Дело № 2-511/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2017 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Цивилевой Е.С.,
при секретаре Кожиной Е.В.,
с участием прокурора Королева И.Н., представителя ответчика Курицына Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска о признании действий и бездействий незаконными, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Магнитогорский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска (далее по тексту – МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска либо Предприятие) о признании действий и бездействий незаконными и возложении обязанностей. В обоснование требований указано, что учредителем МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, от имени города Магнитогорска вступает администрация города. Предметом деятельности предприятия является вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилищного фонда и территорий предприятий, организаций, учреждений города. Предприятие осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, перевозку грузов автомобильным транспортом, оказание населению, проживающему домах частной застройки на территории поселков города, платных услуг по вывозу твердых бытовых отходов и жидких нечистот. МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска фактически осуществляет деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов производства и потребления, в том числе, и опасных отходов (III и IV классов опасности). МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска осуществляет свою деятельность с нарушениями законодательства об охране окружающей среды, в связи с чем были приняты меры прокурорского реагирования, которые до настоящего времени не устранены. Неисполнение МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска требований законодательства об охране окружающей среды создает угрозу причинения здоровью людей, окружающей среде, а также нарушает право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Просит признать незаконными действия МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, выразившиеся в осуществлении хозяйственной деятельности, в процессе которой образуются отходы, в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; признать незаконными действия МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, выразившиеся в осуществлении деятельности по сбору, размещению отходов III, IV классов опасности в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; признать незаконным бездействие МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, выразившееся в установлении переносных сетчатых ограждений вблизи мест разгрузки и складирования твердых бытовых отходов на территории Магнитогорской городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>; возложить на МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; обратиться в установленном порядке в Министерство экологии Челябинской области за утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; обратиться в установленном порядке в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части работ по сбору, размещению отходов III-IV классов опасности; установить переносные сетчатые ограждения вблизи мест разгрузки и складирования твердых бытовых отходов на территории Магнитогорской городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 3-17).
Прокурор Королев И.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска Курицын Д.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Просил увеличить срок для устранения допущенных нарушений до января 2018 года, поскольку обязанности, о возложении которых просит Магнитогорский природоохранный прокурор, требуют длительных временных затрат.
Заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»: размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными 1 нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно чч. 2, 4, 6 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Так, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
На основании пп. 4, 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (ред. от 25.07.2014), проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекса обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разбалтываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензией является специальное на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
На основании п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно пп. 1, 2 ст. 18 вышеназванного закона, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного ч. 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
В соответствии с чч. 4, 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия переоформлению в порядке, установленном ст. 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Учитывая изложенное, лицензии, выданные по Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежали переоформлению в порядке, определенном ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и в настоящее время являются недействующими, поскольку указанным Федеральным законом наименование вида деятельности на который требуется лицензия, изменено: - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 30.12.2008 № 309-Ф3, вступившей в силу с 01.07.2009); деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции, вступившей в силу с 03.11.2011); деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 25.06.2012 № 93-Ф3, вступившей в силу с 25.06.2012); деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 29.12.2014 № 458-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2016).
Подтверждение позиции о том, что лицензии, выданные по Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, являются недействующими, изложено в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.10.2016 № АА-03-03-36/21179.
На основании чч. 3, 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 01 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 01 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 июля 2016 года. После 01 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно п. 5.3 «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила» переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
В соответствии с пп. 62-8 п. 9 раздела III Положения о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 № 366 (ред. от 25.10.2016), основными функциями Министерства являются утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
На основании п. 4.39 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 № 543, управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на территории Челябинской области.
В судебном заседании установлено, что учредителем МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска от имени города Магнитогорска выступает администрация города. В соответствии с Уставом МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска осуществляет, в том числе, следующие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, хранению нефти, газа и продуктов их переработки, сбор и переработка вторичного сырья, оказание населению, проживающему в домах частной застройки на территории поселков города, платных услуг по вывозу твердых бытовых отходов и нечистот, в соответствии с целями и предметом деятельности Предприятия (л.д. 23-26).
Уставом также предусмотрено, что право Предприятия осуществлять деятельность, на занятие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у Предприятия с момент ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пп. 16 п. 2).
С 02 августа 2016 года распоряжением главы г. Магнитогорска <номер обезличен> исполнение обязанностей директора МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска возложено на *** (л.д. 28).
27 августа 2010 года МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска выдана лицензия <номер обезличен> на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. В приложении к указанной лицензии прописан перечень опасных отходов и виды работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Срок действия лицензии до 27 августа 2015 года (л.д. 30, 31-33).
В материалах дела имеются паспорта отходов I-IV классов опасности, утвержденные директором ООО «Автотранспортное управление» (л.д. 70-74), а также директоров ООО «Эмаль» (л.д. 81-83).
01 декабря 2014 года между МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска и ООО «Автотранспортное управление» заключен договор <номер обезличен> о приеме отходов на размещение твердых отходов III, IV, V классов опасности, разрешенных к размещению в установленном законом порядке, на объекте размещения отходов г. Магнитогорска – Магнитогорская городская свалка. Согласно указанному договору МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска оказывает услуги на основании лицензии <номер обезличен> от 27 августа 2010 года (л.д. 61-62).
31 декабря 2014 года между МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска и ООО «Эмаль» заключен договор <номер обезличен> о приеме отходов на размещение (временное хранение) твердых отходов III, IV, V классов опасности, разрешенных к размещению в установленном законом порядке, на объекте размещения отходов г. Магнитогорска – Магнитогорская городская свалка. Согласно указанному договору МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска оказывает услуги на основании лицензии <номер обезличен> от 27 августа 2010 года (л.д. 65-66).
01 октября 2015 года между МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска и ООО «Эмаль» заключен договор <номер обезличен> о приеме отходов на размещение (временное хранение) твердых отходов III, IV, V классов опасности, разрешенных к размещению в установленном законом порядке, на объекте размещения отходов г. Магнитогорска – Магнитогорская городская свалка. Согласно указанному договору МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска оказывает услуги на основании лицензии <номер обезличен> от 27 августа 2010 года (л.д. 59-60).
Исполнение вышеназванных договоров подтверждается талонами заказчика к путевому листу от 20 июля 2016 года, 29 июля 2016 года, 02 августа 2016 года, 04 августа 2016 года, 01 сентября 2016 года, 13 сентября 2016 года, 11 октября 2016 года, 25 октября 2016 года (л.д. 63-64, 67-69), актами об оказании услуг (л.д. 88-90).
В соответствии с лицензией <номер обезличен>, выданной МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска 15 апреля 2016 года, а также приложению к указанной лицензии, предприятию разрешена деятельность по транспортировке отходов III класса опасности и IV класса опасности (л.д. 34, 35).
Таким образом, из представленных документов усматривается, что после истечения срока действия лицензии <номер обезличен> от 27 августа 2010 года МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности не получало, исполнение договоров <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> производилось ответчиком на основании лицензии <номер обезличен> от 27 августа 2010 года, срок действия которой истек.
08 ноября 2016 года помощником Магнитогорского природоохранного прокурора составлен акт осмотра, проведенного на территории расположения Магнитогорской городской свалки (л.д. 93-99).
Согласно информации органа регионального государственного экологического надзора по результатам участия в проведении проверки юридического лица МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, составленной 16 ноября 2016 года, в ходе проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (л.д. 120-126).
Из акта проверки от 18 ноября 2016 года, проведенной Магнитогорской природоохранной прокуратурой Челябинской области в целях установления исполнения законодательства о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в деятельности МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, следует, что МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска осуществляет хозяйственную деятельность на территории следующих площадок: земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, где производит, в частности, эксплуатацию крематора дизельного КРД-300; земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, где осуществляет сбор (приём) и размещение отходов производства и потребления, в том числе и опасных (III, IV классов опасности). Указанные земельные участник находятся в аренде МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска. земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, в аренде МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска не находится и не используется для размещения отходов. Магнитогорская городская свалка расположена на территории земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, и земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>. Магнитогорская городская свалка по всему периметру имеет грунтовую обваловку высотой до 1,5 метра и ров глубиной до 2,5 метров. С северной и восточной сторон свалки имеется древесная растительность. Переносные сетчатые ограждения вблизи мест разгрузки и складирования отходов не установлены в связи с их отсутствием. МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска осуществляет отлов, транспортировку безнадзорных бродячих животных, их умерщвлением и сжигание трупов указанных животных с помощью крематора для сжигания биологических, промышленных, бытовых и медицинских отхожов «Крематор дизельный КРД-300», который закреплен за МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска. Зола от сжигания трупов животных размещается (хранится) на Магнитогорской городской свалке совместно с другими отходами. При этом паспорт на отход – зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных (код ФККО – 7 47 821 01 40 4) предприятием по установленной форме не составлялся. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска не разрабатывало и на утверждение в уполномоченный государственный орган не представляло. Утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение у предприятия отсутствуют. МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска неоднократно обращалось в Управлением Росприроднадзора по Челябинской области по вопросу включения Магнитогорской городской свалки в ГРОРО, но каждый раз получало отказы указанного Управления, которые в суды, иные государственные органы не обжаловало. Учет образовавшихся, переданных другим лицам, полученных от других лиц отходов МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска по формам, установленным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014), в 2015 и 2016 годах не велся. На основании договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска принимает на размещение (временное хранение) твердые отходы 3, 4, 5 класса опасности на объекте размещения отходов города Магнитогорска – Магнитогорской городской свалке. 27 августа 2010 года МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению (временному хранению) отходов III, IV классов опасности. Указанная лицензия предоставлена на срок до 27 августа 2015 года. В соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности <номер обезличен> от 27 августа 2010 года, местом осуществления деятельности по размещению (временному хранению) отходов является Магнитогорская городская свалка (<адрес обезличен>). 15 апреля 2016 года МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска получена лицензия на осуществление деятельности по транспортированию отходов III, IV классов опасности, которая действует бессрочно. Действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов III, IV классов опасности у МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска отсутствует, за её получением предприятие в Управление Росприроднадзора по Челябинской области не обращалось. За переоформлением лицензии <номер обезличен> от 27 августа 2010 года МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска в указанное Управление также не обращалось. Согласно п.п. 1.1, 2.1, 3.1 Инструкции по организации и выполнению работ по размещению (временному хранению) отходов на территории Магнитогорской городской свалки, на свалке выполняются следующие основные работы: прием и складирование ТКО. На свалке организуется бесперебойная разгрузка мусора. Выгруженные из машин ТКО складируются на рабочей карте. В соответствии с п.п. 2.3, 2.4 Инструкции по эксплуатации Магнитогорской городской свалки, цена приема отходов на объекте определена по договору с пользователем и внутренним приказом эксплуатирующей организации. К размещению принимаются отходы 3-5 класса опасности для окружающей природной среды. В результате деятельности МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска в 2015 году образовалось:
- 0,4 тонн шлама шлифовального маслосодержащего (код по ФККО – 3 61 222 03 39 3);
- 0,04 тонн обтирочного материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) (код по ФККО – 9 19 204 01 60 3);
- 0,2 тонн опилок и стружки древесных, загрязненных нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) (код по ФККО – 9 19 205 01 39 3);
- 0,08 тонн фильтров очистки масла автотранспортных средств отработанных (код по ФККО – 9 21 302 01 52 3);
- 0,2 тонн пыли (порошка) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50 % и более (код по ФККО – 3 61 221 01 42 4);
- 3,4 тонны мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО – 7 33 100 01 72 4);
- 0,2 тонны смета с территории предприятия малоопасного (код по ФККО – 7 33 390 01 71 4);
- 0,4 тонны опилок и стружки натуральной чистой древесины несортированных (код по ФККО – 3 05 291 11 20 5);
- 0,1 тонна абразивных кругов отработанных, лома отработанных абразивных кругов (код по ФККО – 4 56 100 01 51 5);
- 0,1 остатков и огарков стальных сварочных электродов (код по ФККО – 9 19 100 01 20 5). Указанные отходы размещены МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска на Магнитогорской городской свалке. В соответствии с представленным отчетом по форме 2-ТП (отходы) за 2015 год на предприятии в 2015 году: образовалось 0,04 тонны отходов 1 класса опасности, 0,244 тонны отходов 2 класса опасности, 1,52 тонны отходов 3 класса опасности, 6,212 тонны отходов 4 класса опасности и 30,7 тонн отходов 5 класса опасности; поступило от других организаций и размещено на эксплуатируемом объекте (Магнитогорская городская свалка) 18217,16 тонн отходов 3-5 классов опасности. Магнитогорская городская свалка как объект недвижимости предприятию не передавалась, на балансе не состоит, документы о правах на нее у предприятия отсутствуют. В целях предотвращения самовозгорания отходов на Магнитогорской городской свалке производится отсыпка слоев отходов инертным грунтом. При самовозгорании указанных отходов производится засыпка очагов возгорания песком, грунтом, близлежащими отходами. Отходы на свалке размещаются послойно. Высота 0,5-1 метра. Каждый слой отходов уплотняется с помощь. Бульдозера, а затем поверхность отходов пересыпается изолирующим грунтом (земля, песок, глина, камни). Высота засыпки грунтом 25-30 см. Пересыпка изолирующим грунтом осуществляется в целях размещения нового слоя отходов, пожарной безопасности, ограничения воздействия отходов на окружающую среду, в частности, на атмосферу. Отдельная карта с послойным размещением слоев отходов насыпается высотой до 2-2,5 метров. После отсыпки карты до указанной высоты начинает формироваться новая карта, примыкающая к ранее отсыпанным картам. Магнитогорская городская свалка эксплуатируется с 1957 года по настоящее время. МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска эксплуатирует указанную свалку с 1997 года по настоящее время. Размещённые на Магнитогорской городской свалке отходы производства и потребления за указанный период никуда не вывозились в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Соответствующих подтверждающих документов у МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска не имеется. Размещенные на территории Магнитогорской городской свалки отходы не утилизировались и не обезвреживались. Срок, в течение которого отходы производства и потребления будут размещаться на территории Магнитогорской городской свалки, какими-либо документами не предусмотрен и не установлен. Поступающие на Магнитогорскую городскую свалку отходы размещаются на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. На земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, поступающие на Магнитогорскую городскую свалку отходы не размещаются примерно с конца 1990-х годов по настоящее время. Таким образом, МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска осуществляет деятельность по размещению отходов, в том числе и опасных, по адресу, который не предусмотрен лицензией <номер обезличен> от 27 августа 2010 года. В ходе проведенного 08 ноября 2016 года осмотра установлено, что выгрузка отходов осуществляется на поверхности тела Магнитогорской городской свалки. Поверхность свалки отсыпана инертным материалом (грунтом, камнем, песком и т.п.). Географические координаты места выгрузки отходов - N 53.39696?, Е 059.12811? (в 329 метрах на юг от нежилого здания гаража). В указанном месте работают два бульдозера, которые осуществляют сдвигание выгруженных отходов. В ходе осмотра произошло самовозгорание отходов с выбросом дыма в атмосферный воздух, которое ликвидировано путем сдвигания отходов с помощью бульдозера. МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска имеет разработанный и утвержденный в установленном порядке проект предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 12.09.2014 № 450, которыми разрешается в период с 08 июля 2014 года по 07 июля 2019 года осуществлять выброс десяти вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 0,332488 т/год от промплощадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. в указанном Проекте для МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска не учтено использование стационарных источников выбросов: крематор дизельный КРД-300 и свалка отходов. При инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух крематор дизельный КРД-300, а также Магнитогорская городская свалка не учтены. Проект нормативов допустимых выбросов разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от крематора дизельного КРД-300, а также Магнитогорской городской свалки у предприятия отсутствуют. В связи с изложенным МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления. В действиях МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, а также <данные изъяты> МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска *** усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (л.д.177-130).
По результатам проведенной проверки 18 ноября 2016 года Магнитогорским природоохранным прокурором вынесено представление на имя <данные изъяты> МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска *** об устранении нарушений законодательства с требованием: рассмотреть представление с участием работника природоохранной прокуратуры, своевременно представить в Магнитогорскую природоохранную прокуратуру информацию о времени и месте рассмотрения представления; принять незамедлительно исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды, причин и условий им способствующих, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить указанный проект в установленном порядке в уполномоченный государственный орган для утверждения; обратиться в установленном порядке в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по размещению опасных отходов, предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору опасных отходов; составить паспорт опасного отхода – зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных (код по ФККО – 7 47 821 01 40 4); обеспечить учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по установленным образцам; обеспечить внесение Магнитогорской городской свалки в ГРОРО; установить переносные сетчатые ограждения вблизи мест разгрузки складирования твердых бытовых отходов; принять дополнительные меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов на Магнитогорской городской свалке; провести инвентаризацию выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух от Магнитогорской городской свалки и крематора дизельного КРД-300; обратиться в установленном порядке в Министерство экологии Челябинской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от Магнитогорской городской свалки и крематора дизельного КРД-300. Привлечь к дисциплинарной ответственности мастера МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска <ФИО>6, а также иных лиц, виновных в указанных нарушениях закона. О принятых мерах по устранению указанных нарушений закона в письменной форме сообщить в прокуратуру района в месячный срок со дня вынесения данного представления (л.д. 132-135).
В целях устранения нарушений законодательства, указанных в указанном представлении, 15 декабря 2016 года *** МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска *** подписан приказ <номер обезличен> о заключении договора со специализированной организацией на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 31 августа 2016 года, по факту получения проекта предоставлении его на утверждение в Росприроднадзор по Челябинской области (отв. начальник отдела договоров <ФИО>8); подготовке необходимого пакета документов и направлении в Росприроднадзор по Челябинской области для переоформления лицензии на вид деятельности по размещению отходов на территории Магнитогорской городской свалки в срок до 20 января 2017 года (отв. начальник отдела договоров <ФИО>8); разработке и организации выполнения мероприятий, необходимых для строительства площадки для сбора (приема) отходов в срок до 01 февраля 2017 года. После приемки выполненных работ по строительству площадки, подготовке необходимых пакетов документов для получения лицензии и направлении в Росприроднадзор по Челябинской области (отв. заместитель директора <ФИО>5); составлении паспорта опасного отхода – зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных в срок до 31 декабря 2016 года (отв. начальник отдела договоров <ФИО>8); проработке вопроса о выполнении перечня мероприятий, необходимых для учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в срок до 31 декабря 2016 года (отв. начальник отдела договоров <ФИО>8); выполнении мероприятий по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, ежеквартально (отв. мастер <ФИО>6); направлении документов в Росприроднадзор по Челябинской области для внесения Магнитогорской городской свалки в ГРОРО в срок до 31 декабря 2016 года (отв. начальник отдела договоров <ФИО>8); сооружении необходимого количества переносных сетчатых ограждений и установлении их вблизи мест разгрузки и складирования отходов в срок до 14 января 2017 года (отв. мастер <ФИО>6); разработке и принятию к исполнению дополнительных мероприятий по недопущению самовозгорания отходов на территории Магнитогорской городской свалки в срок до 31 декабря 2016 года (отв. мастер <ФИО>6); проведении инвентаризации выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух от Магнитогорской городской свалки (отв. мастер <ФИО>6) и крематора дизельного КРД-300 (отв. мастер <ФИО>7) в срок до 01 февраля 2017 года; обращении в установленном порядке в Министерство экологии Челябинской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от Магнитогорской городской свалки и крематора дизельного КРД-300 в срок до 10 февраля 2017 года (отв. заместитель директора <ФИО>5) (л.д. 137).
Постановлениями старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы Челябинской области <номер обезличен> и <номер обезличен> от 14 декабря 2016 года по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях <данные изъяты> МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска ***., МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска назначены административные наказания в виде административных штрафов в сумме 10000 рублей и 100000 рублей, соответственно, за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ
Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются действиями и бездействием МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска невозможно индивидуализировать, то есть четко определить, указав в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов.
Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земля, недра, почвы, леса и иная растительность.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения или иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится, среди прочего, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанностей в натуре (понуждение к совершению действий).
Обстоятельства нарушения ответчиком законодательства нашли свое подтверждение в акте обследования от 18 ноября 2016 года.
Выявленные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды до настоящего времени стороной ответчика не устранены, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд полагает, что исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска о признании действий и бездействия незаконными и возложении обязанностей следует удовлетворить.
При этом, с учетом объема выявленных нарушений, суд приходит к выводу о необходимости предоставления МУП «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска срока для устранения допущенных нарушений в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку данный спор носит публично-правовой характер, в соответствии с п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска о признании действий и бездействий незаконными, возложении обязанностей удовлетворить частично.
Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, выразившиеся в осуществлении хозяйственной деятельности, в процессе которой образуются отходы, в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, выразившиеся в осуществлении деятельности по сбору, размещению отходов III, IV классов опасности в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска, выразившиеся в установлении переносных сетчатых ограждений вблизи мест разгрузки и складирования твердых бытовых отходов на территории Магнитогорской городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства, а именно:
- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- обратиться в установленном порядке в Министерство экологии Челябинской области за утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- обратиться в установленном порядке в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части работ по сбору, размещению отходов III-IV классов опасности;
- установить переносные сетчатые ограждения вблизи мест разгрузки и складирования твердых бытовых отходов на территории Магнитогорской городской свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» г. Магнитогорска государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: