Дело № 2а-1587/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тверь 24 августа 2017 года
Заволжский районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Грачевой С.О.,
при секретаре Хайруллиной Е.Е.,
с участием представителя административного истца первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора – Олейник А.А.,
представителей административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – Елагина К.В.,
представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области – Ковалевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Держа и направлении сведений о границах,
установил:
Первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Заволжский районный суд г. Твери с исковым заявлением к Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, в котором просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении реки Держа обязанность по: определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы; описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а так же отображению указанных границ на картографических материалах; установлению на всем протяжении в пределах Тверской области границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления для внесения их в государственный водный реестр; направлению сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Держа в Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления и Федеральную кадастровую палату Росреестра по Тверской области. При этом административный истец просил установить ответчику срок исполнения решения суда – один год с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Тверской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, в ходе которой установлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Держа.
По данным Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области от 27.02.2017 года сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Держа в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Держа Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не установлены, соответствующие сведения в Федеральное агентство водных ресурсов, а также в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости не направлены.
Отсутствие соответствующих сведений в органах кадастрового учета может повлечь принятие неправомерного решения об использовании земель, фактически являющихся зонами с особыми условиями, при получении (предоставлении) выписок из кадастра объектов недвижимости о таких участках при рассмотрени вопроса об их предоставлении.
По данному факту в адрес Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 08.07.2016 года внесено представление об устранении нарушений закона. Однако должных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято.
Из ответа Министерства, поступившего в прокуратуру 15.08.2016 года, следует, что у Министерства не возникло обязанности по осуществлению указанных мероприятий, поскольку они не включены в соответствующий Перечень и на их финансирование субвенции из федерального бюджета не поступали.
Вместе с тем, анализ содержания ответа свидетельствует, что он основан на неверном толковании нормативных правовых актов, а также на утратившем силу нормативном положении.
Так, в рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 29.09.2010 года № 425, в соответствии с которыми плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 года № 629, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден приказом Минприроды России от 18.03.2008 года № 61.
Сведения о том, что значения прогнозных показателей и перечень, мероприятий, включающих меры по охране водного объекта - р. Держа, по каким- либо причинам не прошли процедуру согласования с Федеральным агентством водных ресурсов, в ответе не содержатся.
Таким образом, Министерством мероприятия, направленные на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос не проводились, соответствующие мероприятия не согласовывались, что исключает возможность получения субвенций на указанные мероприятия. При таких обстоятельствах, отсутствие финансирования из федерального бюджета не освобождает Министерство от выполнения перечисленных мероприятий.
Кроме того, мотивировка отсутствия у Министерства обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, основана на утратившем силу нормативном положении пункта 14 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года № 71 (в ред. постановления Правительства РФ от 27.02.2016 № 142), в то время как следовало руководствоваться пунктом 4 Правил, поскольку исходя из положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Более того, данная обязанность подлежит выполнению в силу прямого указания закона - части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой органы государственной власти обязаны направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использований территорий.
Допущенные нарушения не позволяют обеспечить защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.
В судебном заседании представитель административного истца Олейник А.А., поддержала исковые требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области – Елагин К.В. возражал против удовлетворения исковых требований. Поддержал доводы представленного суду отзыва на административное исковое заявление, из которого следует, что в заявленной редакции требования прокурора не могут быть удовлетворены, так как в случае их удовлетворения судебный акт будет нарушать принцип обязательности и вытекающий из него принцип исполнимости судебных актов. Так же из представленного суду отзыва следует, что установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности в приоритетном порядке осуществляется на водных объектах, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участках, расположенных в границах поселений. При этом обеспечивается размещение специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, определяются места установления этих знаков и их количество. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, направляют свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов, которые по итогам рассмотрения их на заседаниях соответствующих бассейновых советов готовят заключения по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета. При этом средства субвенций на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и могут быть направлены только на мероприятия, перечень которых установлен Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 61. Водный объект, указанный в административном исковом заявлении находятся в силу положений статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации в собственности Российской Федерации. Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. Поскольку действия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта река Держа не включались в указанные перечни и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, у Министерства не возникло обязанности и не имелось фактической возможности по осуществлению требуемых прокурором мероприятий. Кроме того, статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации, предусмотрены разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые в соответствии с частью 1 данной статьи включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. На 2017 год субвенций из федерального бюджета были распределены на иные более приоритетные направления. Финансирования мероприятий на описание и установления границ водоохранных зон предусмотрено не было. Выполнение Министерством возложенных на него функций осуществляется на плановой основе в соответствии с бюджетным законодательством и положениями Методических рекомендаций и доказательств обратного, а равно и доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду прокурором в дело не представлено. Отсутствие специальных информационных знаков о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и их картографического описания не является основанием для освобождения граждан и юридических лиц от ответственности, предусмотренной за несоблюдение специального режима использования земельных участков в границах этих зон и не делает невозможным определение этих границ, поскольку порядок определения таких границ (размеры границ) прямо установлен статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, которая является нормой прямого действия и обязательна для исполнения всеми лицами, вне зависимости от того, установлены ли специальные информационные знаки о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос или не установлены.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области Ковалева Е.В., возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию, изложенную в письменном возражении, доводы которого аналогичны представленного суду отзыва ответчика.
Остальные участники процесса не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причине неявки в суд не представили. В связи с чем, судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а исполнение обязанности по установлению границ водоохранной зоны водного объекта, исходя из положений Водного кодекса Российской Федерации, направлено на защиту водных объектов от загрязнения деятельностью человека, тем самым на защиту прав неопределенного круга лиц на использование указанного водного объекта, не имеющего загрязнения, с сохраненной средой обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Тверской области таким органом является Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
В соответствии с п.1 и п.п. «в» п.13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 года № 90-пп, органом государственной власти Тверской области, осуществляющим за счет субвенций из федерального бюджета полномочия Российской Федерации, в том числе меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области, является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
В силу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
При этом, территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимо для создания и обеспечения особого режима водного объекта.
В судебном заседании установлено, что на территории Тверской области расположен федеральный водный объект река Держа, код водного объекта: 08010100612110000001514, в отношении которого до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Держа не установлены, соответствующие сведения в Федеральное агентство водных ресурсов, а также в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости не направлены.
Указанный водный объекты, в силу положений статьи 8 Водного кодекса РФ, находится в собственности Российской Федерации.
Как следует из п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. №17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации-при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.
В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 года № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Методических указаний, они предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренные пунктом2 части1 статьи26 Водного кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Пунктом 14 Методических указаний установлено, что при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
В соответствии с п. 6 «Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 года № 629 органы государственной власти, указанные в пункте 3 обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан, и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Из материалов дела следует, что в 2016 году Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой по обращению о нарушениях природоохранного законодательства при использовании земельных участков проведена проверка исполнения органами государственной власти Тверской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, в ходе которой установлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Держа.
Так проверкой установлено, что в нарушение требований п. «к» ч. 1 ст. 72, ст. ст. 2, 17, 18 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 55, п. 2 ч. 1 ст. 26, п. 17 ст. 1, ч.ч. 1, 2, 15, 17, 18 ст. 65, Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 2-6 Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года № 17, ст. 1, ч.ч. 2, 5 ст. 30, п. 5 ч. 5 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме», правил, расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 года № 629, положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Держа Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не установлены, соответствующие сведения в Федеральное агентство водных ресурсов, а также в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости не направлены.
По данному факту в адрес Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 08.07.2016 года внесено представление об устранении нарушений закона, которое ответчиком оставлено без удовлетворения.
Должных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято. Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных знаков, не установлены.
В ходе рассмотрения дела доказательств реализации Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водного объекта - реки Держа, ответчиком не представлено.
В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к Приказу Минприроды России от 29.09.2010 года № 425, согласно которым плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 года 629, определен порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования.
Так, в соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 года № 61 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» разработан Примерный перечень мероприятий по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в который, в частности, включено установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
Согласно части 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, под которыми исходя из положений пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, являясь исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования и водных отношений, ежегодно, в установленные законодательством сроки, согласовывает с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на очередной финансовый год. Ежегодно в Перечень мероприятий включаются мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что соответствующие меры, направленные на внесение сведений о прибрежной защитной и береговой полосах реки Держа Министерством не приняты, а формальный характер принимаемых мер не позволили урегулировать существующую проблему охраны водного объекта.
Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. При этом, действия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Держа не включались в указанные перечни и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, что свидетельствует о бездействии ответчика по исполнению полномочий Российской Федерации в области водных отношений, подтверждает законность и обоснованность заявленных требований. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы представителя ответчика на невозможность исполнения требований заявителя, ввиду отсутствия бюджетных денежных средств на осуществление мероприятий, указанных в заявлении, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку обязанность по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения министерства на выполнение охранных мероприятий в отношении одних или других водных объектов. Объективных причин, препятствующих осуществить мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки, у министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не имеется, а отсутствие финансирования из федерального бюджета не освобождает ответчика от выполнения перечисленных в решении мероприятий. Требования закона в области природоохранного законодательства, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с объемом финансирования в той или иной сфере.
Доказательств того, что исполнение судебного решения требует более длительных временных затрат, чем указано истцом, представителем ответчика не представлено. Кроме того, в случае невозможности исполнить судебный акт в установленный судом срок ответчик вправе обратиться в порядке ст. 189 КАС РФ для рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
Доводы предствителя ответчкиа, о том, что решением суда на Минприроды Тверской области могут быть возложены обязанности, которые не относятся к полномочиям данного органа, суд отклоняет как несоответствующее положениям п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 года № 17.
Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Кроме того, несоблюдение законодательства об охране водных объектов, не принятие мер по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, являющегося федеральной собственностью, создает угрозу загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, чем нарушаются интересы Российской Федерации как собственника водных объектов в силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, а также конституционное право неопределенного круга лиц
Таким образом, учитывая, что бездействие ответчика нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, суд, рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований и необходимости их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Держа и направлении сведений о границах, - удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении реки Держа (код водного объекта 08010100612110000001514) обязанность по:
1) Определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса российской Федерации;
2) описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а так же отображению указанных границ на картографических материалах;
3) установлению на всем протяжении в пределах Тверской области границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан;
4) предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления для внесения их в государственный водный реестр;
5) направлению сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Держа в Отдел водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления и Федеральную кадастровую палату Росреестра по Тверской области.
Установить ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда – один год с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2017 года.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>