Дело № 2- 3634/2022
УИД № 34RS0006-01-2022-004878-10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 21 декабря 2022 года
Советский районный суд города Волгограда
В составе председательствующего судьи Макаровой Т.В.
при секретаре Харьковой д.Р.
с участием:
истца – Ф.И.О.6 А.Е.
истца – помощника прокурора Ворошиловского района Волгограда Нагиной А.В.
представителя ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области Андреева К.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г.Волгограда, действующего в интересах Ф.И.О.7 Андрея Евгеньевича к Комитету здравоохранения Волгоградской области о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд к Комитету здравоохранения адрес о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой адрес г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан и лекарственном обеспечении.
Установлено, что Ф.И.О.8 А.Е., дата г.р., в период с дата по дата находился на стационарном лечении в иные данные» с диагнозом «номер».
В последующем с дата по дата Ф.И.О.9 А.Е. проходил лечение в иные данные, по результатам которого ему выставлен аналогичный диагноз и рекомендовано лечение.
Изучением медицинской карты Ф.И.О.10 А.Е. установлено, что в иные данные Ф.И.О.11 А.Е. неоднократно (дата, дата, дата, дата, дата) осмотрен врачом-терапевтом и рекомендовано лечение раствором «Нетакимаб 60 мг/мл,1,0 номер п/кожно 1 раз в 4 недели 120 мг».
Одновременно с дата на Ф.И.О.12 А.Е. подана заявка на лекарственный препарат «Нетакимаб», а также он внесен в систему регистрации региональных льготников.
Вместе с тем Ф.И.О.13 А.Е. не был обеспечен препаратом «Нетакимаб» в периоды:
с дата по дата - в количестве 1,5 упаковок;
с дата по дата - в количестве 0,5 упаковок;
с дата по дата - в количестве 2 упаковок.
Проверка показала, что указанный лекарственный препарат «Нетакимаб» приобретался Ф.И.О.14 А.Е. неоднократно за счет собственных средств, а именно: дата - 2 упаковки «Нетакимаб 60 мг/мл- 1,0 номер» общей
стоимостью 30 000 руб., дата - 2 упаковки лекарственного препарата «Нетакимаб 60 мг/мл- 1,0 номер» общей стоимостью 30 000 руб., дата - 1 упаковка «Эфлейра 60 мг/мл- 1,0 номер» общей стоимостью 15 000 руб.
Всего Ф.И.О.15 А.Е. затрачено на приобретение лекарственного препарата 60 000 руб. Данный факт подтверждается предоставленными Ф.И.О.16 А.Е. копиями чеков на покупку указанного препарата.
Учитывая, что Ф.И.О.17 А.Е. обратился с заявлением о защите нарушенных прав в сфере охраны здоровья, социальной защиты, прокурором предъявлено настоящее исковое заявление.
На основании изложенного, истец просил взыскать с Комитета здравоохранения адрес в пользу Ф.И.О.18 Андрея Евгеньевича, дата г.р., расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата «Нетакимаба» в размере 75 000 рублей.
Взыскать компенсацию морального вреда с Комитета здравоохранения адрес в пользу Ф.И.О.19 Андрея Евгеньевича в размере 40 000 руб.
Представитель истца прокурор адрес Волгограда Ф.И.О.3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Истец Ф.И.О.20 А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - Комитета здравоохранения адрес Ф.И.О.2 К.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в ворзражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части, исходя из следующего.
Частью 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 Ш23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №23-Ф3 основными принципами охраны здоровья являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 Ш23-Ф3 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 Ш23-Ф3, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 323-ф3) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Часть 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ф3 предусматривает, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Ф.И.О.21 А.Е., дата г.р., в период с дата по дата находился на стационарном лечении в иные данные с диагнозом «номер».
В последующем с дата по дата Ф.И.О.22 А.Е. проходил лечение в иные данные по результатам которого ему выставлен аналогичный диагноз и рекомендовано лечение.
Изучением медицинской карты Ф.И.О.23 А.Е. установлено, что в ГУЗ «иные данные Ф.И.О.24 А.Е. неоднократно (дата, дата, дата, дата, дата) осмотрен врачом-терапевтом и рекомендовано лечение раствором «Нетакимаб 60 мг/мл,1,0 номер п/кожно 1 раз в 4 недели 120 мг».
Одновременно с дата на Ф.И.О.25 А.Е. подана заявка на лекарственный препарат «Нетакимаб», а также он внесен в систему регистрации региональных льготников.
Пункт 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от дата N 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", устанавливает процедуру обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в случае их временного отсутствия в аптечном учреждении.
Так, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Согласно п.п. 1,3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от дата номер- ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения адрес, утвержденного Постановлением адрес от дата номер (далее по тексту - Положение) Комитет здравоохранения области (далее по тексту - Комитет) является органом исполнительной власти адрес, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории адрес.
В соответствии с п. дата Положения Комитет организует на территории адрес в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания.
Пунктом 2 постановления главы адрес от дата номер «О лекарственном обеспечении граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета» определено, что Комитет должен организовать лекарственное обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, изделиями
медицинского назначения и специализированных
продуктов питания для детей-инвалидов, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Таким образом, обязанность по организации лекарственного обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированных продуктов питания для детей-инвалидов, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, относится к полномочиям Комитета.
Вместе с тем Ф.И.О.26 А.Е. не был обеспечен препаратом «Нетакимаб» в периоды:
с дата по дата - в количестве 1,5 упаковок;
с дата по дата - в количестве 0,5 упаковок;
с дата по дата - в количестве 2 упаковок.
Проверка показала, что указанный лекарственный препарат «Нетакимаб» приобретался Ф.И.О.27 А.Е. неоднократно за счет собственных средств, а именно: дата - 2 упаковки «Нетакимаб 60 мг/мл- 1,0 номер» общей
стоимостью 30 000 руб., дата - 2 упаковки лекарственного препарата «Нетакимаб 60 мг/мл- 1,0 номер» общей стоимостью 30 000 руб., дата - 1 упаковка «Эфлейра 60 мг/мл- 1,0 номер» общей стоимостью 15 000 руб.
Всего Ф.И.О.28 А.Е. затрачено на приобретение лекарственного препарата 60 000 руб. Данный факт подтверждается предоставленными Ф.И.О.29 А.Е. копиями чеков на покупку указанного препарата.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от дата номер-р лекарственный препарат «Нетакимаб» входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и не подлежит оплате за счет личных средств Ф.И.О.30 А.Е.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно положениям ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Настоящим-Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта РФ, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.З ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п. дата Положения «О комитете здравоохранения адрес», утвержденного Постановлением адрес от дата номер Комитет здравоохранения адрес осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Таким образом, расходы на приобретение Ф.И.О.31 А.Е. жизненно необходимых лекарственных препаратов подлежат взысканию с Комитета здравоохранения адрес за счет средств казны адрес.
В виду данных обстоятельств, суд считает исковые требования прокурора адрес г. Волгограда о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 75000 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Необходимо также учитывать требования ст.1101 ГК РФ, предусматривающей, что компенсация морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а так же степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера денежной компенсации морального вреда должны учитываться обстоятельства дела, материальное положение сторон, а так же требования разумности и справедливости.
К условиям, влекущим применение компенсации морального вреда, относятся противоправные действия, наличие самого морального вреда, причинная связь между противоправным поведением и моральным вредом, вина нарушителя.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причинённых истцу нравственных страданий.
Суд соглашается с доводами истца, что действиями ответчика, связанными с не обеспечением Ф.И.О.32 А.Е. лекарственными препаратами, последнему был причинен моральный вред.
Исходя из требований разумности и справедливости, суд взыскивает с ответчика Комитета здравоохранения адрес в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора адрес г.Волгограда в интересах Ф.И.О.33 Андрея Евгеньевича к Комитету здравоохранения адрес о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата и компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с Комитета здравоохранения адрес в пользу Ф.И.О.34 Андрея Евгеньевича в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата «Нетакимаб» в размере 75 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, а всего взыскать 78 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора адрес г.Волгограда в интересах Ф.И.О.35 Андрея Евгеньевича к Комитету здравоохранения адрес о взыскании компенсации морального вреда в большем размере, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья: Т.В. Макарова
Мотивированный текст решения суда изготовлен дата.
Судья: Т.В. Макарова