Решение по делу № 2а-227/2020 от 19.06.2020

Дело № 2а-227/2020

УИД 22RS0045-01-2020-000315-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

21 июля 2020 года с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Седойкиной А.В.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой Е.В.,

с участием представителя административного истца –помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Павловой О.А.,

представителя административного ответчика Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края Желтова С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Смоленского района Алтайского края ФИО2, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения, указывая, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее. На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также решения Смоленского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении соглашений о передаче Администрацией Смоленского района администрациям сельсоветов Смоленского района части своих полномочий по решений вопросов местного значения на 2020 год» полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на органы местного самоуправления поселений.

Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) предусмотрено, что одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территориях сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, на основании ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Согласно п.п.2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, в том числе в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.

В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков и т.д. (п.6 Порядка). В соответствии с п.7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:    устанавливается степень соответствия транспортно эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.

Администрацией сельсовета оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями вышеуказанного Порядка в 2018-2019 г.г. и за истекший период 2020 г. не проводились, что свидетельствует о несоблюдении изложенных требований законодательства. Несоблюдение названных требований законодательства ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия передвижения. Прокуратурой района в целях устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Администрации сельсовета, которое оставлено без удовлетворения.

На основании ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Просил признать незаконным бездействие Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёту результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности. Обязать Администрацию Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурор Смоленского района Алтайского края Павлова О.А., заявленные исковые требования поддержала в полном объёме по тем же доводам, что изложены в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края Желтов С.В., в судебном заседании предъявленные требования признал частично. Пояснил, что осмотр дорог Администрацией Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края проводится, составляются ведомости промеров толщины, поперечных уклонов, ширины и ровности покрытия. Данная информация до прокуратуры Смоленского района Алтайского края не доводилась, какие-либо иные документы кроме ведомостей не составлялись.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Смоленского района Алтайского края. В судебное заседание представитель Администрации Смоленского района Алтайского края не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Суд, в соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, с вынесением решения.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции РФ гласит, что действия (или) бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

По смыслу ст.ст.1,218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе органов местного самоуправления, осуществляется в порядке административного производства на основании административного иска гражданина, организации, а также иных лиц.
К лицам, наделённым правом на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и (или) неопределённого круга лиц, в том числе отнесён прокурор (ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ).

Прокуратурой Смоленского района Алтайского края в 2020 году была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, Администрацией сельсовета оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями Порядка в 2018-2019 г.г. и за истекший период 2020 года не проводились, что свидетельствует о несоблюдении требований закона.

В связи с чем, прокурором Смоленского района ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Кировского сельсовета Смоленского района Желтова С.В. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.5-7).

Как следует из соглашения о передаче Администрацией Смоленского района части своих полномочий по решению вопросов местного значения на 2020 года от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Смоленского района Алтайского края, в лице главы района ФИО5 с одной стороны и Администрация Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края, в лице главы Кировского сельсовета Желтова С.В. с другой стороны заключили соглашение согласно которому Администрация района передаёт, а Администрация поселения принимает к исполнению осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, отнесённых в соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению муниципальных районов, а именно - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Данное обстоятельство также подтверждается решением Собрания народных депутатов Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-16).

Согласно ответам за подписью главы Кировского сельсовета Смоленского района Желтова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Смоленского района ФИО2, следует, что за период 2018-2019 года и за истекший период 2020 года оценка технического состояния автомобильных дорог и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности не проводилась. В соответствии с законом «О безопасности дорожного движения» аварийно-опасный участок (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) – участок дороги, улицы, не превышающей 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Таких участков на территории МО Кировский сельсовет, согласно проведённого ими мониторинга-нет. Ежегодно до 06.05 проводится визуальная и техническая оценка состояния транспортно-эксплуатационных характеристик улично- дорожной сети, которая включает в себя, в том числе, определение фактической ширины проезжей части (с помощью прибора-3-х метровой линейки «Кондор», просвет под 3-х метровой рейкой, отсутствие- наличие завышения бровки проезжей части (обочин). Определяется наличие-отсутствие, колейности, разрушение проезжей части элементов дорожного полотна. По результатам оценки составляется дефектная ведомость, рассчитывается смета, отправляется заявка на выделение средств на устранение недостатков и причин несоответствия дорожных характеристик требованиям нормативных документов. В этом году проведена оценка состояния <адрес>, в результате которой выявлены недостатки (наличие просадок, деформации земляного полотна)- требуется устройство щебёночно-гравийного основания на площади-2380 кв.м., стоимость работ составляет 82000 рублей, заявка передана в Администрацию Смоленского района. Дополнительно определены первоначальные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения на перспективные годы: 2020 год- выполнить устройство тротуарных дорожек, в том числе в зоне расположения образовательных учреждений(школа, дет./сад) - 593 п.м., по площади 890 кв.м., из горячего мелкозернистого асфальтобетона Н=4 см, по гравийному основанию Н=5-14 см. Стоимость работ составит 1340 тыс. рублей; установить пешеходные светофоры в зоне МБОУ «Кировская СОШ» - на опорах - 2 шт. на сумму 96,0 тысяч рублей; выполнить устройство пешеходных ограждений в зоне МБОУ «Кировская СОШ» - 129 п.м. на сумму 264 тыс. рублей; выполнить устройство освещения улично-дорожной сети - на подходах к образовательным учреждениям (<адрес>) -1989 п.м. линии, 54 светильника, стоимость работ составит 1165 тысяч рублей; 2020-2024 год - выполнить устройство электроосвещения улично-дорожной сети - 12 улиц - 6977 п.метров, 204 светильника. Общая стоимость работ составит 5420 тысяч рублей. Таким образом, в 2020 году на реализацию указанных мероприятий необходимо 2865 тысяч рублей. Для принятия решения о финансировании, данная заявка передана в Администрацию Смоленского района. Законодательство в части обеспечения безопасности дорожного движения по пунктам, указанных в предписании 02/8-2-2020 МО Кировский сельсовет не нарушено, оснований для привлечения к ответственности должностных лиц – нет (л.д.8-10).

Решением собрания депутатов Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии отдельных полномочий по решению вопросов местного значения МО Смоленский район Алтайского края муниципальному образованию Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» на л.д. 11-12 принято решение- принять к исполнению полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования Смоленского район Алтайского края, а именно в обрасти дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (в редакции от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территориях сельских поселений при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, на основании ч.4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно п.п.2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения, в том числе в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией, не реже одного раза в год.

В процессе диагностики автомобильных дорог определяются: параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков и т.д. (п.6 Порядка).

В соответствии с п.7 Порядка по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:    устанавливается степень соответствия транспортно эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путём проведения специальных расчётов.

Исследуя представленные документы, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Кировского сельсовета Смоленского района было допущено бездействие, выразившиеся в не принятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, в том числе, и указанных в административном иске, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения отнесены вопросы по решению вопросов дорожной деятельности, в связи с чем, прокурором района в адрес Администрации сельсовета было вынесено соответствующее представление, которое хотя и было рассмотрено в установленные законом сроки, однако каких-либо мероприятий, по оценке технического состояния автомобильных дорог и учёта по осуществлению дорожной деятельности, принято не было.

Представленные Администрацией Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края ведомости не могут быть судом расценены как надлежащее выполнение требований действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как они оформлены не надлежащим образом, из содержания данных ведомостей не представляется возможным установить: кем и когда, а также какими техническими средствами производились измерения.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения, с учётом установлениях в судебном заседании обстоятельств и объёма необходимой работы, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, будет являться разумным и достаточным, поскольку судом принято во внимание, что выявленные нарушения законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Администрации Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёту результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности.

Обязать Администрацию Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Кировский сельсовет Смоленского района Алтайского края» и учёт результатов указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться в суде 27.07.2020 года

Судья А.В. Седойкина

2а-227/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Смоленского района Алтайскогоь края
Ответчики
Администрация Кировского сельсовета Смоленского района Алтайского края
Другие
Администрация Смоленского района Алтайского края
Суд
Смоленский районный суд Алтайского края
Судья
Седойкина А.В.
Дело на сайте суда
smolensky.alt.sudrf.ru
19.06.2020Регистрация административного искового заявления
22.06.2020Передача материалов судье
22.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2020Судебное заседание
21.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Дело оформлено
03.09.2020Дело передано в архив
21.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее