19RS0№-46
12-116/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
<адрес> Хакасия 27 февраля 2023 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Бубличенко Е.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассматривая в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО4 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – министра здравоохранения Республики Хакасия ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Ц-<адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, рп. Усть-Абакан, <адрес>, к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – министр здравоохранения Республики Хакасия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник должностного лица – ФИО4 обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление по делу отменить, производство по делу прекратить, указывая на влияние новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на достижение показателей результативности, а также на введение и действие во времени препятствий в оказании медицинской помощи гражданам в виде ее полной или частичной отмены, создающих ограничения в достижении показателей. В связи с наличием объективных обстоятельств, затрудняющих и во многом препятствующих исполнению показателей, в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не явился, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
С учетом положений ч.ч. 2,3 ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, при его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник ФИО4, действующий на основании доверенности, жалобу по доводам, изложенным в ней, а также по доводам, изложенным в дополнительных пояснениях к жалобе, поддержал. Пояснил, что недостижение показателей является незначительным и связано, в том числе с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, обусловленной заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в результате которой в 2021 года было приостановлено оказание плановой медицинской помощи, медицинские учреждения были перепрофилированы под ковидные отделения, в связи со вспышками заболеваний были закрыты некоторые отделения. Также указал на то, что по заданию и под руководством ФИО1 был создан и согласован со всем Правительством Республики Хакасия проект постановления Правительства Республики Хакасия "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки медицинских работников и лиц, обучающихся на основании договора о целевом обучении для последующего трудоустройства в медицинские организации государственной системы здравоохранения Республики Хакасия" (Закон Республики Хакасия №-ЗРХ от 02.12.2011»), и ДД.ММ.ГГГГ на сессии Верховного Совета Республики Хакасия был принят соответствующий Закон Республики Хакасия №-ЗРХ, который значительно расширил меры социальной поддержки медицинских работников в сравнении со старой редакцией.
В судебном заседании представитель Управления Федерального Казначейства по <адрес> ФИО5 возражала против доводов жалобы, указывая на то, что фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значение показателей «Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях», «Больничная летальность от инфаркта миокарда», «Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения», «Количество рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях, тыс. ед.», «Число посещений сельскими жителями ФП, ФАПов и ВА, в расчете на 1 сельского жителя» не достигнуто.
Прокурор отдела прокуратуры Республики Хакасия ФИО6 в судебном заседании полагала, что материалы дела содержат достаточные данные и доказательства вины должностного лица во вмененном административном правонарушении, и свидетельствуют о недостаточности принимаемых Министерством здравоохранения Республики Хакасия мер, направленных на выполнение предусмотренных пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, задач в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».
Заслушав участников процесса, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого должностное лицо ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ явилось нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
В силу пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением среди прочего признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Согласно положениям Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, деятельность Правительства Российской Федерации в указанный период будет в первую очередь направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены следующие задачи, подлежащие решению в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение»: обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.
В соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Согласно паспорту национального проекта «Здравоохранение», утвержденному протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от ДД.ММ.ГГГГ №, в его структуру входят федеральные проекты «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».
Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа Республики Хакасия «Развитие здравоохранения Республики Хакасия».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Хакасия заключено Соглашение №-N30019-1 о реализации регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями (<адрес>)» на территории Республики Хакасия (далее - соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1)
Приложением № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1 установлены показатели федерального проекта по субъекту Российской Федерации для Республики Хакасия. Значение показателя «Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях» на 2021 г. установлено 53%.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1/5 к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1 в приложение № внесены изменения: значение показателя «Доля злокачественных новообразований, выявленных на I-II стадиях» на 2021 г. установлено 53,5%.
Указанные изменения также продублированы в дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1/6 к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1
Значение показателя «Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях» на 2021 г. в размере 53,5% также установлено в паспорте регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями (<адрес>)» и в государственной программе Республики Хакасия «Развитие здравоохранения Республики Хакасия».
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Хакасия заключено Соглашение №-N20044-1 о реализации регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (<адрес>)» на территории Республики Хакасия (далее - соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1).
Приложением № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1 установлены показатели федерального проекта по субъекту Российской Федерации для Республики Хакасия. Значение показателей «Больничная летальность от инфаркта миокарда» на 2021 г. установлено 10,4%, «Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения» - 15,9%, «Количество рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях, тыс. ед.» - 1,297.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1/3 к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1 в приложение № внесены изменения: значение показателей «Больничная летальность от инфаркта миокарда» на 2021 г. установлено 10,9%, «Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения» - 17%, «Количество рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях, тыс. ед.» - 1,297.
Указанные изменения также продублированы в дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1/4 к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1.
Значение показателей «Больничная летальность от инфаркта миокарда» на 2021 г. в размере 10,9%, «Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения» - 17% также установлено в паспорте регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (<адрес>)» и в государственной программе Республики Хакасия «Развитие здравоохранения Республики Хакасия».
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Хакасия заключено Соглашение №-N10020-1 о реализации регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (<адрес>)» на территории Республики Хакасия (далее - соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1).
Приложением № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1 установлены показатели федерального проекта по субъекту Российской Федерации для Республики Хакасия.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1/4 к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1 в приложение № внесены изменения: значение показателя «Число посещений сельскими жителями ФП, ФАПов и ВА, в расчете на 1 сельского жителя» на 2021 г. установлено 1,62.
Значение показателя «Число посещений сельскими жителями ФП, ФАПов и ВА, в расчете на 1 сельского жителя» на 2021 г. в размере 1,62 также установлено в паспорте регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (<адрес>)» и в государственной программе Республики Хакасия «Развитие здравоохранения Республики Хакасия».
Пунктом 2.2.2 соглашений от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1, от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1 и от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1 установлено, что руководитель регионального проекта обеспечивает формирование и утверждение с использованием информационной системы «Электронный бюджет» не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения паспорта федерального проекта паспорта регионального проекта, соответствующего по структуре паспорту федерального проекта, и определяющего в том числе: значения показателей федерального проекта, соответствующие значениям показателей, определенных Субъекту в приложении «Показатели федерального проекта по субъектам Российской Федерации» к паспорту федерального проекта, в соответствии с приложением № к настоящему соглашению; задачи, а также результаты федерального проекта и даты их достижения по Субъекту в соответствии с приложением № к настоящему Соглашению; план мероприятий по реализации регионального проекта.
Согласно пункту 2.2.3 указанных соглашений, руководитель регионального проекта обеспечивает достижение значений показателей, выполнение задач, результатов федерального проекта по Субъекту, а также выполнение плана мероприятий по реализации регионального проекта (при наличии), определенных в соответствии с пунктом 2.2.2. настоящего Соглашения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем,
- в нарушение условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1 значение показателя «Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях» в 2021 г. в размере 53,5% не достигнуто, фактическое значение на конец отчетного периода составило 50,3%;
- в нарушение условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №- N20044-1 значение показателя «Больничная летальность от инфаркта миокарда» в 2021 г. в размере 10,9% не достигнуто, фактическое значение на конец отчетного периода составило 13,9%; значение показателя «Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения» в 2021 г. в размере 17% не достигнуто, фактическое значение на конец отчетного периода составило 17,4%, значение показателя «Количество рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях, тыс. ед.» в 2021 г. в размере 1,297 не достигнуто, фактическое значение на конец отчетного периода составило 0,965;
- в нарушение условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1 значение показателя «Число посещений сельскими жителями ФП, ФАПов и ВА, в расчете на 1 сельского жителя» в 2021 г. в размере 1,62 не достигнуто, фактическое значение на конец отчетного периода составило 1,52.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что фактически по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значение показателей «Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях», «Больничная летальность от инфаркта миокарда», «Больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения», «Количество рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях, тыс. ед.», «Число посещений сельскими жителями ФП, ФАПов и ВА, в расчете на 1 сельского жителя» не достигнуто.
По факту выявленных нарушений, которые свидетельствуют о недостаточности принимаемых Министерством здравоохранения Республики Хакасия мер, направленных на выполнение предусмотренных пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, задач в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», постановлением первого заместителя прокурора Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении министра здравоохранения Республики Хакасия ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Исходя из представленных материалов, административный орган пришел к выводу о том, что в нарушение п. 1 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерством здравоохранения Республики Хакасия не обеспечено достижение установленных соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1, от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1 и от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1 показателей федерального проекта по субъекту Российской Федерации для Республики Хакасия.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 4.3.2. Положения о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний.
Согласно п. 6 Положения, Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий.
Распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк ФИО1 назначен на должность Министра здравоохранения Республики Хакасия.
Проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что имеются неоспоримые доказательства и достаточные данные для установления в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами у суда не имеется.
Указанные обстоятельства дела и вина должностного лица ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением первого заместителя прокурора Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, в котором достаточно подробно изложены обстоятельства совершенного административного правонарушения; соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1, от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1 и от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1 и дополнительными соглашениями, паспортами регионального проекта, отчетами о ходе реализации национального проекта на ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-рк и иными материалами, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела.
Совокупность письменных доказательств, содержащихся в материалах административного дела, позволяет сделать вывод о том, что вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, установлена.
Допущенное должностным лицом ФИО1 нарушение не обусловлено объективными, не зависящими от него причинами. Материалами дела не подтвержден факт принятия должностным лицом ФИО1 исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение допущенного правонарушения
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу должностного лица ФИО1, по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, со ссылкой на введение и действие во времени препятствий в оказании медицинской помощи гражданам в виде ее полной или частичной отмены в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления, по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Указанные доводы были предметом проверки административного органа и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в постановлении.
Вопреки доводам жалобы, нарушений оценки доказательств административным органом допущено не было.
Между тем, с учетом всех обстоятельств данного дела, суд полагает возможным признать совершенное должностным лицом ФИО1 правонарушения малозначительным и освободить его от административной ответственности по следующим основаниям.
В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Конкретные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ненадлежащее исполнение должностным лицом служебных обязанностей лишь формально содержит признаки состава административного правонарушения. Недостижение установленных соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ №-N30019-1, от ДД.ММ.ГГГГ №-N20044-1 и от ДД.ММ.ГГГГ №-N10020-1 показателей федерального проекта по субъекту Российской Федерации для Республики Хакасия является незначительным, связанным, в том числе с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, обусловленной заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
При этом суд принимает во внимание доводы защитника о приостановлении в 2021 году оказания плановой медицинской помощи, перепрофилировании медицинских учреждений под ковидные отделения, закрытии отделений в связи со вспышками заболеваний, что также отразилось на результативности показателей.
В связи с указанным суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае возбуждением и рассмотрением дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, в связи с чем объявление должностному лицу ФИО1 устного замечания будет являться в данном случае необходимым и достаточным для него негативным последствием.
Учитывая указанное, в данном случае имеются основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Изложенное в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления и прекращение производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – министра здравоохранения Республики Хакасия ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в виду малозначительности административного правонарушения.
Объявить должностному лицу - министру здравоохранения Республики Хакасия ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Ю. Бубличенко