Дело № 2а-227/2020
УИД 22RS0045-01-2020-000315-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
21 июля 2020 года с. Смоленское
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Седойкиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой Е.В.,
с участием представителя административного истца –помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Павловой О.А.,
представителя административного ответчика Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края Желтова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Смоленского района Алтайского края ФИО2, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения, указывая, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее. На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также решения Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении соглашений о передаче Администрацией Смоленского района администрациям сельсоветов Смоленского района части своих полномочий по решений вопросов местного значения на 2020 год» полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на органы местного самоуправления поселений.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) предусмотрено, что одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территориях сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Кроме того, на основании ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Согласно п.п.2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, в том числе в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.
В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков и т.д. (п.6 Порядка). В соответствии с п.7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: устанавливается степень соответствия транспортно эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.
Администрацией сельсовета оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями вышеуказанного Порядка в 2018-2019 г.г. и за истекший период 2020 г. не проводились, что свидетельствует о несоблюдении изложенных требований законодательства. Несоблюдение названных требований законодательства ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия передвижения. Прокуратурой района в целях устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Администрации сельсовета, которое оставлено без удовлетворения.
На основании ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёту результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности. Обязать Администрацию Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурор Смоленского района Алтайского края Павлова О.А., заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по тем же доводам, что изложены в административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края Желтов С.В., в судебном заседании предъявленные требования признал частично. Пояснил, что осмотр дорог Администрацией Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края проводится, составляются ведомости промеров толщины, поперечных уклонов, ширины и ровности покрытия. Данная информация до прокуратуры Смоленского района Алтайского края не доводилась, какие-либо иные документы кроме ведомостей не составлялись.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Смоленского района Алтайского края. В судебное заседание представитель Администрации Смоленского района Алтайского края не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, в соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, с вынесением решения.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции РФ гласит, что действия (или) бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
По смыслу ст.ст.1,218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе органов местного самоуправления, осуществляется в порядке административного производства на основании административного иска гражданина, организации, а также иных лиц.
К лицам, наделённым правом на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и (или) неопределённого круга лиц, в том числе отнесён прокурор (ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ).
Прокуратурой Смоленского района Алтайского края в 2020 году была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, Администрацией сельсовета оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями Порядка в 2018-2019 г.г. и за истекший период 2020 года не проводились, что свидетельствует о несоблюдении требований закона.
В связи с чем, прокурором Смоленского района ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Кировского сельсовета Смоленского района Желтова С.В. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.5-7).
Как следует из соглашения о передаче Администрацией Смоленского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения на 2020 года от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Смоленского района Алтайского края, в лице главы района ФИО5 с одной стороны и Администрация Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края, в лице главы Кировского сельсовета Желтова С.В. с другой стороны заключили соглашение согласно которому Администрация района передаёт, а Администрация поселения принимает к исполнению осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, отнесённых в соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению муниципальных районов, а именно - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Данное обстоятельство также подтверждается решением Собрания народных депутатов Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-16).
Согласно ответам за подписью главы Кировского сельсовета Смоленского района Желтова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № на имя прокурора Смоленского района ФИО2, следует, что за период 2018-2019 года и за истекший период 2020 года оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности не проводилась. В соответствии с законом «О безопасности дорожного движения» аварийно-опасный участок (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) – участок дороги, улицы, не превышающей 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Таких участков на территории МО Кировский сельсовет, согласно проведённого ими мониторинга-нет. Ежегодно до 06.05 проводится визуальная и техническая оценка состояния транспортно-эксплуатационных характеристик улично- дорожной сети, которая включает в себя, в том числе, определение фактической ширины проезжей части (с помощью прибора-3-х метровой линейки «Кондор», просвет под 3-х метровой рейкой, отсутствие- наличие завышения бровки проезжей части (обочин). Определяется наличие-отсутствие, колейности, разрушение проезжей части элементов дорожного полотна. По результатам оценки составляется дефектная ведомость, рассчитывается смета, отправляется заявка на выделение средств на устранение недостатков и причин несоответствия дорожных характеристик требованиям нормативных документов. В этом году проведена оценка состояния <адрес>, в результате которой выявлены недостатки (наличие просадок, деформации земляного полотна)- требуется устройство щебёночно-гравийного основания на площади-2380 кв.м., стоимость работ составляет 82000 рублей, заявка передана в Администрацию Смоленского района. Дополнительно определены первоначальные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения на перспективные годы: 2020 год- выполнить устройство тротуарных дорожек, в том числе в зоне расположения образовательных учреждений(школа, дет./сад) - 593 п.м., по площади 890 кв.м., из горячего мелкозернистого асфальтобетона Н=4 см, по гравийному основанию Н=5-14 см. Стоимость работ составит 1340 тыс. рублей; установить пешеходные светофоры в зоне МБОУ «Кировская СОШ» - на опорах - 2 шт. на сумму 96,0 тысяч рублей; выполнить устройство пешеходных ограждений в зоне МБОУ «Кировская СОШ» - 129 п.м. на сумму 264 тыс. рублей; выполнить устройство освещения улично-дорожной сети - на подходах к образовательным учреждениям (<адрес>) -1989 п.м. линии, 54 светильника, стоимость работ составит 1165 тысяч рублей; 2020-2024 год - выполнить устройство электроосвещения улично-дорожной сети - 12 улиц - 6977 п.метров, 204 светильника. Общая стоимость работ составит 5420 тысяч рублей. Таким образом, в 2020 году на реализацию указанных мероприятий необходимо 2865 тысяч рублей. Для принятия решения о финансировании, данная заявка передана в Администрацию Смоленского района. Законодательство в части обеспечения безопасности дорожного движения по пунктам, указанных в предписании 02/8-2-2020 МО Кировский сельсовет не нарушено, оснований для привлечения к ответственности должностных лиц – нет (л.д.8-10).
Решением собрания депутатов Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии отдельных полномочий по решению вопросов местного значения МО Смоленский район Алтайского края муниципальному образованию Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» на л.д. 11-12 принято решение- принять к исполнению полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования Смоленского район Алтайского края, а именно в обрасти дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (в редакции от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территориях сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Кроме того, на основании ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п.п.2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, в том числе в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.
В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков и т.д. (п.6 Порядка).
В соответствии с п.7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: устанавливается степень соответствия транспортно эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.
Исследуя представленные документы, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Кировского сельсовета Смоленского района было допущено бездействие, выразившиеся в не принятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, в том числе, и указанных в административном иске, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения отнесены вопросы по решению вопросов дорожной деятельности, в связи с чем, прокурором района в адрес Администрации сельсовета было вынесено соответствующее представление, которое хотя и было рассмотрено в установленные законом сроки, однако каких-либо мероприятий, по оценке технического состояния автомобильных дорог и учёта по осуществлению дорожной деятельности, принято не было.
Представленные Администрацией Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края ведомости не могут быть судом расценены как надлежащее выполнение требований действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как они оформлены не надлежащим образом, из содержания данных ведомостей не представляется возможным установить: кем и когда, а также какими техническими средствами производились измерения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения, с учётом установлениях в судебном заседании обстоятельств и объёма необходимой работы, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, будет являться разумным и достаточным, поскольку судом принято во внимание, что выявленные нарушения законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёту результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.
Обязать Администрацию Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться в суде 27.07.2020 года
Судья А.В. Седойкина