Дело № 2а-702/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 15 декабря 2021 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,
при секретаре Самарской М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волобуева ... к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Волобуев А.С. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-16) о взыскании морального вреда в размере 1 500 000 рублей.
В обоснование исковых требований Волобуев А.С. указал, что в июне 2016 года он и еще 9 заключенных прибыли этапом в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области для отбывания наказания. После режимных мероприятий, его с другими заключенными поместили в камеру карантина. Карантином служила старая одноэтажная деревянная изба. Секция № 2 куда его поместили вместе с другими заключенными имела площадь 16,7 кв.м. по периметру, в ней располагалось 5 двухъярусных кроватей, размером 2,08 кв.м. каждая, 6 прикроватных тумбочек размером 0,5х0,5 кв.м. каждая. Таким образом, в данном помещении на него приходилось меньше 2-х метров личного пространства. Также одно окно в секции не открывалось, вентиляции не было, помещение не проветривалось, в секции температура была +14 градусов, было холодно и сыро, стены и потолок были покрыты плесенью. Все заключенные курили в секции, при этом он страдал от недостатка личного пространства, задыхался от табачного дыма и нехватки кислорода. Перед тем, как его поместили в карантин никто из вновь прибывших не проходил медицинский осмотр, поэтому с ним могли находиться потенциальные больные туберкулезом, сифилисом, чесоткой и т.п. Находясь в помещении карантина он опасался за свое здоровье. В таких условиях он пробыл 14 дней, пока его не распределили в отряд. После того, как он провел 14 дней в карантине, он был переведен в отряд № 3, который располагался на первом этаже двухэтажного барака, который никогда не ремонтировался, все было ветхим и ржавым. Все коммуникации, трубы, канализация, водопровод, отопление были в аварийном состоянии и постоянно выходили из строя. В помещении отряда № 3 ранее находилось ШИЗО, в последствии камеры были переделаны в одинаковые 16 жилых секций, площадью от 14 до 17 кв.м., каждая из которых была рассчитана на 10 человек, однако в тот период, когда он отбывал заключение там проживало 160-170 человек, спальных мест всем не хватало. Кроме того, в секции № 3 не было вентиляции, в период с июня 2016 года по июнь 2017 года он проживал в секции № 3 отряда № 3. Даная секция была площадью 15,6 кв.м. в данном помещении секции № 3 находилось 5 двухъярусных кроватей размером 2,08 кв.м. каждая, 5 прикроватных тумбочек размером 0,5х0,5 каждая, в данной секции проживало 10 человек, при этом с учетом площади занимаемой мебелью, он имел меньше 2-х метров личного пространства. В секции под потолком находилось маленькое окно размером 0,4х0,6 кв.м., которое не открывалось и не попускало естественный свет. Вентиляции не было, помещение не проветривалось. Все заключенные в секции курили. Отопление в зимнее время периодически не работало, в секции температура была +15 градусов, было холодно, душно и сыро, стены и потолок были покрыты плесенью и грибком. Освещение было недостаточно, круглосуточно горела 1 лампочка на 40 ватт, читать было невозможно. Кроме того, был слышан звук смываемой соседями сверху канализации. В таких условиях он проживал 12 месяцев, при этом он постоянно страдал от нехватки личного пространства, естественного и электрического освещения, задыхался от табачного дыма и недостатка свежего воздуха, а также замерзал в зимнее время года и не высыпался по ночам из-за грохота смываемой канализации. Кроме того, у него стало ухудшаться зрение. Малые помещения кухни и туалета, недостаток санитарного оборудования в отряде № 3 не могли удовлетворить потребности 160-170 человек, так в кухне площадью 31 кв.м. в которой 3 электророзетки, 2 холодильника, 2 стола, и 4 лавки одновременно могли разместиться только 12 человек. Туалет площадью 15,1 кв.м. был оборудован 4 унитазами, один из которых не работал и 4 писуарами. Дверь в туалет была оборудована смотровым окошком размером 0,2х0,2 кв.м. для наблюдения сотрудником ИК-16 за заключенными, при этом приватность полностью отсутствовала. Таким образом, посетить кухню или туалет можно было отстояв 30 минутную очередь, в которой часть возникали конфликты и драки между заключенными на бытовой почве. Локальный сектор отряда № 3 размером 15х15 кв.м. не вмещал в себя 160-170 человек отряда, данный сектор не имел укрытия от непогоды и был посыпан угольным шлаком. Было невозможно гулять и дышать свежим воздухом, потому что шлаковое покрытие сектора выделяло неприятный запах похожий на аммиак. Медицинский контроль за здоровьем заключенных в ФКУ ИК-16 полностью отсутствовал, были множественные заболевания заключенных туберкулезом и условия содержания этому способствовали. Так 10.03.2018 года у заключенного ... который проживал в секции № 2 отряда № 3 был обнаружен ..., а после небольшого промежутка времени, а именно в мае 2018 года у него была обнаружена .... Также он проживал в отряде № 2, где условия проживания были аналогичные условиям указанным в отряде № 3.
Определением суда от 15 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказания России по Архангельской области», в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний.
Определением суда от 15 декабря 2021 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции, изложенной в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 августа 2021 года № 45-КАД21-11-К7.
Истец Волобуев А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, и заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Коновалова О.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний России» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заинтересованное лицо Министерство финансов Российской Федерации своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) по определению суда дело рассмотрено при данной явке участвующих в деле лиц.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Указанной нормой права установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и ограничений, что соответствует положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение прав и свобод осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.
Государство должно гарантировать, что лицо содержится под стражей в условиях, совместимых с его человеческим достоинством, и что метод и способы исполнения меры лишения свободы не подвергают лицо страданиям и тяготам такой степени, что они превышают неизбежную степень страданий, присущих содержанию под стражей.
В соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Согласно п. 1 ст. 13 данного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
Осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов. Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 74, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 2, 3, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья, право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии, право на доступ к правосудию, право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации, право на свободу совести и вероисповедания, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки, право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе (пункт 2).
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ) / (пункт 14).
Пунктом 13 указанных разъяснений предусмотрено, что в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В судебном заседании установлено, что Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» является исправительным учреждением, расположено по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Красноармейская, д. 60.
Волобуев А.С., ..., прибыл в ФКУ ИК-16 для отбывания уголовного наказания 17.07.2016 из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области, убыл в ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области от 18.05.2018.
Истец осужден 10.02.2016 Промышленным районным судом г. Курска по ст. 30 ч. 3, ст. 228.1 ч. 3 п. б УК РФ на 8 лет лишения свободы в ИК особого режима.
Согласно справке группы специального учета ИК-16 истец прибыл в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области 17.07.2016, вместе с ним в колонию прибыли еще 11 человек. По прибытии в ФКУ ИК-16 истец, в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее ПВР ИУ) был размещен в помещение карантина.
В 2016 году карантинное отделение располагалось в здании медицинской части (деревянное одноэтажное здание 2003 года постройки), где для целей вновь прибывших осужденных оборудовано 2 секции площадью 16,7 и 16,8 кв.м.
Осужденные были размещены в 2 секции отряда карантина.
Истец размещался в помещении № 4, площадью 16,7 кв.м, вместе с ним в данной секции размещалось 5 осужденных, прибывших в учреждение. Секция была оборудована в соответствии с приказом № 407 от 27.07.2007 года «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» и приказом № 512 от 27.07.2006 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно исполнительной системы», металлическими кроватями из расчета 1 кровать на 1 человека, тумбочками прикроватными из расчета 1 тумбочка на 2 человека, табуретами из расчета 1 табурет на одного человека. Данная секция предусматривает одновременное размещение 8 человек. Норма жилой площади на одного человека в секции, в которой содержался истец, составляла не менее 2,0 кв.м. Во всех секциях карантина имелась естественная приточная вентиляция. Проветривание секций осуществлялось через оконный проем, при необходимости в проветривании осужденные, содержавшиеся в помещении, могли самостоятельно открывать окна по потребности. Курение в помещениях согласно ПВР ИУ запрещено, курить разрешается в строго отведенных для этого местах. За курение в не отведенных для этого местах на осужденных налагается взыскание. В течение всего периода эксплуатации здания карантина, стены и потолки секций штукатурились и окрашивались клеевыми красками в соответствии с п. 9.12 СП 15-01 Минюста РФ, включая и краску на основе гашеной извести. Данное покрытие обеспечивает дезинфекцию стен и исключает образование грибковых проявлений. Нарушений температурного и влажностного режима не допускалось. Аварийных ситуаций на системе отопления в спорный период не было. Отапливается учреждение от собственной котельной, поставка топлива осуществляется централизовано с УФСИН России по Архангельской области. Для естественного освещения в секциях помещения карантина имелся оконный проем, оборудованный деревянными блоками с двойным остеклением, а также с возможностью открывания для проветривания. Все стекла оконных рам находились в целостном состоянии и обеспечивали достаточный доступ дневного света. Металлические полосы, листы и иные предметы, препятствующие проникновению в помещения дневного света, на оконных блоках секций отсутствовали. Размер окна позволял свободно читать при дневном свете без дополнительного освещения. В карантинном отделении имеется изолированный огороженный участок высотой ограждения 3 метра, на территории участка расположены: место для построения осужденных, скамьи для отдыха, место для курения, спортивный уголок. Локальный участок отряда карантина отсыпан угольным шлаком, который имеет 5 класс опасности, что подтверждается протоколом № 64-БО от 28.11.2016. К пятому классу относятся вещества, представляющие наименьшую опасность для экологии и человека, воздействуют на окружающую среду в низкой степени, практически не нарушая ее компонентов.
В карантинном отделении истец находился 15 дней с 17.07.2016 по 31.07.2016. 1.08.2016 был распределен в отряд № 3 обычные условия отбывания наказания. В отряде № 3 истец содержался в периоды: с 1.08.2016 по 7.11.2016, с 26.11.2016 по 8.10.2017.
Общежитие отряда № 3, общей площадью 798,3 кв.м., расположено на 1 этаже двухэтажного здания в кирпичном исполнении, 1984 года постройки. В отряде № 3 имеется: 16 спальных помещений, комната для хранения продуктов питания и приема пищи, комната для умывания и туалетная комната, кабинет начальника отряда, комната хранения личных вещей, гардероб. Спальные секции оборудованы металлическими кроватями из расчета 1 кровать на 1 человека, тумбочками прикроватными из расчета 1 тумбочка на 2 человека, табуретами из расчета 1 табурет на одного человека. В помещении санитарного узла отряда № 3 установлено 5 унитазов и 5 писсуаров. Каждый унитаз располагается в изолированной кабине с закрывающимися дверками, что обеспечивает приватность отправления осужденными естественных физиологических нужд. Ограждение кабинок выполнено из металлического каркаса высотой 1500 миллиметров с заполнением из древесноволокнистых плит. Комната для умывания отряда № 3 оборудована 13 умывальниками. К раковинам для умывания установлен водонагреватель для подогрева воды. Санитарное оборудование отряда содержится в исправном состоянии. Во всех помещениях отряда № 3 имеется естественная приточная вентиляция. Проветривание спальных помещений осуществляется через оконный проем, при необходимости в проветривании осужденные, содержащиеся в помещении, могут самостоятельно открывать окна по потребности. Влажность в спальном помещении естественная. Для естественного освещения в спальных, оборудованных деревянными блоками с двойным остеклением, а также с возможностью открывания для проветривания. Все стекла оконных рам находятся в целостном состоянии и обеспечивают достаточный доступ дневного света. Металлические полосы, листы и иные предметы, препятствующие проникновению в помещение дневного света, на оконных проемах отряда № 3 отсутствуют. Размер окна позволяет свободно читать и писать при дневном свете без дополнительного освещения. В отряде № 3 имеется изолированный огороженный участок площадью 70 кв.м с высотой ограждения 3 метра, на территории участка расположены: место для построения осужденных, скамейки для отдыха, место для курения, спортивный уголок. Локальный участок отряда № 3 отсыпан угольным шлаком, который имеет 5 класс опасности, что подтверждается копией протокола № 64-БО от 28.11.2016. К пятому классу опасности относятся вещества представляющие наименьшую опасность для экологии и человека, воздействуют на окружающую среду в низкой степени, практически не нарушая ее компонентов.
В отряде № 2 истец содержался с 9.10.2017 по 15.03.2018; с 08.04.2018 по 18.05.2018.
Общежитие отряда № 2, общей площадью 868,5 кв.м., представляет из себя одноэтажное здания 1972 года постройки. Здание является объектом капитального строительства, имеет 1 этаж, фундамент, кирпичные стены, перекрытия. Находится в хорошем состоянии, своевременно проводятся ремонты здания и помещений в нем. Общая площадь отряда составляет 406 кв.м. В отряде № 2 было оборудовано 3 спальных помещения площадью 32, 6 кв.м., 59, 2 кв.м., 87, 7 кв.м., комната для хранения продуктов питания и приема пищи площадью 32, 6 кв.м., комната для умывания и туалетная комната 18, 3 кв.м., помещение воспитательной работы 55, 3 кв.м., помещение для сушки вещей, комната для хранения личных вещей, гардероб. Спальные секции оборудованы металлическими кроватями из расчета 1 кровать на 1 человека, тумбочками прикроватными из расчета 1 тумбочка на 2 человека, табуретами из расчета 1 табурет на одного человека. В помещении санитарного узла отряда № 2 установлено 5 унитазов и 5 писсуаров. Каждый унитаз располагается в изолированной кабине с закрывающимися дверками, что обеспечивает приватность отправления осужденными естественных физиологических нужд. Комната для умывания отряда № 2 оборудована 13 умывальниками. К раковинам для умывания установлен водонагреватель для подогрева воды. Санитарная комната отряда № 2 оборудована душевой кабиной, которые осужденные могут воспользоваться. Санитарное оборудование отряда содержится в исправном состоянии. Согласно п. 21 Правил Минюста России № 295 от 16.12.2016 помывка осужденных осуществляется не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья. В всех помещениях отряда № 2 имеется естественная вентиляция. Проветривание спальных помещений осуществляется через оконный проем, при необходимости в проветривании осужденные, содержащиеся в помещении, могут самостоятельно открывать окна по потребности. Влажность в спальном помещении естественная. Для естественного освещения в спальных помещениях имеются оконные проемы размерами 1,90 х 1,05 м, оборудованных деревянными блоками с двойным остеклением, а также с возможностью открывания для проветривания. Все стекла оконных рам находятся в целостном состоянии и обеспечивают достаточный доступ дневного света. Размер окна позволяет свободно читать при дневном свете без дополнительного освещения. В отряде № 2 имеется изолированный огороженный участок площадью 120 кв. м с высотой ограждения 3 метра, на территории участка расположены: место для построения осужденных, скамьи для отдыха, место для курения, спортивный уголок. Теплоснабжение учреждения осуществляется централизованно от собственной котельной, работающей на твердом топливе. Системы отопления всех зданий находились и находятся в исправном состоянии, постоянно обслуживаются. Ремонт системы отопления осуществляется ежегодно согласно плана подготовки к осенне-зимнему периоду. Аварийных ситуаций в системах теплоснабжения за данный период не происходило. В помещениях ИК-16 с 17.02.2019 по 18.05.2020 температурный режим в отряде № 2, столовой соответствовал норме в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 (температурный режим не ниже +18 С). Температура в зимний период не опускалась ниже + 20 С, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.21002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденные Главным государственным врачом Российской Федерации 15.12.2000. Согласно Паспортам готовности учреждения к отопительным сезонам 2018-2019, 2019-2020, выданные УФСИН России по Архангельской области в отношении объектов ФКУ ИК-16 проводилась проверка готовности к отопительному сезону, объекты ИК-16 были готовы к отопительному сезону
Из представления прокурора Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 30.09.2016 № 17-01-2016 следует, что администрацией ФКУ ИК-16 не соблюдается установленная ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади на одного осужденного - не менее двух квадратных метров. В отряде № 2 общая жилая площадь составляет 234,8 кв.м. По состоянию на 22.07.2016 в отряде проживало 160 осужденных, что составляет 1,47 кв.м на одного осужденного (менее 2 кв.м.). На момент проверки 4 осужденных размещались на кроватях, установленных в коридоре отряда. В отряде № 3 общая жилая площадь помещений составляет 260,2 кв.м. По состоянию на 22.07.2016 проживало 165 осужденных, что составляло 1,58 кв.м на одного осужденного. В связи с переполненностью отрядов №№ 2 и 3 (обычные и облегченные условия отбывания наказания), администрацией ФКУ ИК-16 допускаются нарушения требований ч. 3 ст. 99 УИК РФ в части обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для исправительных учреждений: нет помещений воспитательной работы, бытовых комнат с необходимым оборудованием, не хватает умывальников, унитазов (писсуаров).
Согласно представлению прокурора от 18.12.2016 № 17-01-2016, администрацией ФКУ ИК-16 нарушается установленная ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади на одного осужденного во 2 и 3 отрядах. В отряде № 2 с общей жилой площадью 234,8 кв.м по состоянию момент проверки проживало 149 осужденных (на 1 осужденного - 1,58 кв.м, менее 2 кв.м); в отряде № 3 на площади 260,2 кв.м проживало 146 осужденных, что составляет 1,78 кв.м на 1 осужденного. В связи с переполненностью отрядов №№ 2 и 3 (обычные и облегченные условия отбывания наказания) администрацией ФКУ ИК-16 допускаются нарушения требований ч. 3 ст. 99 УИК РФ в части обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для исправительных учреждений: нет помещений воспитательной работы, бытовых комнат с необходимым оборудованием, не хватает умывальников, унитазов (писсуаров). В отрядах большая скученность, кровати расположены близко друг к другу, что, в том числе, приводит к дополнительной напряженности и конфликтам среди осужденных, обоснованным жалобам последних.
Из представления прокурора от 24.03.2017 № 17-01-2017 следует, что администрацией ФКУ ИК-16 не соблюдается установленная ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади на одного осужденного в отрядах обычных и облегченных условий отбывания наказания (не менее 2-х кв.м), соответственно, допускаются нарушения требований ч. 3 ст. 99 УИК РФ в части обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для исправительных учреждений: нет помещений воспитательной работы, бытовых комнат с необходимым оборудованием, в том числе сушилки, не хватает умывальников, унитазов (писсуаров). Вышеизложенное приводит к систематическим обоснованным устным жалобам осужденных, отбывающих наказание во 2 и 3 отрядах. Кроме того, превышение лимита осужденных, проживающих во 2 и 3 отрядах, превышение допустимого количества двухъярусных кроватей в спальных помещениях, их размещение, значительная скученность осужденных, в первую очередь в спальных помещениях, приводит к невозможности надлежащего надзора за ними со стороны сотрудников учреждения при осуществлении надзорных функций. Выявлены и другие нарушения положений ст. 99 УИК РФ: в отрядах обычных и облегченных условий отбывания наказания требуется проведение косметического ремонта практически во всех помещениях: стены, пол, потолки.
Согласно представлению Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 04.10.2018 № 17-01-2018, в ходе проверки ФКУ ИК-16 установлено, что не в полной мере соблюдаются положения ст. 99 УИК РФ. Спальные секция отряда № 3 нуждаются в проведении косметического ремонта (стены, полы, потолки).
Согласно представлению Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 31.05.2019 № 17-01-2019, регламентированные ч. 1, 3 ст. 99 УИК РФ нормы жилой площади и материально-бытового обеспечения осужденных в ФКУ ИК-16 соблюдаются не в полной мере. В отряде № 3 также не хватает табуретов на каждого осужденного. Санитарно-техническое состояние жилых помещений и мест общего пользования в отрядах № 2 и 3 (обычные, облегченные условия отбывания наказания) неудовлетворительное, в частности, в 3 отряде в большей части жилых секций дефекты полового покрытия, стен и потолка, следы протечек, грибок; имеются дефекты оконных рам; в секциях сквозные отверстия в местах прохождения коммуникаций, не обеспечено проведение профилактических мероприятий по защите объекта от грызунов (герметизация с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях); в туалете, умывальном помещении - дефекты напольного покрытия, сырость, стены и потолок мокрые, требуется ремонт сантехники; в коридоре темно, дефекты полового покрытия. В отрядах 2 и 3 необходимо проведение ремонта в жилых и подсобных помещениях.
Сведений о признании незаконными и отмене указанных представлений прокурора, суду не представлено, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела суд принимает их в качестве допустимых и достоверных доказательств.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, давая оценку обстоятельствам, указанным в представлениях прокурора, суд приходит к выводу, что выявленные прокуратурой нарушения имели место (не были устранены) в период отбывания истцом наказания в отряде № 2 и 3 3 ФКУ ИК-16. В нарушение ст. 62, 226 КАС РФ доказательств обратного ответчиками не представлено.
Проанализировав приведенные выше нормы права и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, оценив установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела и доказательства, суд приходит к выводу, что имело место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания лишенного свободы лица (Волобуева А.С.) в исправительного учреждения – ФКУ ИК-16, что с учетом режима места принудительного содержания выражается в ограничении прав истца на обеспечение надлежащих жилищно-бытовых, санитарно-гигиенических условий, а именно:
1) по норме жилой площади на истца, которая не соответствовала норме площади и была менее норматива, установленного ст. 99 УИК РФ (менее двух квадратных метров); имелась большая скученность, кровати были расположены близко друг к другу, что, в том числе, приводило к дополнительной напряженности и конфликтам среди осужденных, то есть имела место переполненность помещений, невозможность свободного перемещения между предметами мебели. При этом Европейский Суд по правам человека в своем Постановлении от 10 января 2012 года по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» указал, что «при принятии решения о том, имело ли место нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно недостатка личного пространства, Европейский Суд должен учитывать следующие три элемента: (a) каждый заключенный должен иметь личное спальное место в камере; (b) каждый заключенный должен обладать как минимум 4 кв. м личного пространства; (c) общее пространство камеры должно позволять заключенным свободно передвигаться между предметами мебели. Отсутствие одного из этих элементов создает высокую презумпцию того, что условия содержания под стражей составляют жестокое обращение и нарушают положения статьи 3 Конвенции»;
2) по оснащению помещений мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода;
3) по оснащению помещения туалета унитазами (писсуарами), умывальниками в отряде, что повлекло для истца затрудненный доступ к данному месту общего пользования;
4) по соблюдению санитарно-гигиенических условий: имелась необходимость в проведении косметического ремонта стен, полов, потолков.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свободы лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Из установленного в судебном заседании усматривается, что истец, отбывая уголовное наказание в ФКУ ИК-16, мог свободно перемещаться по отряду № 3 и № 2 и локальному участку в установленное распорядком дня время.
С учетом данных обстоятельств, установленная в судебном заседании совокупность нарушений условий отбывания истцом наказания была частично восполнена созданием истцу условий для полезной деятельности вне помещений.
В данном случае факт нахождения истца в ФКУ ИК-16 в условиях, не соответствующих в полном объеме установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения ему страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий лишению свободы.
Довод представителей административных ответчиков о том, что истец не доказал ни одного обстоятельства, на которых основаны его требования, является несостоятельным, так как не соответствует положениям ст. 226 КАС РФ, распределяющей бремя доказывания по административным делам.
Бездействие ФКУ ИК-16, выразившееся в необеспечении надлежащих условий содержания истца в исправительном учреждении, установленных законодательством Российской Федерации, является незаконным, нарушающим права административных истца.
Вместе с тем другие доводы административного истца, касающиеся ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении, изложенные в иске, касающиеся карантинного отделения и отряда СУОН, локального сектора, неоказания медицинской помощи, являются безосновательными, ничем объективно в соответствии со ст. 62 КАС РФ не подтверждены, оспариваются административным ответчиком ФКУ ИК-16 и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Причинно-следственная связь между ненадлежащими, по мнению истца, условиями его содержания в местах лишения свободы и заболеванием туберкулезом легких не установлена.
Как следует из сообщения ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России, в результате ...
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиям, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В данном случае факт нахождения истца в ФКУ ИК-16 в условиях, не соответствующих в полном объеме установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения ему страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий лишению свободы.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК РФ).
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Таким образом, в силу ст. 125, ст. 1069, ст. 1071 ГК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ иск о взыскании компенсации морального вреда, причиненных действиями (бездействием) сотрудников уголовно-исполнительной системы предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).
При вынесении решения по настоящему делу, судом также учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, фактические обстоятельства настоящего дела, наличие ненадлежащих условий содержания истца в ФКУ ИК-16 и обстоятельства, частично восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение истца, учитывая характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, характер причиненных истцу нравственных страданий, вследствие допущенных нарушений по обеспечению надлежащих условий содержания в исправительном учреждении, индивидуальные особенности истца (возраст, состояние здоровья), принимая во внимание тот факт, что каких-либо существенных нарушений прав истца не возникло, его состояние здоровья за спорный период именно вследствие ненадлежащего исполнения ФКУ ИК-16 обязанностей не ухудшилось, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что требуемая истцом сумма компенсации морального вреда – 1 500 000 рублей, является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, не подтверждена доказательствами, и приходит к выводу о взыскании в пользу истца с ФСИН России 20000 рублей, подлежащих взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации, а в удовлетворении требований к ответчику ФКУ ИК-16 суд отказывает. Указанный размер компенсации является вполне обоснованным, отвечающим принципам разумности и справедливости.
При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
Специального решения об отказе в удовлетворении иска в оставшейся части суд не принимает, поскольку требование о компенсации морального вреда удовлетворено, а его размер определяется исключительно судом.
Принимая во внимание, что определением суда истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, а ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Волобуева ... к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Волобуева Александра Сергеевича в счет компенсации морального вреда 20000 (двадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении требований Волобуева ... к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись С.Ю.Карелина
...
...