дело № 2-3517/2018
уид 24RS0048-01-2017-013080-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Васильева Л.В.,
при секретаре Исаевой Е.А.,
рассматривая судебном заседание гражданское дело по исковому заявлению Оксохоевой Е.В., Оксохоевой к ТСЖ «Иннокентьевский» о взыскании ущерба причиненного в результате затопления квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Оксохоева Е.В., Оксохоева Л.В. обратились с исковым заявлением, с учетом уточнений к ТСЖ «Иннокентьевский» о взыскании денежных средств по 37 376 рублей, по 18 688 рублей, по оплате оценки 10 000 рублей, каждой, а также в пользу Оксохоевой Л.В 3 000 рублей за слив воды. Мотивировав свои требования тем, что являются собственниками квартиры № дома № по пр. <адрес> г. Красноярска. Управление МКД № по <адрес> г. Красноярска осуществляет ТСЖ «Иннокентьевский». 20.08.2017г. произошло затопление квартиры истцов расположенной на 9 этаже. Затопление произошло в результате поступления дождевой воды с крыши дома, через ливневую канализацию, что подтверждается актом от 23.08.2017г. 25.08.2017г. истцы направили ответчику приглашение на осмотр квартиры специалистом, для определения размера убытков. Согласно отчета об оценке ООО «Фортуна эксперт» от 09.10.2017г. рыночная стоимость работ, услуг и материалов, необходимых для проведения ремонта составила 112 780 рублей. Согласно судебной экспертизы стоимость ущерба составила 74 753 рубля. Считают, что залив квартиры истцов произошел вследствие ненадлежащего ответчиком исполнения своих обязательств по управлению МКД. В связи, с чем считают, что с ответчика подлежит взысканию ущерб в размере 74 753 рубля в равных долях, штраф в размере 18 688 рублей каждому. Кроме того истцы понесли судебные расходы.
Истец Оксохоева Е.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала по обстоятельствам, указанным в заявлении.
Представитель истца Оксохоевой Е.А. – Прохорова Я.А., действует по устному ходатайству, исковые требования с учетом уточнений поддержала по обстоятельствам указанным в заявлении. Квартира истцов расположена на 9 этаже в пятом подъезде. 20.08.2017г. с чердачного помещения произошло затопление квартиры истцов.
Истец Оксохоева Л.В. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Представители ответчика Тюменцева Т.А., Присяжнюк М.В., действуют на основании доверенностей, исковые требования с уточнением не признали.
Представитель ответчика Присяжнюк М.В. суду пояснил, что залив квартиры истцов носил однократный характер, в результате экстремально большого количества дождевых осадков, выпавших за сутки в г. Красноярске в связи, с чем в городе была объявлена чрезвычайная ситуация. Никаких других протечек в иные дни в данной квартире не было. Также все строительные конструкции и инженерное оборудование дома находились в надлежащем состоянии, что подтверждается актами обследования.
Представитель ответчика Тюменцева Т.А., суду пояснила, что ТСЖ «Иннокентьевский» обслуживает два дома № № по <адрес> г. Красноярска. Дом № по <адрес> постройки. 20.08.2017г. около 8 часов утра получила сообщение, что в доме № по <адрес> по подъезду льется вода. В тот день в г. Красноярске был сильный ливень. Поднявшись на чердак, на крыши мусора не было, крыша лотковая, железобетонная, воронка пустая, ливневка не успевала сливать воду. Вместе со слесарем открыла в подвале резерв, чтобы уходила вода. В квартире истцов 20.08.2017г. присутствовала, истцы вместо того чтобы убирать воду и не дать затоплению нижних этажей снимали все на телефон. 21.08.2017г. был произведен осмотр квартиры истцов и составлен акт. Считает, что никаких нарушений по исполнению ТСЖ своих обязанностей по управлению МКД нет.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу положений статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, к числу оснований ответственности за вред относятся помимо факта наступления вреда противоправное поведение соответствующего лица, находящееся в причинной связи с вредом и позволяющее признать его лицом, причинившим вред, а также вина этого лица
При этом, по общему правилу бремя доказывания наличия факта причинения и размер причиненного вреда, возложены на истца, а на ответчике лежит обязанность предоставить доказательства, подтверждающие отсутствие такой вины.
Согласно ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Аналогичное положение содержится и в п.п. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 (далее Правила 491).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно с ч. 2.1, ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах
В силу п. 16 Правил 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Как следует из п. 10 Правил 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В силу п. 13-п.14 Правил 491, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (чч. 1 и 2 ст. 36).
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки, а также осуществлять контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих Правил пользования системами водопровода и канализации (п. 5.8.3).
В силу п. 6.2.7 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, как правило, не реже одного раза в три месяца, а также прочистку ливневой канализации не реже двух раз в год до периода наибольшего выпадения атмосферных осадков в районе.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услугу, качество которой соответствует договору. Если законом или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
В соответствии со ст. 7 приведенного выше Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
Судом установлено, что собственниками квартиры № дома № <адрес> г. Красноярска расположенной на 9 этаже, являются Оксохоева Е.В., Оксохоева Л.В. каждая по <данные изъяты> доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. серии №, №, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
На регистрационном учете в квартире № дома № по <адрес> состоят: Оксохоева Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ., Оксохоева Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ., Оксохоева Г.Р. с ДД.ММ.ГГГГ.
Домом № по <адрес> управляет ТСЖ «Иннокентьевский» на основании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Иннокентьевский» в присутствии собственников Оксохоевой Л.В., Оксохоевой Е.В. составило акт, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в 18:25 часов было проведено обследование квартиры после затопления, которое произошло ДД.ММ.ГГГГ с крыши чердачного помещения. Причина затопления выпадение месячный номы осадков, ливневая канализация не справилась с большим объемом воды. При обследовании квартиры были обнаружены повреждения, которые подробно указаны в акте. Акт подписан без замечаний управляющей и инженером ТСЖ, а также собственниками квартиры № Оксохоевой Л.В., Оксохоевой Е.В.
Из акта выполненных работ ТСЖ «Иннокентьевский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с 14.05. по ДД.ММ.ГГГГ были произведены работы по обследованию крыши дома по <адрес> подъезды № и установлено, что ливневые канализационные трубы на крыши дома и в подъездах с 1 по 7 находятся в исправном состоянии; почищены сливные воронки в подъездах с 1 по 7; заменена защита на сливной воронке в подъездах №; повреждений кровли не обнаружено; швы сливных лотков обработаны битумной мастикой в подъездах №
Как следует из акта выполненных работ ТСЖ «Иннокентьевский» от ДД.ММ.ГГГГ в период с 25.07. по ДД.ММ.ГГГГ были произведены работы по обследованию крыши дома по <адрес> подъезды № установлена металлическая защита стыков швов в ливневых лотках в подъезде № – 2 шт., № – 1 шт.; закреплена металлическая защита стыковочных швов в ливневых лотках подъезды № прочищены ревизионные отстойники ливневых канализаций в чердачных помещениях, в подвалах подъездов с 1 по 7.
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Иннокентьевский» заключило договор с ООО «Аварийно-диспетчерская служба» на выполнение работ по устранению аварийных ситуаций внутридомового оборудования (водопровода, канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения, электроснабжения) по адресам, в том числе и по <адрес> в рабочие дни с 17:00 до 09:00 часов, в выходные и праздничные дни с 00:00 до 24:00 часов.
Как следует из журнала заявок ООО «Аварийно-техническая служба» ДД.ММ.ГГГГ. в 08:27 часов поступила заявка по <адрес> топит с кровли, не справилась ливневая канализация с обильными осадками, по приезду в 10:00 часов работали сотрудники ТСЖ, справились своими силами, открыли контрольную ревизию в подвале, для большей проходимости ливневых вод.
Из акта ТСЖ «Иннокентьевский» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 7:31 ФИО11 позвонила на домашний телефон управляющей ФИО8 и сообщила о том, что жильцы подъезда не могут дозвониться до аварийной службы (занят телефон) и сообщить о затоплении квартир по № Управляющая ФИО8 зашла в офис ТСЖ в 7:41 сняла с пульта, взяла ключи от подвала и чердака, вызвала в 7:32 по телефону инженера ФИО12, слесаря-сантехника ТСЖ ФИО13 в 8:20 часов на рабочие места. В 8:35 управляющая, слесарь-сантехник поднялись на крышу дома. При визуальном осмотре чердачного помещения крыши дома, выявлена причина затопления: в связи с большим выпадением осадков (ливень-месячная норма) ливневая канализация не справлялась с большим объемом воды. В 8:47 часов экстренно-аварийная ситуация была устранена путем сброса ливневой воды через ревизионный отстойник в подвальном помещении. На момент приезда аварийной службы 10:00 часов аварийная ситуация была устранена.
Истцы обратились к независимому эксперту и согласно экспертного заключения ООО "Фортуна-Эксперт» от 09.10.2017г. следует, что рыночная стоимость работ, услуг и материалов, необходимых для проведения восстановительного ремонта помещения после затопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес> составляет 77 700 рублей.
В связи с тем, что ответчик не согласился с суммой ущерба, а также для установления причины затопления судом была назначена судебная строительно-товароведческая экспертиза.
Из заключения экспертов ООО «Красноярская независимая экспертиза товаров» № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что причиной затопления квартиры № по пр. <адрес> в г. Красноярске ДД.ММ.ГГГГ послужило снижение водопропускной способности трубопровода ливневой канализации (рассматриваемый стояк 5 подъезда). Даная ситуация в работе ливневой канализации могла возникнуть по причине засора, при котором трубопровод не справился с поступлением потоков воды и уровень воды на кровле стал подниматься выше стыков лотковых элементов, вследствие чего дождевые воды с кровли жилого дома через стыки сборных ограждающих конструкций стали поступать в квартиру №. При нормальной работе ливневой канализации поступающая вода не должна подниматься выше стыков между кровельными панелями. Стоимость ремонтно-восстановительных работ после затопления от 20.08.2017г. в квартире № по <адрес>. Красноярска составляет 74 753 рубля.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ заключения экспертов, суд находит заключение ООО "Красноярская независимая экспертиза товаров" надлежащим доказательством. При этом суд исходит из того, что эксперты ООО " Красноярская независимая экспертиза товаров" предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеют соответствующее образование, квалификацию и стаж работы. Заключение экспертов дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы экспертов последовательны, непротиворечивы. При этом указанные заключения экспертов не противоречат совокупности имеющихся в материалах дела доказательств. Данные о заинтересованности экспертов в исходе дела отсутствуют.
Согласно пункту 5.8.3 названных Правил №170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем канализации, устранение протечек, утечек, закупорок, засоров при некачественном монтаже санитарно-технических систем, изучение слесарями-сантехниками систем канализации в натуре и по технической (проектной) документации, контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами правил пользования системами водопровода и канализации.
Из изложенного следует, что управляющая организация обязана проводить периодические осмотры, как общего имущества дома, так и осмотр здания целиком, включая конструкции и инженерное оборудование, а также проводить инструктаж лиц, проживающих в жилых помещениях, о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования, находящегося в нем.
Затопление квартиры истцов произошел в связи с засором ливневой канализации.
Таким образом, суд считает, что предпринятые ответчиком действия о проверке ливневой канализации в мае, июле 2017г. нельзя признать достаточными, поскольку на основании вышеизложенных правовых норм ответчик является лицом, обязанным обеспечить содержание общего имущества МКД, которое включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояние общего имущества требованием законодательства РФ.
В связи с изложенным с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию стоимость ремонтно-восстановительных работ в размере 74 753 рубля. Учитывая, что квартира по <адрес> принадлежит истцам на праве долевой собственности, доли в праве равные, то в пользу каждого из истцом подлежит взысканию по 37 376 рублей 50 копеек (74 753 руб.х ?), но так как суд не может выйти за пределы исковых требований то по 37 376 рублей.
Истцом Оксохоевой Л.В. в связи с устранением причин затопления также понесены расходы в размере 3 000 рублей за слив воды с натяжного потолка, что подтверждается договором № от 20.08.2017г. Таким образом, данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу Оксохоевой Л.В.
В соответствии с ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 28.06.2012г. "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Таким образом, суд считает, что с ответчика в порядке п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит уплате в пользу истцов штраф в размере 37 376 рублей 50 копеек (74 753 руб.х50%). При этом истцы самостоятельно снизили размер штрафа до 37 376 рублей, то есть по 18 688 рублей каждому.
С заявлением об уменьшении размера штрафа ответчик не обращался, в связи с чем, суд определяет к взысканию с ТСЖ «Иннокентьевский» в пользу истцов штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 18 688 рублей каждому.
Распределение судебных расходов между сторонами урегулировано статьей 98 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (часть 1).
Согласно Постановлению Пленуму Верховного суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ).
Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. В частности, истцу могут быть возмещены расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска, его подсудность.
Истцами заявлено требование о взыскании с ответчика расходов в размере 10 000 рублей за проведение экспертизы, при этом доказательств подтверждающих оплату суду не представлено. В связи, с чем данные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в материалах дела имеется акт № от ДД.ММ.ГГГГ и счет фактура № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20 000 рублей ООО «Красноярская независимая экспертиза товаров» не подписанная со стороны ТСЖ «Иннокентьевский». Так как определением суда от 20.02.2018г. оплата экспертизы возложена на ответчика, доказательств подтверждающих оплату экспертизы суду не представлено, то суд считает возможным взыскать с ТСЖ «Иннокентьевский» в пользу ООО «Красноярская независимая экспертиза» расходы по экспертизы в размере 20 000 рублей.
В силу ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Взысканная сумма зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).
Таким образом, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, с ТСЖ «Иннокентьевский» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 442 рубля 59 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Оксохоевой Е.В., ФИО1 к ТСЖ «Иннокентьевский» о взыскании ущерба причиненного в результате затопления квартиры, удовлетворить частично.
Взыскать с ТСЖ «Иннокентьевский» в пользу Оксохоевой Е.В. ущерб в размере 37 276 рублей, штраф в размере 18 688 рублей, а всего 56 064 рубля.
Взыскать с ТСЖ «Иннокентьевский» в пользу ФИО1 ущерб в размере 37 276 рублей, расходы в размере 3 000 рублей, штраф в размере 18 688 рублей, а всего 59 064 рубля.
Взыскать с ТСЖ «Иннокентьевский» в пользу ООО «Красноярская независимая экспертиза» расходы по экспертизы в размере 20 000 рублей
Взыскать с ТСЖ «Иннокентьевский» в доход местного бюджета в размере 2 442 рубля 59 копеек.
В удовлетворении исковых требований Оксохоевой Е.В., ФИО1 о взыскании расходов по оценки в размере 10 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения 28.09.2018г.
Председательствующий Л.В. Васильева