Дело №...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
01 июня 2023 года г.Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шепуновой С.В.,
при секретаре Гумаревой М.Н.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.Волгограда - Ефремова А.А.,
представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области Королькова А.В., представителя ответчика комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Плаксуновой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Скромчанинова А. Я. к комитету строительства Волгоградской области, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании действий в отказе в получении жилья незаконным, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат взыскании убытков, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Скромчанинов А.Я. обратился в суд с исковым заявлением к комитету строительства Волгоградской области, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда в котором просил признать действия ответчиков в отказе получения Скромчаниновым А.Я. государственного жилищного сертификата незаконным; обязать ответчиков в срочном порядке выдать Скромчанинову А.Я. государственный жилищный сертификат; взыскать с ответчиков в пользу истца убытки, понесенные в результате не получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в размере – 3000000 руб. 00 коп., компенсацию морального вреда в размере – 10000 руб. 00 коп.
В обоснование требований указал, что родившись ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации в ... области, истец уже имеет Российской гражданство и является гражданином Российской Федерации.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №..., истец является воспитанником детского дома и относится к категории детей-сирот и имеет право на жилое помещение, гарантированное ст.1 Протокола №... от ДД.ММ.ГГГГ Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».
Однако в нарушение указанных законов, истцу жилое помещение не предоставлено. Заместителем Губернатора Волгоградской области Седовым Ю.М. не даны необходимые указания для реализации данных законов, а в письме Скромчанинову А.Я. разъяснено, что ему необходимо самому обратиться в комитет социальной защиты населения Волгоградской области по данному вопросу.
Истец самостоятельно неоднократно обращался в различные инстанции, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечен.
Кроме того, истец имеет право в соответствии со ст.40 Конституции РФ на получение жилого помещения вне очереди, как лицо, не имеющее своего жилья и как малоимущий. Однако и это право истца, закрепленное в Конституции РФ не исполняется.
Более того, согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ №... истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в ..., на учете как нуждающийся в жилом помещении, как лицо, не имеющее жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ №... истец принят на учет для получения жилья администрацией Краснооктябрьского района г.Волгограда.
По истечении ДД.ММ.ГГГГ лет, Скромчанинов А.Я. в возрасте ДД.ММ.ГГГГ лет, являющийся инвали... группы, жильем не обеспечен.
Кроме того, истец указывает, что он также имеет право в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «ОБ утверждении правил выпуска и реализации целевой программы» на получение государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС). Одним из условий получения ГЖС является наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.
Истец подчеркнул, что Федеральный законодатель не установил обязательного условия о наличии у граждан претендующих на получение ГЖС, непрерывного стажа работы не менее 15 лет в Районах Крайнего Севера.
Согласно трудовой книжке Скромчанинов А.Я. и справке с Пенсионного Фонда от ДД.ММ.ГГГГ №...б, истец прибыл в ... ДД.ММ.ГГГГ, то есть ДД.ММ.ГГГГ и работал в там до ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы составил 17 лет 2 месяца 19 дней.
Отметил, что согласно записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по ст.33 п.2 КЗОТ РСФСР (по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы). Истцу требовалось лечение.
Так как истцу не хватало 1,5 года до стажа работы в Районе Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, он не мог совсем оставить работу и сделал перерыв в работе для прохождения длительного курса лечения и реабилитации. Истец проходил лечение в различных больницах в ..., перенес 3 операции.
С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истец не работал и запись в трудовой книжке отсутствует, так как вынужденно находился на длительном лечении и реабилитации.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец согласно справке из Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №...б и записи в трудовой книжке с №... по №... после длительного перерыва для лечения и реабилитации продолжил работу в Районе Крайнего Севера.
ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается записью №... в трудовой книжке и выпиской из приказа №... от ДД.ММ.ГГГГ по ГУП разрез «Зырянский» Скромчанинову А.Я. в связи с выездом из Района Крайнего Севера была произведена оплата стоимости проезда и провоза багажа до 5000 кг.
Истец подчеркнул, что согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях», истец прибыл в Район Крайнего Севера ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, а выезд его состоялся ДД.ММ.ГГГГ, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность стажа работы в Районах Крайнего Севера составила 17 лет 2 месяца 19 дней, то есть не менее 15 календарных лет.
Истец также указал, что в решении Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ указана иная причина отказа выдачи истцу ГЖС, а именно указано на отсутствие копии паспорта или иного документа удостоверяющего личность, отсутствие заявления к ответчикам о предоставлении ГЖС.
Верховный Суд РФ в своем решении ГКП 06-334 от ДД.ММ.ГГГГ определил паспорт Российской Федерации в качестве основного, но не единственного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ. Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации является паспорт гражданина РФ, или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации определяется Федеральным законом, который до настоящего времени не принят.
Скромчанинов А.Я. указывает, что имеются документы, которые удостоверяют его личность это: свидетельство о рождении №... №... от ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС №... от ДД.ММ.ГГГГ, 2 удостоверения «ветеран труда» и «пенсионера», военный билет офицера запаса №... №...; загранпаспорт №... №... от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение члена православного общества Священомученика Ермогена патриарха Московского и всея Руси от ДД.ММ.ГГГГ №..., свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке сер.... от ДД.ММ.ГГГГ, заявление о сдаче паспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... (по причине для исправления неправильно занесенной записи, не соответствующей свидетельству о рождении); ответ от ДД.ММ.ГГГГ №...-н Председателя комиссии по вопросам законности и защиты прав граждан общественной палаты Волгоградской области Заслуженного юриста РФ Доктора юридических наук Казаченок С.Ю., доверенность ... на Пештерян В.П. на получение ГЖС.
Учитывая изложенное, истец считает, что ответчики незаконно отказали как ему, так и его представителю по доверенности от имени Скромчанинова А.Я., в выдаче ГЖС, в связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.
В судебные заседания истец Скромчанинов А.Я., извещавшийся о времени и месте их проведения по адресу, указанному в иске, не являлся, ДД.ММ.ГГГГ представил заявление, в котором просил данное дело рассмотреть в его отсутствие.
В связи с изложенным, суд полагает, что неявка истца не препятствует рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области Корольков А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. Суть возражений сводится к тому, что истец не обращался с заявлением и не состоит в списках лиц детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, предоставление ему жилого помещения, специализированного жилищного фонда, как лицу, имеющему статус ребенка-сирота, ребенка, оставшегося без попечения родителей не возможно.
Кроме того пояснил, что для получения ГЖС у Скромчанинова А.Я. отсутствуют необходимое условие как продолжительность стажа не менее ДД.ММ.ГГГГ лет на момент его выезда в ДД.ММ.ГГГГ. Также указал, что для получения государственной поддержки в сфере обеспечения жильем, а именно получения ГЖС необходимо представить документ, удостоверяющий личность, о чем истцу неоднократно давалось разъяснение. Свидетельство, предъявляемое Скромчаниновым А.Я., к числу таковых не относится.
Представитель ответчика комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Плаксунова К.С. против удовлетворения требований возражала, мотивировала тем, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году. Для включения в такой список гражданин участник процессных мероприятий в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган субъекта РФ), осуществляющий учет граждан, заявление об участии в процессных мероприятиях в планируемом году (в произвольной форме). ДД.ММ.ГГГГ Комитетом список граждан-участников направлен для утверждения в комитет строительства Волгоградской области. До ДД.ММ.ГГГГ сводный список граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в 2023 году утвержден комитет строительства Волгоградской области. Уважительных причин, послуживших основанием для невозможности представления Скромчаниновым А.Я. заявление об участии в процессных мероприятиях в период с 01.января до ДД.ММ.ГГГГ не установлено.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, прокурора полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, исследовав и оценив материалы дела, обозрев учетное дело Скромчанинова А.Я., приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Рассматривая доводы истца о том, что он являлся воспитанником детского дома, в связи с чем, относится к категории детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГО дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской ... ... принят Закон Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-№... «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».
На территории городского округа город-герой Волгоград органом, на который возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, является комитет строительства Волгоградской области.
По смыслу положений ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.1 ст.1 Федерального закона №159-ФЗ, а также в соответствии с Обзором Верховного Суда Российской Федерации, утвержденным. Президиумом ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановление Правительства Волгоградской ... от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» (далее - Порядок).
Согласно ст.8 Закона №159-ФЗ, п.2.1 Порядка по заявлению в письменной форме детям-сиротам, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.2.2 Порядка с ДД.ММ.ГГГГ комитет социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - комитет социальной защиты) в целях обеспечения жилыми помещениями граждан ежеквартально, до 05 числа квартала, следующего за отчетным, направляет выписку из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой указываются граждане, подлежащие обеспечению жилыми помещениями в планируемом году (далее именуется - выписка из списка).
Таким образом, согласно действующему законодательству на комитет строительства возложена обязанность по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в выписку из списка.
Доказательств тому, что Скромчанинов А.Я. обращался с заявлением и включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2023 году сторонами суду не представлено, в связи с чем, оснований для возложения обязанности предоставлению ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области не имеется
Рассматривая доводы истца о том, что он на протяжении ДД.ММ.ГГГГ лет состоит на учете как малоимущий и нуждающийся в жилом помещении, однако жилое помещение ему не предоставлено, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2 ст.49 ЖК РФ).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Сторонами не оспаривается, что истец является малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Вместе с тем по общему правилу граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, получают жилые помещения в порядке очередности.
Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или по договорам найма служебных жилых помещений (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 91.15, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).
Так вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан: - граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; - граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне; - дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни; - педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда).
Доказательств, что истец имеет право на внеочередное получение жилого помещения, сторонами суду не предоставлено.
Рассматривая доводы истца о том, что ему необоснованно отказано в выдаче ГЖС для приобретения жилого помещения, суд приходит к следующему.
Вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст.1 Указанного закона №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели.
По информации комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Скромчанинов А.Я. относится к категории «инвалиды», с ДД.ММ.ГГГГ года составом семьи 1 человек состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - учет), в администрации Волгограда.
В 2008 году Скромчанинов А.Я. признан участником комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», ранее - ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем граждан указанной категории в рамках реализации процессных мероприятий является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется ГЖС.
Порядок и условия выдачи ГЖС установлены Правилами выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации процессных мероприятий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... (далее - Правила).
Полномочия по предоставлению участникам процессных мероприятий ГЖС на территории Волгоградской области возложены на комитет строительства Волгоградской области.
В свою очередь, полномочия по формированию учетных дел граждан-участников процессных мероприятий возложены на органы местного самоуправления. На территории Волгограда таким органом является комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда.
В соответствии с требованиями Правил оформление и выдача ГЖС осуществляется в строгом соответствии со сводным списком граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году (далее - Сводный список), который формируется органом исполнительной власти Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации в период с 1 августа до 1 сентября года, предшествующего планируемому.
В Сводный список на 2023 год Скромчанинов А.Я. не включен по причине непредставления им соответствующего заявления.
Таким образом, в текущем году вопрос о выдаче Скромчанинову А.Я. ГЖС комитетом не рассматривался.
Судом также установлено, что ранее, комитетом неоднократно рассматривался вопрос выдачи Скромчанинову А.Я. ГЖС, в комитете жилищной и социальной политики администрации Волгограда находится учетное дело Скромчанинова А.Я., которое обозревалось в судебном заседании.
Согласно представленным в учетное дело документам установлено следующее.
Так, по данным Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области Скромчанинов А.Я. в 1992 года прибыл на территорию Волгоградской области из Республики Таджикистан. В августе ДД.ММ.ГГГГ года Скромчаниновым А.Я. приобретено гражданство Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ Скромчанинов А.Я. был зарегистрирован по месту жительства в ... района Волгоградской области, имел временную регистрацию по месту пребывания и фактически проживал в ...
Имея регистрацию по месту жительства на территории Кумылженского муниципального района Волгоградской области, Скромчанинов А.Я. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в списке граждан Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия), имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из Районов Крайнего Севера.
Как следует из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условиями предоставления гражданам Российской Федерации, выехавшим из Районов Крайнего Севера, социальных выплат являются: прибытие на территорию Районов Крайнего Севера до ДД.ММ.ГГГГ; - выезд из Районов Крайнего Севера на территорию иных субъектов Российской Федерации не ранее ДД.ММ.ГГГГ; - наличие общей продолжительности стажа работы в Районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет; -отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами Районов Крайнего Севера (наличие нуждаемости в предоставлении жилых помещений); - неполучение субсидий на цели приобретения (строительства) жилья на территории субъектов Российской Федерации, не относящихся к Районам Крайнего Севера.
Выдача ГЖС осуществляется при одновременном выполнении всех вышеуказанных условий.
Факты прибытия граждан Российской Федерации на территорию Района Крайнего Севера до ДД.ММ.ГГГГ и выезда из Районов Крайнего Севера после ДД.ММ.ГГГГ могут быть подтверждены паспортом с отметкой о регистрации по месту жительства либо справками, содержащими сведения о регистрации граждан по месту жительства, выданными органом по контролю в сфере миграции.
Указанные документы в учетном деле отсутствуют.
Выписка из приказа №... от ДД.ММ.ГГГГ по ...» о предоставлении Скромчанинову А.Я. отпуска с последующим увольнением и оплате стоимости проезда и вывоза багажа к месту постоянного жительства в связи с выездом из Районов Крайнего Севера не является подтверждением тому, что истец до ДД.ММ.ГГГГ года проживал в Районе Крайнего Севера. Как указывает сам истец в исковом заявлении, после увольнения с работы ДД.ММ.ГГГГ по ст.33 п.2 КЗоТ РСФСР, он проходил курс лечения и реабилитации в том числе в ....
Кроме того, по данным Пенсионного Фонда Российской Федерации и копии трудовой книжки, трудовая деятельность Скромчанинова А.Я. в Районах Крайнего Севера осуществлялась в следующие периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год.
Таким образом, имеющиеся в учетном деле документы свидетельствуют, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Скромчанинов А.Я. не проживал на территории Районов Крайнего Севера.
Таким образом, Истцом документально не подтверждено выполнение одного из ключевых условий получения ГЖС - выезд из Района Крайнего Севера на территорию иных субъектов Российской Федерации не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно выполнения условия о наличии общей продолжительности стажа работы в Районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, суд приходит к следующему.
На момент рассмотрения вопроса о принятии Скромчанинова А.Я. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий стаж его работы в Районах Крайнего Севера на момент выезда из указанных районов и местностей ДД.ММ.ГГГГ составляет менее 15 календарных лет.
После возвращения в Район Крайнего Севера и осуществления там работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, общий стаж его работы составляет ДД.ММ.ГГГГ лет ДД.ММ.ГГГГ месяца ДД.ММ.ГГГГ дней.
Таким образом, несмотря на то, что федеральный законодатель не установил обязательного условия о наличии у граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, непрерывного стажа работы не менее 15 лет в Районе Крайнего Севера, правом на получение жилищной субсидии могут обладать только граждане, которые на момент выезда из районов Крайнего Севера уже имели общую продолжительность стажа работы в Районе Крайнего Севера не менее 15 лет.
Документы, подтверждающие наличие у Скромчанинова А.Я. стажа работы в Районе Крайнего Севера не менее ДД.ММ.ГГГГ календарных лет на момент выезда из Районов Крайнего Севера в 1988 году, в учетном деле отсутствуют.
По вопросу необходимости предоставления паспорта гражданина Российской Федерации для участия в процессных мероприятиях и получения ГЖС, с учетом положений действующего законодательства, а также рассматривая доводы истца о том, что исходя из ответа от ДД.ММ.ГГГГ №...-и, Председателя комиссии по вопросам законности и защиты прав граждан Общественной палаты Волгоградской области заслуженного юриста РФ доктора юридических наук Казаченок С.Ю., отказ в выдаче жилищного сертификата неправомерен в случае отказа от паспорта гражданина Российской Федерации, как от документа удостоверяющего личность, а не от гражданства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно действующему жилищному законодательству социальная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации.
Для получения ГЖС гражданин - участник процессных мероприятий представляет, в том числе, документ, удостоверяющий личность гражданина - участника процессных мероприятий (п.44) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №....
Процедура выдачи ГЖС предусматривает оформление документов на основании паспортных данных участника процессных мероприятий.
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан в 1997 году Указом Президента Российской Федерации введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, а также гражданство Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. При этом в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.
Временное удостоверение личности носит временный характер и выдается до оформления нового паспорта.
Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №... «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Р. Ф.» (паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт).
Как указано в исковом заявлении Скромчаниновым А.Я., он просит учесть следующие документы, удостоверяющие его личность: свидетельство о рождении №... №... от ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС №... от ДД.ММ.ГГГГ, 2 удостоверения «ветеран труда» и «пенсионера», военный билет офицера запаса №... №...; загранпаспорт №... №... от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение члена православного общества Священомученика Ермогена патриарха Московского и всея Руси от ДД.ММ.ГГГГ №..., свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке сер.... от ДД.ММ.ГГГГ, заявление о сдаче паспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... (по причине для исправления неправильно занесенной записи, не соответствующей свидетельству о рождении); ответ от ДД.ММ.ГГГГ №...-н Председателя комиссии по вопросам законности и защиты прав граждан общественной палаты Волгоградской области Заслуженного юриста РФ Доктора юридических наук Казаченок С.Ю., доверенность ...8 на Пештерян В.П. на получение ГЖС.
Вместе с тем, в загранпаспорте со сроком действия октябрь 2011 года - октябрь 2016 года указан Скромчанинов А. Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом рождения которого является ....
В то время как во временном удостоверении личности, содержит сведения о том, что Скромчанинов А. Я. родился ДД.ММ.ГГГГ г.р. (место рождения - ...), аналогичные данные содержатся и в свидетельстве о рождении.
Остальные документы не являются в силу действующего законодательства документами удостоверяющими личность.
При наличии имеющихся в документах разночтений, оснований их принимать и расценивать их вместо паспорта гражданина Российской Федерации в совокупности как документы, удостоверяющие личность Скромчанинова А. Я. для принятия решения о возможности выдаче ГЖС у ответчиков не имелось.
Ссылка истца на ответ, данный Председателем комиссии по вопросам законности и защиты прав граждан Общественной палаты Волгоградской области, заслуженного юриста РФ, Доктора юридических наук Казаченок С.Ю. не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку оценка действий государственных органов является прерогативой суда.
Кроме того, в соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вопрос о необходимости представления заявителем паспорта гражданина Российской Федерации неоднократно являлся предметом судебных споров.
Так, в августе ДД.ММ.ГГГГ года Скромчанинов А.Я. обратился в Центральный районный суд г. Волгограда с исковым заявлением к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, а также комитету о признании права на получение ГЖС, возложении на комитет обязанности выдать ГЖС.
Решением Центрального районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №..., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований заявителю отказано. Судом установлено, что свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не может рассматриваться в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина.
Данное обстоятельство также отражено в решениях Центрального районного суда г. Волгограда: от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №... (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ); от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №... (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ). О том, что действующее законодательство не наделяет нотариуса полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, отражено также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №... №..., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, оснований для признания действий ответчиков в отказе выдачи Скромчанинову А.Я. ГЖС незаконными и возложении обязанности в срочном порядке выдать ГЖС у суда не имеется.
Рассматривая требования о взыскании убытков в размере - 3000000 руб. 00 коп. и взыскании компенсации морального вреда в размере – 10000 руб. 00 коп., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в полном размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, устранение повреждений его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу положений статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения ответственности в виде взыскания убытков, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями и доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Поскольку судом виновные действия ответчиков не установлены, доказательств размера причиненного ущерба истцом не представлено, оснований для взыскания убытков не имеется.
Пунктом 1 ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из положений ст.151 ГК РФ, а также разъяснений, изложенных в пунктах 1, 3, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что обязательными условиями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, являются: претерпевание физических и нравственных страданий в результате действий (бездействия) причинителя, наличие причинно-следственной связи между наступившими последствиями и действиями причинителя, вина последнего. Кроме того, компенсация морального вреда осуществляется в случаях предусмотренных законом.
Как указано ранее, судом виновные действия ответчиков не установлены, в удовлетворении требований истцу отказано, оснований для взыскания компенсации морального вреда, являющимися производными требованиями от основных, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Скромчанинова А. Я. к комитету строительства Волгоградской области, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании действий в отказе в получении жилья незаконным, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, взыскании убытков в размере – 3000000 руб. 00 коп., компенсации морального вреда в размере – 10000 руб. 00 коп. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Шепунова
Составление мотивированного решения отложить до ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись С.В. Шепунова