Решение по делу № 2-238/2020 от 05.10.2020

№2-238/2020

43RS0025-01-2020-000371-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2020 года г. Нолинск Кировской области

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

судьи Горбуновой С.В.,

при секретаре Цепелевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нолинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Нолинское сельское поселение Нолинского района Кировской области в лице администрации муниципального образования Нолинское сельское поселение Нолинского района Кировской области о возложении обязанности организовать устранение нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нолинского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, в последующем уточненным, к муниципальному образованию Нолинское городское поселение об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование требований указал, что прокуратурой Нолинского района Кировской области в 2020 году с участием сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Нолинский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части обустройства пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений г. Нолинска Кировской области, в ходе которой установлены нарушения требований указанного законодательства, а именно: на ул. Ленина около дома 16 г. Нолинска пешеходный переход, расположенный на участке, проходящий вдоль МКДОУ детский сад № 4, на ул. Ленина около дома 22 г. Нолинска пешеходный переход, расположенный на участке, проходящий вдоль КОГОБУ ШИ ОВЗ № 1 г. Нолинска, на ул. Коммуны около дома 40 г.Нолинска пешеходный переход, расположенный на участке, проходящий вдоль территории МКДОУ детский сад № 5 г. Нолинска и МКУ «Спортивная школа Нолинского района», не соответствуют требованиям п.8.2.27 ГОСТ Р 52289-2004, так как отсутствует ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа, а также требованиям п. 6.2.11 ГОСТ 32944-2014, так как отсутствует транспортный светофор, работающий в постоянном режиме желтого мигания, кроме того на пешеходном переходе около д.40 по ул.Коммуны г. Нолинска отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1, что является нарушением требований п. 6.3.1, п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. 30 апреля 2020 г. прокуратурой района в адрес главы администрации Нолинского городского поселения по указанным выше нарушениям вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которое до настоящего времени частично не исполнено, ограничивающие пешеходные ограждения, транспортные светофоры, работающие в постоянном режиме желтого мигания, не установлены. Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств дорожного движения от 17.03.2020 государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МО России «Нолинский», обустройство пешеходных переходов вблизи ильных образовательных учреждений г. Нолинска в установленном выше объёме необходимо, в связи с чем неисполнение администрацией МО Нолинское городское поселение Нолинского района Кировской области обязанностей по организации безопасного дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и может привести к дорожно-транспортным происшествиям с участием несовершеннолетних. Прокурор Нолинского района Кировской области просит обязать муниципальное образование Нолинское городское поселение Нолинского района Кировской области в лице администрации Нолинского городского поселения Нолинского района Кировской области организовать устранение нарушений требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, ГОСТ 32944-2014, ГОСТ Р 52289-2004 и оборудовать наземные нерегулируемые пешеходные переходы:

на проезжей части автомобильной дороги по улице Ленина, д.16 г.Нолинска Кировская область, вблизи образовательной организации МКДОУ детский сад №4 Нолинска транспортным светофором, работающим в постоянном режиме желтого мигания и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа;

на проезжей части автомобильной дороги по улице Ленина, д.22 г.Нолинска Кировская область, вблизи образовательной организации КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г.Нолинска транспортным светофором, работающим в постоянном режиме желтого мигания и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа;

на проезжей части автомобильной дороги по улице Коммуны, д.40 г.Нолинска Кировская область, вблизи образовательной организации МКУ Спортивная школа Нолинского района и образовательной организации МКДОУ детский сад №5 г.Нолинска транспортным светофором, работающим в постоянном режиме желтого мигания.

В судебном заседании заместитель прокурора Нолинского района Кировской области Двоеглазова Н.Н. заявленные требования поддержала, просит также указать на возложение обязанности устранить нарушения в срок до 01 сентября 2021 г.

Представитель ответчика муниципального образования Нолинское городское поселение Никулина И.В. с иском согласна частично, просит предоставить срок для исполнения решения в части установки пешеходных ограждений до 2024 года, поскольку ГОСТ 32944-2014 предусмотрено поэтапное совершенствование организации дорожного движения на пешеходных переходах. Поддержала письменный отзыв ответчика и дополнительно пояснила, что стоимость оборудования пешеходных переходов пешеходными ограждениями составляет около 1 млн. руб., учитывая стоимость материалов – около 1500 руб. за 1 пог.метр и работ по установке – также около 1500 руб. за 1 пог. метр. Поскольку таких денежных средств в бюджете поселения нет, намерены изыскивать финансирование и после изготовления в 2021 году новой дислокации технических средств организации дорожного движения устанавливать ограждения по одному в год: в 2022 – по ул. Ленина, 22, в 2023 году – по ул. Ленина, 16, в 2024 году – по ул. Коммуны, 40. Полагает об отсутствии целесообразности оборудовать пешеходные переходы светофорами, работающими в постоянном режиме желтого мигания, поскольку интенсивность движения транспортных средств и пешеходов не замерялась, администрацией поселения произведен подсчет количества автомобилей и пешеходов на участке дороги г. Нолинска по ул. Ленина, 16, 19.10.2020 с 07.00 до 08.00 час. утра по пешеходному переходу прошло 44 человека и по дороге проехало 464 машины, что менее требуемой для установки светофоров интенсивности движения в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019, кроме того, нет статистики по аварийности на этих пешеходных переходах. При этом стоимость приобретения и установки светофоров на один пешеходный переход начинается от 139 тыс. руб., поэтому денежных средств для данных целей в бюджете поселения также не имеется.

Представитель третьего лица МО МВД России «Нолинский» Нелюбин А.П. в судебном заседании исковые требования поддерживает в полном объеме, пояснил, что в период проведения проверки соблюдения законодательства в области дорожного движения г. Нолинска 17.03.2020 действовал ГОСТ Р52289-2004, с 01.04.2020 действует ГОСТ с ГОСТ Р 52289-2019. Пешеходные ограждения и светофоры, работающие в постоянном режиме желтого мигания, на участках дороги вблизи образовательных учреждений предусмотрены действующим законодательством, условие интенсивности движения транспортных средств и пешеходов относится к трехцветным светофорам, регулирующим дорожное движение и не применяется к предупреждающим светофорам Т.7. Стоимость данных светофоров значительно ниже той, о которой говорит представитель ответчика, поскольку приобрести и установить необходимо только сами светофоры и элементы питания к ним (солнечная батарея), без дорожных знаков и стоек, которые имеются.

Представители третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора МКДОУ детский сад №4 Нолинска, КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г.Нолинска, КОГОБУ ШИ ОВЗ №2 г.Нолинска, МКУ «Спортивная школа Нолинского района» и МКДОУ детский сад №5 г.Нолинска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает данное дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из положений пункта 6 статьи 3 и пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что содержание автомобильных дорог местного значения, признаваемое дорожной деятельностью, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно пункту 12 статьи 3 данного Закона содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах устанавливает ГОСТ 32944-2014. Межгосударственный стандарт., введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 990-ст и ГОСТ Р 52289-2019, который утвержден и введен в действие с 1 апреля 2020 года приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019).

В связи с введением в действие с 01 апреля 2020 года ГОСТ Р 52289-2019, действующий ранее ГОСТ Р 52289-2004 утратил силу.

Согласно п. 6.2.11 ГОСТ 32944-2014 в сложившихся неблагоприятных условиях для движения пешеходов (на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, вблизи детских учреждений и т.п.) необходимо осуществлять поэтапное совершенствование организации дорожного движения на обозначенных пешеходных переходах, включающее в себя установку на обозначенных пешеходных переходах транспортных светофоров по ГОСТ 33385, работающих в постоянном режиме желтого мигания.

В соответствии с подпунктом 3 п. 7.3.8. ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случае, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.

В соответствии с п. 8.1.29. ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.

В соответствии с п. 8.1.32 ГОСТ Р 52289-2019 ограждения устанавливают с двух сторон дороги по границе полосы отвода, за исключением мест пересечений с автомобильными дорогами.

Исходя из положений пункта 5 части 1статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поседения законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Законом Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 23.12.2004 N 43/268) к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, в том числе указанные в пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 7).

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; органы местного самоуправления осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст.8 Устава муниципального образования Нолинское городское поселение Нолинского района Кировской области к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них (л.д. 19-21).

Исходя из приведенных норм права, обязанность по обустройству светофорами типа Т.7, пешеходными ограждениями перильного типа возникает у органа местного самоуправления на тех участках автомобильных дорог вблизи детских учреждений, которые обустроены наземным пешеходным переходом.

Таким образом, в рассматриваемом случае обстоятельством, имеющим существенное значение для дела, является наличие на участке дороги вблизи образовательного учреждения наземного пешеходного перехода.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Нолинского района Кировской области с привлечением сотрудника ОГИБДД МО МВД России «Нолинский», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, обеспечивающая безопасность пользователей автомобильных дорог, администрацией Нолинского городского поселения осуществляется не в полной мере.

Так, из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что на участках автомобильной дороги по ул.Ленина г.Нолинска Кировской области, проходящих вдоль территории образовательных учреждений МКДОУ детский сад №4 Нолинска (г.Нолинск, ул.Ленина, д.14), КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г.Нолинска (г.Нолинск, ул.Ленина, д.22) имеются оборудованные наземные пешеходные переходы, обозначенные дорожными знаками и дорожной разметкой (л.д.72), однако отсутствуют ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа и транспортный светофор, работающий в постоянном режиме желтого мигания.

Также по ул. Коммуны г.Нолинска Кировской области на участке дороги, проходящем вдоль территории образовательных учреждений МКУ Спортивная школа Нолинского района (г.Нолинск, пер. Тополиный, д.8) и МКДОУ детский сад №5 г.Нолинска (г.Нолинск, ул.Коммуны, д.42а) имеется пешеходный переход, не оборудованный транспортным светофором, работающим в постоянном режиме желтого мигания.

Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 12 от 17.03.2020 (л.д.3-10).

Основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В связи с чем, правила по размещению светофоров для обозначения пешеходных переходов и перильных ограждений направлены именно на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья граждан и их имущества.

Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора о выполнении необходимых мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению, поскольку несоблюдение требований Национального стандарта РФ отрицательно влияет на безопасность движения и пешеходов, установка светофоров и перильных ограждений в ходит в обязанность ответчика, непринятие ответчиком указанных мер нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, и не обеспечивает безопасность дорожного движения на участках дорог вблизи детских образовательных учреждений.

Доводы стороны ответчика о нецелесообразности установки светофоров ввиду недостаточной интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм закона, а именно п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, применяемой в случае установки светофоров Т.7 для обозначения нерегулируемых пешеходных переходов на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений (абз. 4 п. 7.3.8), независимо от интенсивности движения транспортных средств и пешеходов. Отсутствие в бюджете Нолинского городского поселения необходимых денежных средств, на что ссылается представитель ответчика, не освобождает последнего от возложенной законом обязанности, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В обоснование доводов о необходимости предоставления срока исполнения решения до конца 2024 года ответчиком представлены сведения о рассчитанной им общей протяженности необходимых пешеходных ограждений (332,5 км.м) и о предложениях оборудования пешеходных переходов перильными ограждениями стоимостью от 1280 руб. до 1500 руб. за пог.метр (л.д. 78,79, 80-84), а также о предложении и стоимости установки светофоров Т.7 – 139130 руб. за комплект (л.д. 85-88).

Принимая во внимание, что ответчик исполняет свои обязательствами средствами местного бюджета, и пояснения представителя ответчика об отсутствии в бюджете поселения на 2020 год необходимых для исполнения решения средств, то обстоятельство, что на 2021 год бюджет не принят, достаточных допустимых доказательств невозможности исполнения судебного решения в испрашиваемый истцом срок не представлено, учитывая также необходимость соблюдения ответчиком процедуры приобретения товаров и услуг для муниципальных нужд, мнение сторон по сроку исполнения заявленных требований, тот факт, что требований об оборудовании пешеходного перехода по ул. Коммуны г. Нолинска пешеходными ограждениями не заявлено, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.09.2021. При этом ответчик не лишен права при наличии оснований обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со ст. 203 ГПК РФ.

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области удовлетворить.

Обязать муниципальное образование Нолинское сельское поселение Нолинского района Кировской области в лице администрации муниципального образования Нолинское сельское поселение Нолинского района Кировской области в срок до 01.09.2021 организовать устранение нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно в соответствии с требованиями ГОСТ 32944-2014, ГОСТ Р 52289-2019 оборудовать наземные нерегулируемые пешеходные переходы:

на участке дороги по ул. Ленина г. Нолинска Кировской области около дома № 16, проходящем вдоль территории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Радуга» г. Нолинска Кировской области, расположенного по адресу: Кировская область, г. Нолинск, ул. Ленина, д.14, - транспортным светофором, работающим в постоянном режиме желтого мигания (Т.7), и ограничивающими пешеходными ограждениями;

на участке дороги по ул. Ленина г. Нолинска Кировской области около дома № 22, проходящем вдоль территории Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1 г. Нолинска», расположенного по адресу: Кировская область, г. Нолинск, ул. Ленина, д.22, - транспортным светофором, работающим в постоянном режиме желтого мигания (Т.7), и ограничивающими пешеходными ограждениями;

на участке дороги, проходящем вдоль территории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 «Родничок» г. Нолинска Кировской области, расположенного по адресу: Кировская область, г. Нолинск, ул. Коммуны, д. 42А, муниципального казенного учреждения «Спортивная школа Нолинского района Кировской области», расположенного по адресу: Кировская область, г. Нолинск, пер. Тополиный, 8, - транспортным светофором, работающим в постоянном режиме желтого мигания (Т.7).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нолинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.11.2020.

    

Судья                                  С.В. Горбунова

2-238/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нолинского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МО Нолинское городское поселение Нолинского района
Другие
КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г.Нолинска
КОГОБУ ШИ ОВЗ № 2 г. Нолинска
Двоеглазова Наталья Николаевна
МКДОУ детский сад № 4 г. Нолинска
МКУ СШ Нолинского района Кировской области
МКДОУ детский сад № 5 г. Нолинска
МО МВД России "Нолинский"
Никулина Ирина Владимировна
Нелюбин Александр Павлович
Суд
Нолинский районный суд Кировской области
Судья
Горбунова С.В.
Дело на сайте суда
nolinsky.kir.sudrf.ru
05.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2020Передача материалов судье
05.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Судебное заседание
06.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2020Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
10.11.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее