Дело № 2 – 68/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 февраля 2018 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
при секретаре судебного заседания Дашкевич Ю.Д.,
с участием прокурора Штенцова Э.П.,
главы Таушинского сельского поселения Шаневой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района Пермского края к Администрации Таушинского сельского поселения Чернушинского района о возложении обязанности по ликвидации свалки твердых бытовых и коммунальных отходов, прекращении деятельности по временному накоплению отходов;
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Таушинского сельского поселения Чернушинского района о возложении обязанности по ликвидации свалки из накопленных твердых бытовых и коммунальных отходов.
Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края мотивированы следующим: прокуратурой Чернушинского района Пермского края совместно с Комитетом по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района в ходе проведения проверки исполнения законодательства, регламентирующего соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду установлено, что на территории Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района на земельном участке с кадастровым <№> расположена свалка твердых бытовых и коммунальных отходов. Согласно акта проверки Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 21 сентября 2017 года в границах Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края на земельном участке с кадастровым <№> расположена площадка временного накопления отходов, общая площадь 1 га, объем <данные изъяты>. Согласно сведениям с публичной кадастровой карты, об основных характеристиках объекта недвижимости земельный участок с кадастровым <№> отнесен к категории земель промышленности, вид разрешенного использования - под площадку временного накопления отходов. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Исходя из ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Регулирующие отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. В соответствии с п. 3.7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Согласно ст. 56, 80 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым <№>, на котором расположена свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, используются администрацией Таушинского сельского поселения под временное накопление отходов для нужд населения. Согласно информации ООО «Внешнее благоустройство», единственной организации осуществляющей на территории Чернушинского муниципального района деятельность по транспортировке и утилизации твердых бытовых и коммунальных отходов, Таушинское сельское поселение за период времени с 2015 года по настоящее время при заключенном договоре, заявки на вывоз и утилизацию накопляемых отходов не подавала, накопляемые отходы не вывозились. Таким образом Администрацией Таушинского сельского поселения требования законодательства при временном накоплении отходов, в частности, их хранении не более 11 месяцев, не соблюдаются. Также, в ходе проведенной проверки установлено, что накопляемые отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадок не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, по периметру частично отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Установлено, что на площадке временного накопления коммунальных и бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым <№> на территории Таушинского сельского поселения, используемой под площадку временного накопления отходов, в связи с не исполнением требования при их временном накоплении допускается загрязнение земельного участка, что приводит к ухудшению качества земель. Несоблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с отходами производства, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Несоблюдение нормативно-правовых актов создает угрозу жизни и здоровью жителей Таушинского сельского поселения. Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Согласно п. 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивации подлежат земли, нарушенные при: складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого - разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. В связи с тем, что допускается загрязнение земельного участка с кадастровым <№> данный земельный участок подлежит рекультивации. Основанием для обращения прокурора в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц послужило нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит суд возложить на администрацию Таушинского сельского поселения обязанность по ликвидации площадки временного накопления отходов, расположенной: на земельном участке с кадастровым <№>, на котором расположена свалка твердых бытовых и коммунальных отходов в течении 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда провести рекультивацию земельного участка с кадастровым <№>; возложить обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельном участке с кадастровым <№> с момента вступления решения суда в законную силу до устранения нарушений требований федерального законодательства.
25 января 2018 года прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд уточненным исковым заявлением. Прокурор Чернушинского района Пермского края просит: возложить на Администрацию Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность ликвидировать свалку твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым <№>, объемом <данные изъяты>. в течении 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на Администрацию Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность в течении двух лет со дня вступления в законную силу решения суда провести рекультивацию земельного участка с кадастровым <№>; возложить на Администрацию Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельном участке с кадастровым <№>, с момента вступления решения суда в законную силу до устранения нарушений требований федерального законодательства. (л.д. 42-46)
7 февраля 2018 года прокурором Чернушинского района представлено уточненное исковое заявление, прокурор Чернушинского района Пермского края просит обязать Администрацию Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края ликвидировать свалку твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную: на земельном участке с кадастровым <№>, объемом <данные изъяты>. в течении 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на Администрацию Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельном участке с кадастровым <№>, с момента вступления решения суда в законную силу до устранения нарушений требований федерального законодательства.
Помощник прокурора Чернушинского района Пермского края Штенцов Э.П. в судебном заседании уточненные 7 февраля 2018 года исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, пояснил, что указанный земельный участок расположен в границах сельского поселения, на указанном участке организована площадка для временного накопления отходов, на площадке образовалась свалка отходов, поскольку отходы не вывозятся, хранятся постоянно, площадка не соответствует санитарным требованиям, администрация обязана ликвидировать образовавшуюся свалку отходов, прекратить деятельность по накоплению отходов. Администрация должна заключить договор на вывоз отходов со специализированной организацией.
Представитель ответчика Глава администрации Таушинского сельского поселения Чернушинского района Шанева И.В. в судебном заседании пояснила, что администрация не согласна с требованиями прокурора, поддержала письменные возражения по иску. Земельный участок отнесен к категории земли промышленности, используется под площадку временного накопления отходов, предусмотрен в Схеме санитарной очистки района, отходы на площадку вывозятся жителями села, хранятся постоянно, при исполнении предписания Управления Росприроднадзора провели обваловку, устранили распространение мусора. Ликвидация площадки приведет к распространению мусора и неорганизованному скоплению мусора. Предписание исполнено частично. В ООО «Внешнее благоустройство» направлен запрос о предоставлении коммерческого предложения, ответ не поступил. На площадке твердое покрытие присутствует.
Представитель ответчика Глава администрации Таушинского сельского поселения Чернушинского района Шанева И.В. в письменном отзыве по иску указала следующее. С требованиями прокурора ответчик не согласен по следующим основаниям. Согласно информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 06.03.2012 года №СЭД-38-01-06.1-92 и Агентства по управлению имуществом Пермского края от 06.03.2012 года № СЭД-Пвн31-15-294 альтернативным и целесообразным вариантом может быть площадка временного накопления отходов или площадка сбора и сортировки отходов, которые предусматривают последующий вывоз «хвостов» (отходов) на полигон, отвечающий нормативным требованиям (полигон г. Чернушка). Указанная альтернатива предусматривает расположение площадки временного накопления отходов на землях сельскохозяйственного назначения. На основании указанной информации постановлением главы Чернушинского муниципального района от 04.04.2013 года <№> утверждена схема расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты>. под площадку временного хранения твердых бытовых отходов по адресу: западнее с. Тауш Чернушинского района Пермского края. Учредителем Администрацией Таушинского сельского поселения создано муниципальное казенное учреждение «Служба Заказчика Таушинского сельского поселения», к деятельности которого относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (в редакции от 28.12.2016 года) «Об отходах производства и потребления», организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 года № 1057-п «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края», на территории Пермского края функции в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами осуществляет Региональная служба по тарифам Пермского края, в том числе функции: разрабатывает для программ социально-экономического развития Пермского края прогнозные показатели и мероприятия по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; утверждает инвестиционные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов; организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разрабатывает и представляет на утверждение Правительства Пермского края проект правового акта, утверждающего порядок сбора твердых коммунальных отходов, в том числе раздельного сбора. К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Указанные вопросы не относятся к полномочиям сельского поселения. По данному факту уже выдано Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в котором предписано удалить накопленные на почве на земельном участке с кадастровым <№> отходы в соответствии с экологическими требованиями; оборудовать площадку накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 года № 7-ФЗ, ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПин 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, в срок до 1 мая 2018 года. Ликвидация площадки временного хранения твердых бытовых отходов по адресу: западнее с. Тауш Чернушинский район Пермский край, приведет к неорганизованному скоплению отходов на территории Таушинского сельского поселения. Нахождение несанкционированных свалок на территории поселения приведет к нарушению действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также создаст угрозу жизни и здоровью жителей. Считает требования прокурора неподлежащими удовлетворению. (л.д. 34, 47-51)
Третье лицо Комитет по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района ликвидирован на основании Решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района <№> от 26.10.2017 года.
Представитель третьего лица Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района в письменном отзыве по иску указал, что сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. На территории Пермского края функции в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами осуществляет Региональная служба по тарифам Пермского края. В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельским поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», сельские поселения участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Полномочия Чернушинского муниципального района по решению вопросов местного значения по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района Таушинскому сельскому поселению не передавались. Считает, требования прокурора Чернушинского района к администрации Таушинского сельского поселения о ликвидации площадки временного накопления отходов не подлежащими удовлетворению. (л.д. 29-30)
Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени судебного заседания уведомлен, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Пермского края в пояснениях к иску указал, что согласно акту проверки Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 21.09.2017 года в границах Таушинского сельского поселения на земельном участке с кадастровым <№> расположена площадка временного накопления отходов, общая площадь <данные изъяты>, объемом <данные изъяты>. Согласно сведениям с публичной кадастровой карты об основных характеристиках об объектах недвижимости, земельный участок отнесен к категории земель промышленности и др., вид разрешенного использования – под площадку временного накопления отходов. Указанная свалка твердых коммунальных отходов не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 года № 16. Свалка не является площадкой для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечает требованиям п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80, и соответственно, является несанкционированной свалкой отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесена к вопросам местного значения сельского поселения. Вместе с тем, ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ закрепляет, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельским поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Законом Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельским поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» в статье 2 закрепляет за сельскими поселениями Пермского края полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Поскольку Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит терминов «несанкционированная свалка», «ликвидация несанкционированных свалок», то ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, регламентированной указанным федеральным законом. Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт» Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в соответствии с которым несанкционированные свалки отходов – территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. На основании п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Статья 4 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. При невозможности установления собственника отходов обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов возлагается на собственника, землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка. Часть 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ устанавливает, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
29 сентября 2017 года прокуратурой Чернушинского района Пермского края совместно с Комитетом по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды об отходах производства и потребления, земельного законодательства, в ходе которой установлено, что в границах Таушинского сельского поселения на земельном участке с кадастровым <№> расположена свалка твердых бытовых и коммунальных отходов, общая площадь свалки 1 га, объём выявленных отходов <данные изъяты>., установлено, что площадка организована и используется администрацией Таушинского сельского поселения для временного накопления твердых и коммунальных отходов для нужд населения, накопленные отходы не вывозились с 2015 года, требования законодательства о временном хранении отходов не более 11 месяцев не соблюдаются, накопленные отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки частично не имеет искусственного водопроницаемого покрытия, по периметру частично отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков, земельные участки отнесены к категории земель промышленности и др., при этом вид разрешенного использования земельных участков – под площадку временного накопления отходов. (л.д. 7-9)
По информации ООО «Внешнее благоустройство» от 30 ноября 2017 года с Администрацией Таушинского сельского поселения договор на оказание услуг по вывозу ТБО и ТКО не заключался. (л.д. 18)
Запрос о коммерческом предложении на вывоз твердых бытовых отходов администрацией Таушинского сельского поселения направлен в ООО «Внешнее благоустройство» 22 января 2018 года. (л.д. 84)
Согласно Акта проверки Комитета по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района от 21 сентября 2017 года, при обследовании содержания площадки временного размещения твердых бытовых отходов в с. Тауш установлено, что в границах Таушинского сельского поселения на земельном участке с кадастровым <№> расположена площадка временного размещения твердых бытовых отходов, общая площадь свалки 1 га., объём выявленных отходов <данные изъяты>., часть твердых коммунальных отходов располагается за пределами площадки, внутри площадки присутствуют очаги возгорания мусора и задымление, обваловка по периметру площадки частично отсутствует. (л.д. 10-17)
Согласно предписания старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 30 октября 2017 года, при проверке 4 октября 2017 года установлено, что западнее села Тауш напротив фермы выявлено наличие свалки твердых коммунальных отходов, территория свалки не имеет твердого покрытия, отходы размещены на почве, свалка не имеет ограждения и обваловки, имеются следы горения отходов, установлено бездействие администрации Таушинского сельского поселения и нарушение требований в области обращения с отходами производства и потребления, администрация обслуживает площадку накопления коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым <№>, не соответствующую экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, Администрации Таушинского сельского поселения предписано осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды: в срок до 20 декабря 2017 года удалить накопленные на почве на земельном участке с кадастровым <№> отходы в соответствии с экологическим требованиями; в срок до 1 мая 2018 года оборудовать площадку накопления твердых коммунальных отходов соответствии с требованиями ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 года № 7-ФЗ, ст. 42 Земельного кодекса РФ (ред. 25.10.2001 года), ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года №4690-88. (л.д. 85-86)
В соответствии с письмом Главы Таушинского сельского поселения <№> от 10 ноября 2017 года Администрацией Таушинского сельского поселения нарушения согласно п. 1 предписания от 30 октября 2017 года устранены, получен отказ Управления имущественных отношений в предоставлении земельного участка с кадастровым <№> с категорией земли промышленности и др., с разрешенным использованием по площадку временного хранения твердых бытовых отходов. (л.д. 87)
Определением Государственного инспектора РФ по охране природы по Пермскому краю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 15 января 2018 года в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Таушинского сельского поселения Шаневой И.В. отказано. (л.д. 88 -89)
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым <№> расположен по адресу: Пермский край Чернушинский район западнее с. Тауш, площадью <данные изъяты>., категория земель – земли промышленности и др., вид разрешенного использования – под площадку временного хранения твердых бытовых отходов. (л.д. 22-27)
Постановлением главы Чернушинского муниципального района от 4 апреля 2013 года <№> утвержден акт выбора земельного участка от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения под площадку временного хранения твердых бытовых отходов по адресу: западнее с. Тауш Чернушинского района Пермского края, площадью <данные изъяты>. (л.д. 82)
Согласно пункта 20 ст. 6 Устава Таушинского сельского поселения (в ред. от 06.07.2016 года <№>), к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. (л.д. 52- 67)
Постановлением главы Администрации Таушинского сельского поселения от 11 декабря 2013 года <№> путем изменения типа существующего муниципального бюджетного учреждения «Служба заказчика Таушинского сельского поселения» создано муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика Таушинского сельского поселения», учредителем выступает администрация Таушинского сельского поселения. (л.д. 68-69)
В соответствии с абз. 1 п. 2.4. Устава муниципального казенного учреждения «Служба заказчика Таушинского сельского поселения» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к иным видам деятельности МКУ ««Служба заказчика Таушинского сельского поселения».ф (л.д. 70-80)
Согласно писем Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края № СЭД-38-01-06.1-92 от 06 марта 2012 года, Агентства по управлению имуществом Пермского края № СЭД-пвн31-15-294 от 12 марта 2012 года, при разрешении вопроса по переводу земельных участков предписано в качестве альтернативного и экономически целесообразного варианта организация площадки временного накопления отходов или площадка сбора и сортировки отходов, которые предусматривали последующий вывоз «хвостов» (отходов) на полигон, отвечающий нормативным требованиям (полигон г. Чернушка). (л.д. 90-91, 92-93)
Из предоставленных документов и доводов сторон установлено в судебном заседании, что в границах Таушинского сельского поселения на земельном участке с кадастровым <№> западнее с. Тауш, категория земель земли промышленности и др. с разрешенным использованием под площадку временного хранения твердых бытовых отходов, на указанной площадке организована свалка из накопленных твердых бытовых и коммунальных отходов, при этом вывоз отходов не производится, отходы хранятся постоянно, площадка не отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам для размещения отходов, отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков, поверхность площадки частично не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, по периметру частично отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
По заключению Региональной службы по тарифам Пермского края указанная свалка является несанкционированной свалкой отходов.
При организации в 2013 году земельный участок предоставлен под площадку временного накопления отходов с последующим вывозов отходов на полигон.
При проверках органами прокуратуры, специалистами Комитета по охране окружающей природной среды администрации Чернушинского муниципального района, специалистами Инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в сентябре и октябре 2017 года установлено, что свалка коммунальных отходов образовалась в течении нескольких лет, отходы не вывозятся, площадка временного накопления отходов не соответствует экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Ответчиком администрацией поселения акты и предписания государственных органов не оспаривались, факты нарушений не опровергались.
В силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пунктом 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" предусмотрено, что за сельскими поселениями Пермского края закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно части 2 статьи 13 указанного Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12).
Положениями статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Таушинского сельского поселения Чернушинского района Пермского края на земельном участке с кадастровым <№> образовалась несанкционированная свалка из накопленных твердых бытовых и коммунальных отходов, указанная свалка не относится к специализированному полигону, и как площадка временного накопления отходов не отвечает требованиям санитарных правил, отходы с указанной площадки не вывозятся и хранятся постоянно, площадка не оборудована в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил.
Указанные обстоятельства подтверждают обоснованность заявленных исковых требований прокурора.
При оценке доводов ответчика суд учитывает, что объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный муниципальному образованию Законом Пермского края от 22 декабря 2014 года N 416-ПК, об участии в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, не может быть сведен к формальному участию поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не может расцениваться как основание к освобождению ответчика от ликвидации существующей несанкционированной свалки.
Несанкционированные свалки причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан.
Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления на основании статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
С учетом приведенных норм действующего законодательства доводы прокурора об обязанности ответчика участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения с целью решения вопросов местного значения являются законными и обоснованными.
Действующее законодательство не предусматривает возможность размещения и хранения твердых коммунальных отходов без проведения защитных мероприятий.
При размещении указанной свалки нарушаются нормы СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 3.5.2.1376-03.3.5.2. "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" и СанПиН 2.1.7.1322-03 2.1.7 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, на Администрацию Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края подлежит возложению обязанность ликвидировать свалку из накопленных твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым <№>, объемом <данные изъяты>., в течении десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельном участке с кадастровым <№> с даты вступления решения суда в законную силу до оборудования площадки в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическим требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Администрацию Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность ликвидировать свалку из накопленных твердых бытовых и коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым <№>, объемом <данные изъяты>., в течении десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию Таушинского сельского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края обязанность прекратить деятельность по временному накоплению отходов на земельном участке с кадастровым <№> до оборудования площадки в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья (подпись) Е.Р. Низаева