Судья Федотова М.В. Дело № 11RS0014-01-2021-000329-18
(№ 2-207/2021 г.)
(№ 33-6934/2021 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф. и Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном 9 декабря 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе Спицына Б.А. на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 24 сентября 2021 года, по которому
исковые требования Спицына Б.А. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» об обязании выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 год в сумме 3355 руб., компенсацию за электроэнергию за январь, февраль, март 2021 года, к АО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Региональный оператор Севера» об отмене начислений за вывоз твердых коммунальных отходов с февраля 2019 года оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Спицына Б.А., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Спицын Б.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований – т. 1 л.д.3,8,27,139) к ГУ РК «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» (далее – ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района») об обязании выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 год в сумме 3 355 рублей и компенсацию за электроэнергию в размере 50% за январь, февраль, март 2021 года, к АО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Региональный оператор Севера» об отмене начислений за вывоз твердых коммунальных отходов с февраля 2019 года, в том числе на будущее время, указав в обоснование требований, что не оплачивает выставленные ему квитанции за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, так как данной услугой не пользуется и самостоятельно утилизирует отходы путем их сжигания в печи собственного дома. В связи с этим за ним числится задолженность, из-за наличия которой ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» отказало ему в выплате компенсаций как инвалиду ... за твердое топливо и электроэнергию за указанные периоды.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «Региональный оператор Севера».
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района», АО «Коми энергосбытовая компания», ООО «Региональный оператор Севера» в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Спицын Б.А. не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Спицын Б.А. с <Дата обезличена> является собственником индивидуального жилого дома с печным отоплением общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; проживает и зарегистрирован в доме один (т. 1 л.д. 43, т. 2 л.д.49-51).
Напротив дома истца установлен деревянный короб для сбора бытового мусора мешковым (бесконтейнерным) способом. Расстояние между домом истца и деревянным коробом составляет ... метра по прямой и не более ... метров по дороге (т. 1 л.д. 100, 192,194 оборот).
Сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов в сельском поселении ... с 1 ноября 2018 года осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Региональный оператор Севера» (ранее до изменения <Дата обезличена> наименования организации - ООО «Ухтажилфонд») по графику, согласованному с администрацией ... (т. 1 л.д. 178-180).
С февраля 2019 года АО «Коми энергосбытовая компания» выставляет истцу квитанции на оплату коммунальных услуг за электроэнергию и обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Для начисления платы на имя Спицына В.А. открыты отдельные лицевые счета: <Номер обезличен> - для начисления платы за электроэнергию, <Номер обезличен> - для начисления платы за обращение с ТКО (т.1 л.д. 145-147,182,183).
Начисление платы за обращение с ТКО и доставка квитанций на оплату этой услуги осуществляются АО «Коми энергосбытовая компания» на основании агентского договора <Номер обезличен>, заключенного 22 октября 2018 года с региональным оператором по обращению с ТКО; расчет платы производится на основании данных, предоставляемых ООО «Региональный оператор Севера» (т.1 л.д.112,151-162).
Согласно детализированному отчету и сведениям из электронной информационной системы социальной защиты и социального обслуживания Республики Коми Спицын Б.А. в период с 1 января 2019 года по декабрь 2020 года вносил плату за обращение с ТКО ненадлежащим образом, и с января 2021 года полностью перестал оплачивать данную услугу; кроме того, истец допускал несвоевременное внесение платежей за электроэнергию, в связи с чем образовалась задолженность, в том числе по состоянию на <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и <Дата обезличена> (т. 1 л.д. 81-87, 117-124).
В 2021 году истец неоднократно письменно обращался в АО «Коми энергосбытовая компания», ... и ... с заявлениями об отмене начисления платы за обращение с ТКО, ссылаясь на то, что договор на предоставление данной услуги не заключал и этой услугой не пользуется. В удовлетворении заявлений истцу отказано (т. 1 л.д. 34, 37-40, 54,61, 93, 111).
Жалоб на нарушение порядка сбора отходов в ООО «Региональный оператор Севера» и ... от истца не поступало.
Также судом установлено, что Спицын Б.А. является инвалидом ... и с <Дата обезличена> получает меры социальной поддержки на основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде компенсации расходов платы за электроэнергию и стоимости твердого топлива в размере 50 %.
26 февраля 2021 года и 28 апреля 2021 года Спицын Б.А. обратился в ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» с заявлениями о выплате ему компенсации за твердое топливо, предоставив ряд документов.
Уведомлениями от 2 марта 2021 года и 27 мая 2021 года Спицыну Б.А. отказано в предоставлении меры социальной поддержки на основании пункта 6 Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 года № 115, в связи с непредставлением документов, подтверждающих отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, либо соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключенного с исполнителями услуг.
В уведомлении от 27 мая 2021 года истец извещен Центром о приостановлении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате услуг за электроэнергию, начиная с 1 марта 2021 года, в связи с наличием задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО свыше двух месяцев (т. 1 л.д. 42,65,69).
По объяснениям представителя ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» в суде первой инстанции, предоставление Спицыну Б.А. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов платы за электроэнергию и стоимости твердого топлива в размере 50 % при наличии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не прекращалось по февраль 2021 года в связи с введением пунктом 13.6 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении в действие режима повышенной готовности» (в редакции от 3 апреля 2020 года) моратория на прекращение мер социальной поддержки (т. 1 л.д. 79).
Указом Главы Республики Коми от 19 февраля 2021 года № 27 пункт 13.6 исключен из Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16, и действие моратория прекратилось.
В феврале 2021 года истцу на основании сведений АО «Коми энергосбытовая компания» начислена компенсация расходов платы за электроэнергию и обращение с ТКО в сумме ... рублей ... копеек, то есть в размере 50 % от начисленного ему счета за электроэнергию и вывоз ТКО за январь 2021 года.
Указанная сумма направлена ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» для выплаты истцу через почтовое отделение <Адрес обезличен>. Однако Спицын Б.А. от получения выплаты отказался, в связи с чем денежные средства возвращены ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района». В дальнейшем указанная сумма компенсации была повторно направлена Центром через почтовое отделение для передачи истцу в апреле 2021 года, однако от её получения истец также отказался. Еще раз компенсация направлена Спицыну Б.А. в сентябре 2021 года и до сих пор истцом не получена.
Отказ от получения начисленной компенсации обоснован истцом несогласием с начислением ему компенсации расходов платы за вывоз ТКО (т. 1 л.д. 207 -211).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами федерального законодательства и законодательства Республики Коми, регулирующего отношения, связанные с обращением с ТКО, оплатой жилищно-коммунальных услуг и предоставлением мер социальной поддержки инвалидам, исходил из того, что Спицын Б.А., являясь собственном индивидуального жилого дома, обязан осуществлять сбор, накопление и утилизацию образующихся в процессе его жизнедеятельности ТКО в соответствии с законом, то есть путем заключения соответствующего договора с региональным оператором по обращению с ТКО и сброса своих отходов в специально оборудованное для этого место. Доказательств ненадлежащего оказания региональным оператором услуги по сбору и транспортировке ТКО от дома истца и не пользования истцом данной услугой не представлено, в связи с чем основания для возложения на ООО «Региональный оператор Севера» обязанности отменить Спицыну Б.А. начисление платы за услугу по обращению с ТКО, начиная с февраля 2019 года, в том числе на будущее время, отсутствуют. АО «Коми энергосбытовая компания» по данному требованию является ненадлежащим ответчиком, поскольку производит начисление платы за обращение с ТКО в рамках агентского договора, заключенного с ООО «Региональный оператор Севера», и на основании решений последнего.
В части требований об обязании выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 год в сумме 3 355 рублей и компенсацию за электроэнергию в размере 50% за январь, февраль, март 2021 года, суд правомерно указал, что при наличии у истца задолженности по оплате коммунальных услуг, в том числе по оплате за услугу по обращению с ТКО, решение ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» о прекращении выплаты компенсации расходов за электроэнергию с 1 марта 2021 года за февраль 2021 года и за март 2021 года является обоснованным. Испрашиваемая за январь 2021 года компенсация Центром начислена и направлена истцу через почтовое отделение своевременно, её неполучение явилось личным решением истца и не связано с противоправными действиями ответчика.
Оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не усматривает.
В силу положений статей 209, 210 Гражданского кодекса РФ и статей 30, 154 Жилищного кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в том числе обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» для собственника жилья плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию, плату за твердое топливо при наличии печного отопления, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами урегулирована Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Статьей 13.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, схему размещения которых определяют органы местного самоуправления.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительством РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, и Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 302.
В соответствии с пунктами 4, 5, 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительством РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно подпунктам «б», «в» пункта 3.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 302, накопление ТКО на территории Республики Коми осуществляется потребителями путем складирования ТКО, следующими способами: в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В статье 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Данная норма дополняется положениями части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, на собственниках жилого дома или его части, в том числе на истце, в силу закона лежит обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления (в данном случае – с ООО «Региональный оператор Севера», ранее - ООО «Ухтажилфонд»), и тем самым обеспечить обращение с ТКО в установленном законом порядке.
Согласно частям 1 и 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором, на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе) и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц (часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 154 и частью 9 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), пунктами 6 и 148 (1) которых предусмотрено, что поставка электрической энергии и предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляются на основании возмездных договоров.
Указанные договоры могут быть заключены с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно пункту 148(2) указанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги.
В соответствии с пунктами 148(3) и 148 (5) названных Правил исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 148(21) указанных Правил договор, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами; условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, и обязан предоставлять данную услугу в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт «в» пункта 148 (11) и пунктом 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг).
Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X Правил предоставления коммунальных услуг (пункт 148(49) настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 148(21) Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, действует до даты (включительно) прекращения предоставления указанной коммунальной услуги соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил, и может быть расторгнут досрочно по основаниям, предусмотренным гражданским, жилищным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления.
Оснований для отказа в заключении договора о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО с собственником жилого дома и для полного освобождения потребителя от оплаты услуги по обращению с ТКО Правила предоставления коммунальных услуг не предусматривают.
Соответственно, с момента заключения договора в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий у собственника жилого дома возникает обязанность по своевременному и полному внесению платы за обращение с ТКО.
Как следует из обстоятельств дела, истец не инициировал заключение договора в письменной форме, при этом органом местного самоуправления для истца организовано место для сбора бытового мусора, о чем Спицыну Б.А. известно (т. 2 л.д. 116 оборот). По объяснениям ООО «Региональный оператор», вывоз ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с утвержденным графиком с начала осуществления деятельности (т. 1 л.д. 185). Спицын Б.А. с жалобами по вопросу ненадлежащего исполнения требований по размещению мест сбора твердых коммунальных отходов и по иным вопросам, связанным со сбором ТКО, в администрацию МР «Корткеросский» не обращался (т. 1 л.д. 192), неоспоримых и допустимых доказательств ненадлежащего предоставления ООО «Региональный оператор» (ранее – ООО «Ухтажилфонд») услуги по обращению с ТКО, а также доказательств непользования данной услугой и самостоятельного вывоза и уничтожения всего объема образующихся в его жизнедеятельности твердых коммунальных отходов суду не представил, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в ООО «Региональный оператор» не обращался (т. 1 л.д. 187).
При таких обстоятельствах, с начала оказания ООО «Ухтажилфонд» Спицыну Б.А. услуги по обращению с ТКО у истца на основании договора, заключенного путем совершения конклюдентных действий, возникла и сохраняется обязанность по внесению платы за данную услугу на основании платежных документов, направляемых ему платежным агентом - АО «Коми энергосбытовая компания», в связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении требований Спицына Б.А. об отмене начислений за вывоз твердых коммунальных отходов с февраля 2019 года является правомерным.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется компенсация расходов в размере 50 процентов, в том числе на оплату: коммунальных услуг, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; при отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; и оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно статье 28.2 указанного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 5 мая 2009 года № 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила), Порядок и условия выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива по переданным Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиям по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Правил предоставление мер социальной поддержки по компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер.
Для предоставления указанных мер социальной поддержки гражданин представляет в центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания гражданина или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми, перечисленные в пункте 3 Правил документы, в том числе документы об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением документа об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате капитального ремонта, на день подачи заявления. К документам об отсутствии задолженности относятся оплаченные платежные документы для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или справки организаций, управляющих многоквартирным домом. При наличии задолженности представляются соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключенные с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданину в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению (пункт 13 Правил).
Компенсация перечисляется центрами в финансово-кредитные учреждения или через организации почтовой связи ежемесячно до конца месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором с учетом пункта 12 Правил назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 15 Правил).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 18 Правил перечисление компенсации прекращается в месяце, в котором наступили следующие обстоятельства - наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Компенсация, выплата которой прекращена вследствие наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнения условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги при отсутствии уважительных причин возникновения данной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае подтверждения гражданами полного погашения задолженности или согласования срока погашения задолженности с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, в течение месяца, следующего за месяцем прекращения перечисления компенсации, выплачивается за месяц, в котором перечисление компенсации было прекращено.
Согласно пункту 3 Порядка предоставление мер социальной поддержки по компенсации стоимости твердого топлива также носит заявительный характер.
Для предоставления указанных мер социальной поддержки гражданин представляет в центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания гражданина или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми, перечисленные в пункте 3 Порядка документы, в том числе документы об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением документа об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате капитального ремонта, на день подачи заявления. К документам об отсутствии задолженности относятся оплаченные платежные документы для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или справки организаций, управляющих многоквартирным домом. При наличии задолженности представляются соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключенные с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению.
В соответствии с пунктом 7 Порядка компенсация стоимости твердого топлива выплачивается 1 раз в год не позднее 30 календарных дней со дня принятия центром по предоставлению государственных услуг решения о ее предоставлении.
Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации стоимости твердого топлива является, в числе прочего, непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 3 Порядка, в частности документов об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением документа об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, на день подачи заявления с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению (пункт 6 Порядка).
Таким образом, для принятия центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения решения о предоставлении гражданину мер социальной поддержки по компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и стоимости твердого топлива заявитель должен представить в центр в числе прочих документы, подтверждающие отсутствие у него задолженности по оплате этих услуг, либо заключенное с исполнителем услуги соглашение о погашении имеющейся задолженности; предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг прекращается при образовании у получателя мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате этих услуг.
Как следует из установленных по делу обстоятельств, у Спицына Б.А. на момент его обращения 26 февраля 2021 года и 28 апреля 2021 года в ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» с заявлениями о выплате компенсации за твердое топливо имелась задолженность по оплате коммунальных услуг, в том числе за обращение с ТКО, более чем за 2 месяца. Документы об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо соглашение о погашении имеющейся задолженности истец в ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» с заявлением не представил. При рассмотрении настоящего дела оснований для не начисления истцу платы за услугу по обращению с ТКО, начиная с февраля 2019 года и на будущее время, не установлено. В связи с этим оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки в виде компенсации расходов стоимости твердого топлива в 2021 году и компенсации расходов по оплате электроэнергии за февраль, март 2021 года у ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» не имелось.
В период с апреля 2020 года по февраль 2021 года на основании Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении в действие режима повышенной готовности (в редакциях от 3 апреля 2020 года и от 19 февраля 2021 года) на территории Республики Коми действовал мораторий на прекращение мер социальной поддержки, в связи с введением которого ГУ РК «ЦСЗН Корткеросского района» в феврале 2021 года начислило истцу, несмотря на наличие у него задолженности по оплате коммунальных услуг более двух месяцев, компенсацию расходов на оплату электроэнергии за январь 2021 года в размере 50 % от суммы счета (... рублей ... копеек) и совершило необходимые действия по выплате Спицыну Б.А. этой компенсации, однако истец не получил выплату по собственному усмотрению.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» об обязании выплатить компенсацию за твердое топливо за 2021 год в сумме 3355 руб. и компенсацию за электроэнергию за январь, февраль, март 2021 года.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, и не могут быть приняты во внимание, так как сводятся к иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств и основаны на ошибочном толковании закона.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Спицына Б.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 декабря 2021 года.