Именем Российской Федерации
г.Тамбов 27 августа 2018 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1244/2018 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области к Слетковой Сабине Юрьевне о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Тамбовской области обратилась с административным иском в суд с требованием о взыскании со Слетковой С.Ю. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 12812 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 21.02.2017 по 24.02.2017 в сумме 17, 08 руб., по земельному налогу за 2015 год в сумме 397 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 24.02.2017 в сумме 11, 25 руб.
В административном иске указано, что Слетковой С.Ю. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: ***, р.***, дата регистрации права собственности 01.02.2012.
Также Слетковой С.Ю. принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, р.***, дата регистрации права собственности 01.02.2012.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ в адрес Слетковой С.Ю. были направлены налоговое уведомление от 05.08.2016 № 87115712 на уплату земельного налога за 2015 год в сумме 397 руб. по сроку уплаты 01.12.2016, и налоговое уведомление от 06.12.2016 № 151881516 на уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 12 812 руб. по сроку уплаты не позднее 20.02.2017.
За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год Слетковой С.Ю. в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за период с 21.02.2017 по 24.02.2017 в сумме 17, 08 руб.
Также пени начислены по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 24.02.2017 в сумме 11, 25 руб.
В связи с неоплатой налога Слетковой С.Ю. в соответствии со ст.ст.69,70 Налогового кодекса РФ было направлено требование № 3337 от 25.02.2017 с предложением погасить имеющуюся задолженность.
Указанные требования Слетковой С.Ю. не были исполнены, в связи с чем налоговым органом в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г.Тамбова было направлено заявление на выдачу судебного приказа.
13.06.2017 мировым судьей вынесен судебный приказ № 2-504/2017 о взыскании со Слетковой С.Ю. суммы задолженности.
Определением мирового судьи от 01.03.2018 указанный судебный приказ отменен.
В судебном заседании представитель Межрайонная ИФНС России № 9 по Тамбовской области по доверенности Лисицина Л.А. требования административного иска поддержала, указав, что по настоящее время сумма задолженности Слетковой С.Ю. не погашена.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Слетков Д.А. возражал против требований административного иска, указав, что он на основании договора поручения от 01.01.2015 производит за Слеткову С.Ю. оплату налоговых платежей за жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***, р.***. Всю почтовую корреспонденцию по адресу регистрации Слетковой С.Ю. получает он лично. Ни налоговое уведомление от 05.08.2016 № 87115712, ни налоговое уведомление от 06.12.2016 № 151881516, а также требование № 3337 от 25.02.2017 Слетков Д.А. не получал, следовательно, налоговым органом не соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога, поэтому у Слетковой С.Ю. не возникло обязанности по уплате налога. Кроме того, налоговым органом пропущены сроки обращения в суд, поскольку в силу ч.2 ст.286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. В требовании № 3337 от 25.02.2017 установлен срок до 20.04.2017, а в суд с настоящим административным иском налоговые органы обратились 20.04.2018.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.07.2005 № 9-П указал, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу ст. 57 Конституции РФ, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Согласно пунктам 1-2 статьи 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2) (глава 31 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч.4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ. Согласно ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, предоставленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 п.4 НК РФ регистрирующими органами.
Из материалов дела следует, что Слетковой С.Ю. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: ***, р.***, дата регистрации права собственности 01.02.2012.
Также Слетковой С.Ю. принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, р.***, дата регистрации права собственности 01.02.2012.
В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ в адрес Слетковой С.Ю. были направлены налоговое уведомление от 05.08.2016 № 87115712 на уплату земельного налога за 2015 год в сумме 397 руб. по сроку уплаты 01.12.2016, и налоговое уведомление от 06.12.2016 № 151881516 на уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 12 812 руб. по сроку уплаты не позднее 20.02.2017.
За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год Слетковой С.Ю. в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за период с 21.02.2017 по 24.02.2017 в сумме 17, 08 руб.
Также пени начислены по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 24.02.2017 в сумме 11, 25 руб.
В связи с неоплатой налога Слетковой С.Ю. в соответствии со ст.ст.69,70 Налогового кодекса РФ было направлено требование № 3337 от 25.02.2017 с предложением погасить имеющуюся задолженность.
Данные налоговые уведомления и требования направлены по адресу регистрации Слетковой С.Ю.: ***.
В письменных пояснениях Слеткова С.Ю. не согласна с предъявленными ей требованиями в связи с тем, что ни налоговые уведомления, ни требования она не получала. Административный ответчик считает, что налоговый орган должен представить в суд какие-либо доказательства получения Слетковой С.Ю. уведомлений и требования либо доказательства ее уклонения от получения указанных документов.
Исходя из п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В Определении от 29.09.2015 № 1845-О-О Конституционный Суд РФ указал, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 08.04.2010 N 468-О-О).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
П. 6 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По смыслу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ право на обращение в суд с заявлением о взыскании с физического лица налога за счет имущества последнего имеет налоговый орган, направивший требование об уплате налогов, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
В ст. 11 Налогового кодекса РФ под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Слетковой С.Ю. по адресу регистрации ее места жительства отправлены налоговое уведомление от 05.08.2016 № 87115712 под почтовым идентификатором 14511602770909, налоговое уведомление от 06.12.2016 № 151881516 под почтовым идентификатором 14103806181133, требование № 3337 от 25.02.2017 под почтовым идентификатором 14510808884168.
Согласно данным сайта ОАСУ РПО отправления вручены 06.01.2017 (14103806181133), 27.09.2016 (14511602770909), 03.04.2017 (14510808884168).
В соответствии с письмом Тамбовского почтамта от 19.07.2018 № 99.15.8.9.2-05-448/16 почтовое отправление 14511602770909 поступило в адресное отделение почтовой связи 392000 26.09.2016 и было передано почтальону в доставку. В связи с отсутствием адресата 26.09.2016 в почтовый ящик было доставлено извещение. Через 5 дней было доставлено вторичное извещение. За невостребованностью по истечении срока хранения письмо было возвращено по обратному адресу. Запись о вручении 27.09.2018 внесена ошибочно.
Почтовое отправление 14103806181133 поступило в адресное отделение почтовой связи 392000 30.12.2016 и было передано почтальону в доставку. В связи с отсутствием адресата 31.12.2016 в почтовый ящик было доставлено извещение. Через 5 дней было доставлено вторичное извещение. За невостребованностью по истечении срока хранения письмо было возвращено по обратному адресу. Запись о вручении 06.01.2017 также внесена ошибочно.
Поскольку в силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 НК РФ направленные заказными письмами налоговое уведомление и налоговое требование считаются полученными по истечении шести дней с даты направления этих заказных писем, суд приходит к выводу, что Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога, и Слеткова С.Ю. считается уведомленной о наличии у нее соответствующих обязанностей по уплате налога и задолженности.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения установлены ч. 2 ст. 48 НК РФ.
Вместе с тем ч. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В требовании № 3337 от 25.02.2017 установлен срок его исполнения до 20.04.2017.
13.06.2017, т.е. в пределах шести месяцев мировым судьей вынесен судебный приказ № 2-504/2017 о взыскании со Слетковой С.Ю. суммы задолженности.
Определением мирового судьи от 01.03.2018 указанный судебный приказ отменен.
В суд с настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 9 по Тамбовской области обратилась 20.04.2018, т.е. также в пределах шести месяцев.
Таким образом, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу данных законоположений со Слетковой С.Ю. также подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 529 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области удовлетворить.
Взыскать со Слетковой Сабины Юрьевны, зарегистрированной по адресу: ***., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 12812 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 21.02.2017 по 24.02.2017 в сумме 17, 08 руб., по земельному налогу за 2015 год в сумме 397 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 24.02.2017 в сумме 11, 25 руб.
Взыскать со Слетковой Сабины Юрьевны государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 529 руб.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 28.08.2018
Судья Е.С. Воронцова