Дело № 2-3029/2024
39RS0010-01-2024-002674-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2024 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Дашковского А.И.
при секретаре Грязновой Ю.В.
с участием старшего помощника прокурора Гурьевского района Калининградской области Барабановой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гурьевского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Гурьевский муниципальный округ», МБУ «Дело» о возложении обязанности по финансированию мероприятий и устройству твердого покрытия с уклоном для отведения талых и сточных вод и ограждения контейнерной площадки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гурьевского района Калининградской области обратился в суд с указанным иском, в котором просит: обязать Администрацию Гурьевского муниципального округа Калининградской области обеспечить финансирование мероприятий по устройству твердого (асфальтное, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерной площадки, расположенной в пос. Опушки Гурьевского муниципального округа Калининградской области (дом 1), а также ее ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за ее пределы; обязать МБУ «Дело» в течение шести месяцев с момента финансирования произвести работы по устройству твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерной площадки, расположенной пос. Опушки Гурьевского муниципального округа Калининградской области (дом 1), а также ее ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за ее пределы.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при обустройстве контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов, расположенная в пос. Опушки Гурьевского муниципального округа Калининградской области (дом 1), включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (информация размещена на сайте Администрации муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ»: httips://gurievsk.gov39.ru/index.php/hcs/sanitary-cleaning).
Указанная контейнерная площадка не отвечает требованиям действующего законодательства, а именно не имеет твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
МБУ «Дело» на основании постановления главы администрации округа от 14.01.2021 № 11 создано путем реорганизации для содержания мест накопления ТКО, определения схемы размещения и ведения реестра мест площадок накопления ТКО.
Прокурор, ссылаясь на положения, предусмотренные ст.ст. 16-17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8-13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.45 ГПК РФ, просит разрешить данный вопрос в судебном порядке.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области Барабанова А.М. иск поддержала по изложенным в нём основаниям.
Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд яку представителей не обеспечили, заявлений и ходатайств суду не представили. От представителя ответчика МБУ «Дело» Лакеева А.Е. в суд поступило заявление, в котором он не возражал против доводов иска, однако просил суд увеличить срок исполнения возлагаемых обязательств до одного года.
Выслушав явившееся лицо, исследовав материалы гражданского дела, собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских, муниципальных округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового отходами в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства и области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определяют Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039.
Согласно указанным Правилам органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и много законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) в соответствии с утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Администрацией МО «Гурьевский муниципальный округ» определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляется ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Для создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов было создано муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Дело», которое в соответствии с постановлением администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области от 14.01.2021 № 11 «О реорганизации муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Дело» преобразовано в МБУ «Дело».
Из материалов дела следует, что контейнерная площадка, расположенная в пос. Опушки Гурьевского муниципального округа Калининградской области (дом 1), включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (информация размещена на сайте администрации МО «Гурьевский муниципальный округ»).
Проверкой прокуратуры Гурьевского района Калининградской области с выездом на место установлено, что контейнерная площадка не имеет твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Учитывая, что вопреки требованиям закона контейнерная площадка, расположенная в пос. Опушки Гурьевского муниципального округа Калининградской области (дом 1) не имеет твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что в судебном заседании ответчиками не оспорено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФот 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При таких обстоятельствах, суд применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ приходит к выводу о том, что имеются достаточные правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, при этом учитывая также и то, что предложенный прокурором срок для устранения выявленных нарушений закона является недостаточным, суд полагает разумным и справедливым, принимая во внимание основополагающий принцип охраны здоровья населения, возложить на МБУ «Дело» обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по устройству твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерной площадки, расположенной в пос. Опушки Гурьевского муниципального округа Калининградской области (дом 1), а также ее ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за ее пределы, а на администрацию Гурьевского муниципального округа – обязанность профинансировать указанные работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Гурьевского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Дело» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по устройству твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерной площадки, расположенной в пос. Опушки Гурьевского МО Калининградской области (дом 1), а также ее ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за ее пределы.
Возложить на администрацию муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» Калининградской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устройству твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерной площадки, расположенной в пос. Опушки Гурьевского МО Калининградской области (дом 1), а также ее ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за ее пределы, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 ноября 2024 года.
Судья