Дело № 33-2322/2018
Судья: Акимушкина Т.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пачиной Л.Н.,
судей: Альчиковой Е.В., Рожковой Т.В.,
при секретаре Герасимовой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июня 2018 года гражданское дело по иску Угаровой Веры Васильевны к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске Тамбовской области (межрайонное) об оспаривании отказа в установлении досрочной пенсии по старости и признании права на назначение досрочной пенсии,
по апелляционной жалобе Угаровой Веры Васильевны на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 апреля 2018 года,
Заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Угарова В.В. обратилась 14 сентября 2017 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске Тамбовской области (межрайонное), в чем ей было отказано решением данного учреждения от 14 декабря 2017 г. из-за отсутствия стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Не согласившись с указанным решением, Угарова В.В. 30 января 2018 г. обратилась с иском в суд, в котором просила обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости период работы с 30 марта 1998 г. по 31 июля 2014 г.(16 лет 4 мес.2 дн) в качестве санитарки рентгенологического кабинета рентгенологического отделения ТОГБУЗ «Моршанская центральная районная больница» и назначить ей досрочную пенсию с момента возникновения права, то есть с 14 сентября 2017 г.
В обоснование исковых требований истица указала, что в спорный период времени она фактически выполняла обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновских кабинетах. Тогда как Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях(кабинетах) раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения»(код 22600000-14467).
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 апреля 2018 г. требования Угаровой В.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Угарова В.В. просит отменить решение суда, и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
Она указывает, что работала санитаркой рентгенологического кабинета более 16 лет полный рабочий день, к заработной плате ей начисляли доплату в размере 15% за работу с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда. У нее был сокращенный рабочий день, 30-часовая рабочая неделя, ей предоставлялся дополнительный отпуск.
Выражает не согласие с выводом суда о том, что в ее обязанности не входила обязанность по уходу за больными. В ее должностные обязанности, также как и в обязанности младшей медицинской сестры рентгеновского кабинета входило: сопровождение больных до и после их обследования, помощь врачу и рентгенлаборанту при проведении сложных рентгенологических исследований, и присутствие при самих исследованиях, и подготовка реагентов, бариевой взвести, контрастных веществ и химических реактивов для обработки рентгеновских пленок.
Указывает, что Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах) раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» (код 22600000-14467).
Ссылается на Письмо Минтруда РФ от 27 мая 1992 г. № 1062-РБ «О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений(кабинетов)», в котором указывается, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. № 517 в учреждениях здравоохранения должность «Санитарка(няня)» была переименована на должность младшая медицинская сестра по уходу за больными», в связи с чем, в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях(кабинетах) профессия санитарки осталась и предусматривается схемой должностных окладов (Приложение № 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 116). До 1 января 1992 г. санитарки пользовались правом на льготную пенсию. Указанным письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений(кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку № 2, разделу XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», как младшим сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях(кабинетах).
Указывает, что согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР от 30 декабря 1977 г. № 1172, должность младшей медицинской сестры рентгеновского кабинета не была предусмотрена. В обязанности санитарки входило содержание помещения, инвентаря и оборудования в должном порядке, проведение ежедневной влажной уборки помещения, подготовка кабинета к приему больных, помощь рентгенлаборанту в приготовлении бариевой смеси, контрастных веществ и химреактивов для обработки рентгеновской пленки, оказание помощи врачу и рентгенлаборанту при проведении сложных рентгенологических исследований, вызов больных в кабинет, подача кассет, помощь при обработке пленки, сопровождение в необходимых случаях больных после исследования в отделение, передача документов, сдача белья в стирку, получение их в установленном порядке, соблюдение правил техники безопасности.
Автор жалобы ссылается на Приказ Министерства здравоохранения РСФСР № 137 от 16 июня 1993 г., согласно которому утверждено Положение о санитарке рентгеновского отделения(кабинета), отдела (Отделения) лучевой диагностики, из которого усматривается, что работник в данной должности пользуется всеми льготами, распространяющимися на персонал рентгеновского отделения(кабинета), определенных соответствующими статьями законодательства о труде.
Указывает на Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 26 июня 2003 г. № 5031-ЮЛ, которым разъяснено, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 предусматривается две самостоятельные должности младшего медицинского персонала: «санитарка» и «младшая медицинская сестра по уходу за больными». В связи с чем, назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений по Списку №2 в соответствии с письмом Минтруда от 25 мая 1992 г. № 1062-РВ возможно при соблюдении условий, изложенных в этом письме, то есть предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
По мнению автора жалобы, данные нормы права судом не были приняты во внимание.
Считает, что исходя из разъяснений пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций.
В связи с чем, она указывает, что в штатных расписаниях рентгенологического отделения Моршанской ЦРБ за 1994-2014 годы предусмотрено наличие в таком отделении младшего персонала – должности «санитарка», тогда как должность «младшая медицинская сестра по уходу за больными» отсутствовала. На протяжении полного рабочего дня- то есть более 80% рабочего дня она была занята на выполнении работ в качестве младшей медицинской сестры по уходу за больными, что подтверждается должностной инструкцией санитарки рентгеновского отделения и справкой ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ».
Автор жалобы указывает, какие обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными были установлены Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102; Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»; Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 августа 1997 г. за № 43.
Не соглашаясь с выводом суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие выполнение работы постоянно, полный рабочий день работы младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгенологическом отделении и кабинете, автор жалобы полагает, что справками работодателя от 14 сентября 2017 г. и 20 февраля 2018 г. подтверждается выполнение ею функциональных обязанностей младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгеновском отделении на протяжении полного рабочего дня- то есть более 80% рабочего времени.
Считает, что неуплата работодателем страховых взносов, непредставление сведений о застрахованном лице, а также отсутствие определенного государством источника выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя, не может являться основанием для ограничения ее пенсионных прав.
По мнению автора жалобы, имеются все основания для включения спорного периода в специальный стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске Тамбовской области (межрайонное) просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что решение законно и обоснованно, вынесено с правильным применением норм материального и процессуального права
Указывает, что судом первой инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами действующего законодательства.
Считает, что справка о стаже на соответствующих видах работ выдана необоснованно, содержит не достоверные сведения, так как согласно сведениям персонифицированного учета ТОГБУЗ «Моршанская ЦРБ» за весь спорный период 1998-2014 г.г. предоставляла сведения о работе истицы простым стажем, а не льготным. Кроме того, учреждение ежеквартально представляло поименные списки льготных должностей, в которых должность Угаровой В.В. отсутствовала. Перед сдачей отчетности учреждение, имеющее льготные профессии, представляет в орган Пенсионного Фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Указывает, что из объяснений истицы следует, что с 1998 г. по настоящее время не менялся характер ее работы. Аттестация рабочего места истицы до 2013 г. не проводилась. В 2014 г. была проведена аттестация должности «Уборщик служебных помещений», спорная должность льготной не признана.
Для включения в стаж на соответствующих видах работ необходимо соблюдение в обязательном порядке двух условий одновременно:
постоянная занятость в течение полного рабочего дня в должностях, на работах и в условиях, предусмотренных действующим пенсионным законодательством;
обязательная уплата дополнительных страховых взносов в ПФР.
Данные условия не соблюдены. Следовательно, у истицы отсутствует право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях».
Учитывая имеющиеся данные о надлежащем извещении истицы, не явившейся в судебное заседание, ходатайствовавшей о рассмотрении дела в ее отсутствие, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Моршанске Тамбовской области(межрайонное) Галузинской Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя третьего лица ТОГБУЗ «Моршанская центральная районная больница» Олейниковой М.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся в силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 указанного выше закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
На основании позиции 22600000-14467 раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 правом выхода на досрочную пенсию пользуются младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах).
В соответствии с буквальным толкованием вышеуказанного списка, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Основанием для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, является документальное подтверждение постоянной в течение полного рабочего дня занятости в профессиях и должностях, а также в тех производствах, на работах которые предусмотрены указанными списками.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и(или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральнымзакономот 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральнымзакономот 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета(часть 2 статьи 14).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральнымзакономот 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается(часть 3 статьи 14).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 сентября 2017 г. Угарова В.В. обратилась в УПФР в г.Моршанске Тамбовской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, представила необходимые документы. Решением УПФР г.Моршанске Тамбовской области (межрайонное) от 14 декабря 2017 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано, по причине отсутствия 10 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости, на дату определения права 14 сентября 2017 г. Страховой стаж Угаровой В.В. составляет 30 лет 3 мес.3 дня. Стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствует.
В специальный стаж не был включен период с 30 марта 1998 г. по 31 июля 2014 г. (16 лет 4 мес.2 дн.) в качестве санитарки рентгенологического кабинета рентгенологического отделения ТОГБУЗ «Моршанская центральная районная больница».
Согласно записей в трудовой книжке, истица 17 июля 1998 г. была переведена санитаркой рентгенкабинета в диагностическое отделение Моршанской ЦРБ, с 30 марта 1998 г. в трудовой книжке указано считать ее работающей санитаркой в рентгенкабинете рентгенологического отделения, с 1 августа 2014 г. истица переведена уборщиком служебных помещений рентгенологического отделения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о работе истицы в качестве санитарки рентгенкабнета, а не младшей медицинской сестры по уходу за больными, занятыми в рентгенологическом отделении и кабинете. Истицей не представлено доказательств выполнения ею в период с 30 марта 1998 г. по 31 июля 2014 г. постоянно, в течение полного рабочего дня работы младшей медицинской сестры по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгенологическом отделении и кабинете. Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 не предусмотрена профессия санитарки в рентгенкабинете. Согласно Перечню рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками № 1 и № 2 установлено льготное пенсионное обеспечение, по рентгенологическому отделению ТОГБУЗ «Моршанская центральная районная больница» указаны врачи-рентгенологи и рентгенлаборанты. Сведений о должности Угаровой В.В. данный Перечень не содержит. Согласно сведениям из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа Угаровой В.В. за спорный период в качестве санитарки рентгенологического кабинета ренгенологического отделения ТОГБУЗ «Моршанская центральная районная больница» предоставлены работодателем в Управление Пенсионного фонда РФ(государственное учреждение) в г.Моршанске Тамбовской области(межрайонное) без кода льготных условий. Корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в установленном законом порядке работодателем в отношении Угаровой В.В. не произведена, условие о начислении и уплате страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу после 1 января 2013 г. не соблюдено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявлялись истицей и в суде первой инстанции, и им в решении суда по мнению судебной коллегии дана надлежащая оценка.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что истица выполняла постоянно на условиях полного рабочего времени, работу младшей медицинской сестры по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах, в материалах дела не имеется.
Доказательств, что работодатель считал должность истицы льготной и представлял об этом соответствующие сведения в Пенсионный Фонд с даты регистрации Угаровой В.В.(1 апреля 1998 г.) в качестве застрахованного лица, суду не представлено. Напротив, работодатель представлял в Пенсионный Фонд сведения о работе Угаровой В.В. на общих основаниях (без льготного кода), в списки льготных работников по ТОГБУЗ «Моршанская районная больница» Угарова В.В. работодателем в спорный период не была включена. Страховые взносы по дополнительным тарифам с 1 января 2013 г. за истицу работодателем не уплачивались.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Угаровой Веры Васильевны- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи