Дело № 12-29/2017
РЕШЕНИЕ
город Архангельск, пр. Ломоносова, д.203 10 апреля 2017 года
Судья Приморского районного суда Архангельской области Лощевская Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Газпром межрегионгаз» Лаптева А.В. на постановление № 28 от 14.02.2017, вынесенное заместителем руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами Булановым А.В. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз»), расположенного по адресу: 197110, г.Санкт-Петербург, ул.Набережная Адмирала Лазарева, д.24, литер А (ИНН №, КПП №, ОГРН №),
установил:
постановлением № 28 заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами Буланова А.В. от 14.02.2017 ООО «Газпром межрегионгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
В Приморский районный суд Архангельской области поступила жалоба защитника ООО «Газпром межрегионгаз» Лаптева А.В. на указанное постановление, в которой заявитель просит обжалуемое постановление отменить как незаконное и необоснованное и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение п. 3.4.5 договора аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившееся в непредоставлении заявителем в установленные лесным законодательством РФ порядке и сроки в уполномоченный орган в области лесных отношений отчета об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов за 2016 год. Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие заявителя, который не был извещен надлежащим образом о времени и месите его составления. Обжалуемое постановление также было вынесено административным органом в отсутствие заявителя, не извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Административным органом было неправильно квалифицировано вменяемое правонарушение, поскольку по ч. 4 ст.8.25 КоАП РФ объектом является порядок использования лесов, а предметом – лесные участки, тогда как непредоставление надзорному органу в установленные лесным законодательством РФ сроки отчетной документации является правонарушением в области охраны окружающей среды, что подлежит квалификации по ст. 19.7 КоАП РФ. При правильной квалификации рассмотрение данного дела не относится к компетенции административного органа, а подлежит рассмотрению мировым судьей. Таким образом, административное дело было рассмотрено лицом, к компетенции которого оно не относится. Кроме того, поскольку между ООО «Газпром межрегионгаз» и АО «Газпром газораспределение» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора №, зарегистрированное в ЕГРП, на момент совершения административного правонарушения ООО «Газпром межрегионгаз» не являлось арендатором лесного участка, в связи с чем у него отсутствовала обязанность по предоставлению в адрес административного органа отчетной документации. На основании чего в рассматриваемом случае отсутствует субъект и субъективная сторона вменяемого заявителю административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по административному делу. Также вменяемое заявителю правонарушение не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства в силу чего может быть квалифицировано как малозначительное.
ООО «Газпром межрегионгаз» о времени и месте судебного заседания извещен (отчет об отслеживании отправления), в судебное заседение не явился, защитника не направил.
Заместитель руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами Буланов А.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, пояснив, что согласно договору аренды именно арендатор должен был представить соответствующий отчет, не предоставление которого влечет привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, также пояснил, что ООО «Газпром межрегионгаз» о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела уведомлен своевременно, чему имеются подтверждения.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.
Частью 4 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Привлекая ООО «Газпром межрегионгаз» к ответственности должностное лицо исходило из того, что данное лицо как арендатор лесного участка в целях эксплуатации линейного объекта по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, в нарушение 3.4.5 договора не предоставил отчеты, предусмотренные ст.ст. 49, 60 и 66 Лесного кодекса РФ. ООО «Газпром межрегионгаз» должно было предоставить отчеты об использовании лесов, охране, лесохозяйственной деятельности на арендуемом лесном участке в установленный законодательством срок - до 10.01.2017, что исполнено не было.
Из договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на основании распоряжения министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №р «О предоставлении лесных участков в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» для эксплуатации линейного объекта» заявителю предоставлены лесные участки общей площадью 0,007 га с кадастровыми № и №, расположенные в Архангельском участковом лесничестве (участок Архангельское) Архангельского лесничества для эксплуатации линейного объекта.
Подпункт 3.4.5 договора аренды устанавливает обязанность арендатора представлять арендодателю отчет об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении на арендуемом лесном участке в установленные законодательством сроки и порядке.
Согласно указанным статьям Лесного кодекса РФ, отчет об использовании лесов, отчет об охране лесов от пожаров, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления отчета об охране и защите лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 23.03.2015 № 129, отчет об охране и защите лесов представляется ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране и защите лесов, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления отчета об использования лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 25.12.2014 № 573 отчет об использовании лесов представляется ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2015 № 28 отчет представляется ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В ходе рассмотрения дела должностное лицо пришло к выводу о том, что непредставление отчета об охране и защите лесов за 4 квартал 2016 года повлекло использование лесного участка с нарушением условий договора аренды лесного участка, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Между тем должностным лицом не было учтено следующее.
Часть 4 ст. 8.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки. Порядок заключения и содержание перечисленных в тексте комментируемой статьи договоров определены ст. ст. 74, 75, 77 и другие Лесного кодекса РФ. Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех лесных пользований, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование.
Объективной стороной правонарушения по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ является деяние в форме действий, которыми могут быть: самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами; осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов; ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии; оставление недорубов и т.п. Правонарушение считается оконченным с момента осуществления лесопользования, не соответствующего целям и требованиям, установленным договором или иным документом.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что основанием к привлечению ООО «Газпром межрегионгаз» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ послужило непредставление обществом отчета об охране и защите лесов за 4 квартал 2016 года.
В соответствии со ст. 49 Лесного кодекса РФ отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отчеты подписывает руководитель юридического лица либо физическое лицо (индивидуальный предприниматель) и заверяет в установленном порядке.
Отчеты представляются на бумажных и (или) электронных носителях в документированном виде: на бумажных носителях - с реквизитами, заверенные подписью, на электронных носителях - с реквизитами и заверенные цифровой электронной подписью.
Доказательств того, что ООО «Газпром межрегионгаз» осуществляло лесопользование, не соответствующее целям и требованиям, установленного договора аренды, в материалах дела не содержится, должностным лицом административного органа обществу не вменено.
При таких обстоятельствах, действия ООО «Газпром межрегионгаз» подлежали квалификации по ст. 19.7 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Родовым объектом ст. 19.7 КоАП РФ является порядок управления, в то время как родовым объектом ст. 8.25 КоАП РФ - общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Поскольку в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации (п. 20 Постановления от 24 марта 2005 года N 5), судья не вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, если отсутствует единый родовой объект посягательства и назначаемое наказание ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром межрегионгаз» - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии ООО «Газпром межрегионгаз», опровергается представленными доказательствами, так, определение от 20.01.2017 г. о времени и месте составления протокола 31.01.2017 получено юридическим лицом 24.01.2017, штамп входящей корреспонденции на протоколе об административном правонарушении, свидетельствует о том, что протокол получен 08.02.2017, текст данного протокола содержит указание на время, дату и место рассмотрения дела.
Ввиду наличия оснований, влекущих прекращение производства по делу, судья не входит в обсуждение иных доводов жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу защитника А.В. Лаптева удовлетворить.
Постановление № 28 от 14.02.2017, вынесенное заместителем руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами Булановым А.В. о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья Е.А. Лощевская