеется завышение и занижение обочины, что сужает проезжую часть дороги до 3.9 метра в районе дома № 67 по ул. Ветеринарной.на участке дороги
Недостаточное проведение работы в данном направлении создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Ранее по аналогичным доводам обращения депутата Законодательного собрания РО Кутырзва А.А. проводилась проверка, в ходе которой были выявлены вышеуказанные нарушения, по результатам проверки прокуратурой города 19.03.2021 главе администрации г. Новочеркасска внесено представление об устранении выявленных нарушений. Согласно ответу администрации города от 25.03.2021 администрация города соглашается с выявленными нарушениями, но нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств.
Просит суд признать бездействия Департамента ЖКХ и благоустройства г. Новочеркасска по не обеспечению надлежащего состояния улично-дорожной сети на территории г. Новочеркасска, незаконным.
Обязать Департамент ЖКХ и благоустройства г. Новочеркасска обустроить автомобильную дорогу по ул. Ветеринарная от пр. Баклановский до ул. Прудная в г: Новочеркасске с соответствии с требованиями п 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597 -2017.В судебное заседание помощник прокурора г. Новочеркасска не явилась, извещена надлежащим образом.
Определением суда в качестве заинтересованных лиц привлечены : Департамент строительства и городского развития Администрации г.Новочеркасска, Администрация г. Новочеркасска ростовской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новочеркасска Дворниченко С.П поддержала заявленный административный иск, просила суд его удовлетворить в полном объеме.
Остальные участники процесса будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседания не явились. Представителем административного ответчика предоставлен отзыв на исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Новочеркасска по следующим основаниям.
В силу ч, 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, гласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции брататься в суд с административными исковыми заявлениями о незаконными, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что прокуратурой города совместно с представителями ГИДН ОГИБДД МУ МВД «Новочеркасское» по обращению депутата законодательного собрания РО Кутырева А.А., действующего в интересах Елисеевой Е.В., проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательств в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 №2 57-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Статьей 6 Областного закона от 16.08.2000 № 97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пунктом 5 части 1 статьи 33 Устава города установлено, что Администрация г. Новочеркасска под руководством Мэра г. Новочеркасска организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новочеркасска, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи данного закона определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам РФ.
В соответствии с п. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 23.12.2016 создан отраслевой (функциональный) орган Администрации г. Новочеркасска Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска.
В соответствии с Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска (далее - Департамент ЖКХ), утвержденного решением Городской Думы г. Новочеркасска от 23.12.2016 № 133, Департамент ЖКХ является отраслевым (функциональным) органом Администрации г. Новочеркасска. муниципальным заказчиком, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в области благоустройства, городского жилищно-коммунального и дорожного хозяйства в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Новочеркасск», обладает правами юридического лица, осуществляет свою деятельность самостоятельно».
Согласно п. 3.6 указанного Положения на Департамент ЖКХ возложены функции по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу п.п. 3.7, 3.8 указанного Положения на Департамент ЖКХ также возложены функции содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог з границах города, а также содержание объектов дорожного хозяйства, уличио-дорожной сети.
В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым, покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1-111 категорий по ГОСТ" Р 52398 тротуары обязательны для на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Согласно п. 4.5.1.2- в населенных пунктах городского типа, тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений, со СНиП 2.05.02-85 (утвержденным постановлением Госстроя России №132) п.4.39- на участках дорог в пределах населенных пунктов, а при расчетной интенсивности движения 4000 прив. ед/сут и более, также на подходах к ним следует предусматривать тротуары.
15.10.2021 и.о. заместителя прокурора г. Новочеркасска Миненко B.C. с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Новочеркасское» Калугина Н.В, проведено обследование участка автомобильной дороги по ул. Ветеринарная от пр. Баклановский до ул. Прудная в г. Новочеркасске на предмет соответствия ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ).
В ходе проверки выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: в нарушение п. 4.5.1. ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар с обоих сторон проезжей части дороги.
В нарушение п, 5.3.1 ГОСТ Р 50597 -2017 имеется завышение и занижение обочины, что сужает проезжую часть дороги до 3.9 метра в районе дома № 67 по ул. Ветеринарной.на участке дороги
Не приведение указанного участка автомобильной дороги в надлежащее состояние создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу населения г. Новочеркасска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска допущено незаконное бездействие, выразившиеся в непринятии мер, направленных на обеспечение надлежащего состояния автомобильных дорог г. Новочеркасска.
Представителем административного ответчика не представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения обязанности по надлежащему содержанию и ремонту дорог, и наличие непреодолимых, чрезвычайных обстоятельств, препятствующих исполнению этой обязанности. Материалы дела не содержат доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения дела. Доводы административного ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком являются ошибочными., поскольку именно на департамент ЖКХ возложены функции по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Так же возложены функции содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог з границах города, а также содержание объектов дорожного хозяйства, уличио-дорожной сети.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствий со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, исковые требования прокурора г. Новочеркасска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить административное исковое заявление прокурора г. Новочеркасска, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту ЖКХ и благоустройства г. Новочеркасска, заинтересованное лицо: Департамент строительства и городского развития Администрации г.Новочеркасска, Администрация г. Новочеркасска о признании бездействия незаконным.
Признать незаконным бездействие Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска, выразившееся в ненадлежащем содержании улично-дородной сети на территории г. Новочеркасска.
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска обустроить автомобильную дорогу по ул. Ветеринарная от пр. Баклановский до ул. Прудная в г. Новочеркасске в соответствии с требованиями п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2022 года.