Решение по делу № 2-2043/2024 от 29.12.2023

54RS0010-01-2023-012352-75

Дело №2-2043/2024

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2024 года                                  <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи                    Постоялко С.А.,

При секретаре                            Задорожной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фроловой Т. В. к Министерству <адрес> об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику Министерству строительства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обосновании заявленных требований, истец ссылается на то, что она относится к категории многодетных семей, имеющих 5 и более детей на иждивении, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма на территории <адрес>. Ее семья зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности жилом помещении общей площадью 31,2 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении. На иждивении истца находится 8 несовершеннолетних детей: <данные изъяты>. Кроме того, в указанном доме проживают Фролов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фролова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Ссылаясь на подпрограмму «Государственная поддержка муниципальных образований <адрес> в обеспечении жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей», просит удовлетворить заявленные требования.

Судом в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечена администрация <адрес>, Администрация Калининского сельсовета <адрес>.

Истец Фролова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания, создает угрозу жизни для нее и ее несовершеннолетних детей.

Представитель ответчика Министерства <адрес> Коржова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, дала пояснения.

Представитель администрации Калининского сельсовета <адрес> Сидорович О.Л., действующий на основании распоряжения, в судебном заседании разрешения заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Представитель ответчика администрации <адрес> НСО в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на исковое заявление.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 3 данной статьи Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В <адрес> обеспечение жилыми помещениями многодетных семей с 5 и более несовершеннолетними детьми осуществлялось в рамках реализации подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований <адрес> в обеспечении жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей» государственной программы <адрес> «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес>» (утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п; утратило силу - Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 117-п).

В рамках указанной подпрограммы из областного бюджета <адрес> осуществлялось предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> на обеспечение жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей по договорам социального найма. Обеспечение жилыми помещениями возможно за счет строительства (приобретения) жилых помещений для нуждающихся в жилых помещениях многодетных малообеспеченных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствующем финансовом году имели состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях семьи, имеющие 5 или более несовершеннолетних детей по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Преимущество имели семьи, имеющие внеочередное право на обеспечение жилым помещением в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Судом установлено, что Фролова Т.В. является матерью <данные изъяты> (л.д. 8,9,11-13).

Фроловой Т.В. выдано удостоверение многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Фролова Т.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.14).

Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» следующие изменения: Фролову Т.В., <данные изъяты> (л.д.15).

На основании представленных в ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> документов семья Фроловой Т.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, включена в число участников подпрограммы и внесена в Сводный список по <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди семьи Фроловой Т.В. в Сводном списке – 159 с учетом даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ.

Фролова Т.В., <данные изъяты> являются собственниками по 1/8 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 31,2 кв.м.

Согласно экспертного заключения ООО «Мэлвуд» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден в качестве места постоянного проживания граждан, не соответствует требованиям нормативно-технических документов, действующих в настоящее время на территории РФ, не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию помещений (л.д.42-105).

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: НСО, <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания (л.д.114).

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 51 п. 2 Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №188-ФЗ, Акта обследования жилого помещения для оценки состояния (признания помещения пригодным/непригодным для проживания) от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ), согласно результатов межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: <адрес> не пригодным для постоянного проживания, включены в списки граждан, имеющих право на вне очередное предоставления жилья - Фролову Т. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в составе членов семьи, зарегистрированных по данному адресу: <данные изъяты> (л.д.123).

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова» части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Как указал Конституционный суд РФ, законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в жилом помещении с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) его жилье, а потому нуждающимся, по смыслу данных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник. Сложившаяся практика допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, только при условии, что эти граждане занимают такое помещение на основании договора социального найма. Для собственников же признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а помещения - непригодным для проживания обычно не означает немедленного получения нового благоустроенного помещения взамен непригодного, но предполагает достаточно долгое ожидание расселения в порядке очередности. Соответственно, действующее правовое регулирование не обеспечивает системной реализации права на жилище малоимущими гражданами, которым оно в силу прямого указания Конституции Российской Федерации должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).

Для малоимущих граждан - собственников жилых помещений, дальнейшая эксплуатация которых без риска для жизни и здоровья невозможна, безусловной и конституционно значимой необходимостью является законодательное решение вопроса об условиях и порядке их обеспечения благоустроенными жилыми помещениями. Люди, оказавшиеся в такой тяжелой жизненной ситуации, как непригодность для проживания единственного жилья при отсутствии средств не только на приобретение другого, но нередко и на наем жилья, нуждаются в ясном и понятном регулировании, которое позволило бы им планировать свои действия для выхода из данной ситуации, а также определило бы обязанности публичной власти по содействию им.

При этом в равной мере должны быть удовлетворены - в должной правовой форме - и требования о сбалансировании их прав с правами других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нормы же частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с иными законодательными и подзаконными актами и по их смыслу в правоприменительной практике не просто порождают пробел в правовом регулировании, но ведут к перерастанию отдельных нормативных погрешностей в такое состояние правового института, когда даже при всем наборе юридических фактов гражданин не в силах - в том числе обратившись в компетентный орган власти, а затем и в суд - сформировать уверенные ожидания в отношении возможности и способа удовлетворения своих жилищных потребностей. Это вступает в противоречие с конституционными гарантиями достоинства личности и права на жилище, с принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также их эффективной государственной, прежде всего судебной, защиты.

Как подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, если пробельность закона ведет к правоприменению, угрожающему соблюдению конституционных прав, законодателю предписывается преодолеть такой пробел, включая те случаи, когда он подтверждается устойчивой практикой, выработавшей единообразное понимание конкретного регулирования.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

С учетом вышеприведенной позиции Конституционного Суда РФ, а также с учетом того, что истец признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма, имеющей право на вне очередное предоставление жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что на администрацию <адрес> подлежит возложению обязанность вне очереди предоставить Фроловой Т.В. в составе членов семьи <данные изъяты>, жилое помещение договору социального найма, рассчитанной по норме предоставления на каждого члена семьи.

Принимая во внимание, что обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на орган местного самоуправлению, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца к Министерству строительства <адрес>

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Фроловой Т. В., удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> предоставить Фроловой Т. В. в составе членов семьи <данные изъяты>, жилое помещение договору социального найма не менее 15 кв.м. на 1 человека, на территории <адрес>, путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

        Судья -

2-2043/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фролова Татьяна Владимировна
Ответчики
Министерство строительства Новосибирской области
Администрация Колыванского района Новосибирской области
администрация Калининского сельсовета Колыванского района
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2024Дело оформлено
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее