РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2016г.                                      г. Краснодар

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего                      Матякина Е.Е.,

при секретаре                           Лахтиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках административного судопроизводства дело по административному иску ФИО2 к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар о признании действий департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар об отказе в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным. В обоснование заявленных требований указала, что ФИО2 является инвалидом второй группы, не является пользователем и собственником земельных участков на территории муниципального образования г. Краснодар, обратилась в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду со с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. 31.12.2015г. департаментом муниципальной собственности и городских земель г. Краснодар отказано ФИО2 в предоставлении земельного участка в аренду по причине того, что для первоочередного получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, являющимися инвалидами, либо гражданами, имеющими в своем составе семьи инвалидов, необходимо состоять на учете в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для чего необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар, после постановки на учет, вправе обратиться в администрацию муниципального образования г. Краснодар для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.17 ФЗ от 24.11.95 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Считает данный отказ незаконным в силу ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», который предусматривает, что, инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Считает, что реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов. Просит суд признать действия департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, об отказе ФИО2 в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства незаконным. Обязать департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар предоставить ФИО2 в аренду, сроком на 10 лет, земельный участок, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО2, поддержала заявленные требования, просила административный иск удовлетворить, суду показала, что она проживает в квартире многоэтажного дома, в связи с состоянием здоровья, затрудняет проживание, а данный участок, расположен рядом с местом ее жительства, необходим, для ведения хозяйства, огорода.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования г. Краснодар и департамента муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар ФИО5 действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку административным истцом не предоставлено доказательств о том, что ФИО2 является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Просит суд в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии участок с кадастровым номером: 23:43:0435078:50, не обременен правами.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом 2 группы (справкаМСЭ-2007 №).

ФИО2 обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории МО г. Краснодар.

Письмом от 31.12.2015 № 3700-Ж ФИО2 отказано в предоставлении участка для ИЖС. Отказ мотивирован тем, что для первоочередного получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, являющимися инвалидами, либо гражданам, имеющим в своем составе семьи инвалидов, необходимо состоять на учете в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для чего необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, после постановки на учет, вправе обратиться в администрацию муниципального образования г. Краснодар для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.17 ФЗ от 24.11.95 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Заявитель считает отказ незаконным, нарушающим его права, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.

В силу ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие), органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Определением Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1127- О-О, разъяснено, что статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-0, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Исходя из анализа представленных заявителем документов, учитывая, что она проживает на территории муниципального образования г. Краснодар, пользователем и собственником земельных участков на его территории не является, суд пришел к выводу о том, что ФИО2 в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обладает безусловным правом на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.

В рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.) а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, права на которое предусмотрено ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли- продажи торги не проводятся.

Кроме этого, статьей 8 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-K3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится соответственно решением высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края или уполномоченного органа без проведения торгов (аукционов, конкурсов).

Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.

Данная позиция суда согласуется с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.08г.

Также ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено право инвалида на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без отнесения его к какой-либо группе инвалидности.

Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, установлено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию сторон, суд пришел к выводу удовлетворить заявленные требования.

К такому выводу суд пришел потому, что заявитель имеет право на первоочередное предоставление земельного участка без проведения торгов.

То обстоятельство, что в настоящее время не разработан порядок предоставления льгот инвалидам в части предоставления земельных участков не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и, тем самым, ущемления прав заявителя, поскольку обязанность по определению порядка первоочередного предоставления в аренду земельных участков лежит на органах местного самоуправления в силу ч. 2 ст. 11 и 29 ЗК РФ.

Таким образом, отсутствие разработанного порядка предоставления инвалидам в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и ухудшать права граждан, закрепленные Федеральным законом.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу п. 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Довод представителя администрации, о том, что административный истец не встал на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, противоречит требованиям ст.17 ФЗ от 24.11.95 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым обязать департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар предоставить ФИО2 в аренду, сроком на 10 лет, земельный участок, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ 10 ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.04.2016░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2392/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Глобина Н.И.
Ответчики
Администрация МО г. Краснодар
Департамент муниципальной собственности
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky.krd.sudrf.ru
29.02.2016[Адм.] Передача материалов судье
29.02.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2016[Адм.] Судебное заседание
01.04.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее