УИД 07 RS 0007-01-2019-000436-39 Дело № 2а-46/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 ноября 2019 года г.п. Кашхатау
Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего - судьи Чочуева Х.К.,
при секретаре Тогузаевой Ф.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Кардановой З.Г. к Межрайонной ИФНС России № по КБР о признании безнадежным к взысканию сумм задолженности по взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Карданова З.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № по КБР о признании административного ответчика - Межрайонной ИФНС России № по КБР утратившей возможность взыскания задолженности по взносам и пени, в связи с истечением установленного срока их взыскания на общую сумму 87042 руб. 47 коп. по следующим видам платежей: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г. в размере 228 руб. 82 коп., из них: пени - 228 руб. 82 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г. (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 92 руб. 38 коп., из них: пени - 92 руб. 38 коп.; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2010г. (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 17555 руб. 84 коп. из них: взнос - 11758 руб., пени 5797 руб. 84 коп.; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2010г. (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 8777 руб. 88 коп. из них: взнос - 5879 руб., пени - 2898 руб. 88 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 60387 руб. 55 коп. из них: взнос - 35982 руб., 12 коп., пени - 24 405 руб. 43 коп., а также о признании незаконными действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки№ по состоянию на 30.10.2019г. о состоянии расчетов, содержащей данные о задолженности перед бюджетом (внебюджетными фондами), возможность взыскания которой инспекцией утрачена.
Административный иск мотивирован тем, что налоговый орган выдал справку№ по состоянию на 30.10.2019г., согласно которой за ней (административным истцом Кардановой З.Г.) числится вышеперечисленная задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды России.
Данная задолженность возникла до _____г., то есть до вступления в силу Федерального закона от _____г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налоговой кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Таким образом, истекли сроки для ее принудительного взыскания.
С 01.01.2017г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Налоговым кодексом РФ (НК РФ), в частности главы 34 НК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016г. № 250-ФЗ).
Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.
Административный ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов задолженность по страховым взносам и пени является безнадежной к взысканию.
Административный истец Карданова З.Г. в суд не явилась, в административном исковом заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания представитель административного ответчика МР ИФНС РФ № по КБР в суд не явился.
На основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, так как явка в судебное заседание лиц, участвующих в деле не является обязательной и не признана судом обязательной.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства административного дела, считает административное исковое заявление Кардановой З.Г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от _____г. № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с _____г., контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от _____г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
В соответствии с Федеральным законом от _____г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от _____г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с _____г. Закон № 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 46, 70 НК РФ, срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных статьями 46, 48, 70 НК РФ, отсчет которых начинается с даты уплаты налога установленной налоговым законодательством, далее три месяца - на направление требования об уплате налога, десять дней - на добровольную уплату налога по требованию, два месяца (шестьдесят дней) - на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках, шесть месяцев - на взыскание налога в судебном порядке.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от _____г. за №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от _____г. №-О-О).
Как установлено статьей 11 Федерального закона от _____г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу _____г., признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до _____г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от _____г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от31.10.2019г. Карданова З.Г. состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 18.02.2013г.
Как следует из справки№ от_____г. за Кардановой З.Г. числится задолженность по приведенным выше страховым взносам в размере 87 042 руб. 47 коп.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Пунктом 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафа возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ.
Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, адоказательств, подтверждающих своевременное принятие ответчиком мер налогового администрирования не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований Кардановой З.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 291-294 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Кардановой З.Г. к межрайонной ИФНС России № по КБР удовлетворить.
Признать Межрайонную ИФНС РФ № по КБР утратившей возможность взыскания задолженности по взносам и пени, в связи с истечением установленного срока их взыскания по следующим видам платежей: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г. в размере 228 руб. 82 коп., из них: пени - 228 руб. 82 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г. (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 92 руб. 38 коп., из них: пени - 92 руб. 38 коп.; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2010г. (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 17555 руб. 84 коп. из них: взнос - 11758 руб., пени 5797 руб. 84 коп.; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату накопительной пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2010г. (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 8777 руб. 88 коп. из них: взнос - 5879 руб., пени - 2898 руб. 88 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 60387 руб. 55 коп. из них: взнос - 35982 руб., 12 коп., пени - 24 405 руб. 43 коп., а всего на общую сумму 87042 руб. 43 коп.
Признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки№ по состоянию на 30.10.2019г. о состоянии расчетов, содержащей данные о задолженности перед бюджетом (внебюджетными фондами), возможность взыскания которой инспекцией утрачена.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР через Черекский районный суд КБР в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Х.К. Чочуев